Опорный конспект по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Опорный конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_gore_ot_uma.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

«В моей комедии 25 глупцов на 1

здравомыслящего человека, и этот человек,

разумеется, в противоречии с обществом его

окружающим, его никто не понимает, никто

простить не хочут, зачем он немножко

повыше прочих».

А.С. Грибоедов.

 Термины.

Роды литературы: эпос, лирика, драма (драма - это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц).

Жанры  драмы: комедия, драма, трагедия.

Комедия - это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе  драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера

Конфликт в пьесе.

Частный

Общественный

Особенности жанра «Горе от ума».

Авторское определение жанра – комедия.

Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны трагические и драматические элементы. Конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (пересечение комедии и трагедии).

Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы, иногда её называют трагикомедией.

Драматическое произведение  состоит  из частей – это действия и явления.

Авторские ремарки -  это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа.

Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении.

План анализа комедии.

1 действие. «К вам Александр Андреич Чацкий».

1) Какова атмосфера жизни в доме Фамусова? Каковы сами его обитатели?

2) Как и каким появляется Чацкий?

3) Как встречает Чацкого Софья? Что раздражает её в герое?

4)Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

5)Против чего направлена ирония героя?

Герои пьесы.

Главные

Второстепенные

Внесценические персонажи

Их взаимодействие составляет сюжет.

Представляют типические черты светского общества, создают фон.

Только упоминаются, в действии не участвуют.

Чацкий

Фамусов

Молчалин

Софья

Главные герои (характеризуем по тексту всей пьесы).

Александр Андреевич Чацкий.

Значение имени

В рукописи-Чадский (от слова «чад») – намёк на романтическую отуманенность героя, которая раскрывается в 4-м действии.

Характеристика

Честный, прямой, свободомыслящий, истинный патриот – служит «делу, а не лицам», высмеивает преклонение перед заграничным, бескомпромиссный, ироничный, обладает острым критическим умом.

Взгляды Чацкого

1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство

Герои о Чацком

Павел Афанасьевич Фамусов.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Алексей Степанович Молчалин.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Софья Павловна.

Значение имени

Характеристика

Взгляды Фамусова

Герои о Фамусове

Вывод.

2 действие. «Век нынешний» и «век минувший».

1) О чём рассказывает Фамусов в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой»? Какие события составляют его жизнь и жизнь людей его круга?

2) Когда ироническая перепалка Фамусова и Чацкого, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический  спор?

Два лагеря в пьесе.

Чацкий и его единомышленники

«Фамусовское» общество

Александр Андреевич Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Сколозуба , «химик и ботаник» - племянник княгини Тугоуховской.

Павел Афанасьевич Фамусов и его гости, Алексей Степанович Молчалин, Софья Павловна, внесценические персонажи.

3) Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?

Александр Андреевич Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов

4) Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

5) Любит ли Софья Молчалина? А он её? Что нового мы узнаём о характере героя из этого действия?

6) Как ведёт себя «влюблённый» Чацкий?

Вывод.

3 действие. «Можно ль против всех?». Анализ сцены бала.

1) Какие события предшествуют сцене бала?

2) Каково место сцены бала в сюжете комедии?

3) Диалог Чацкого и Софьи. Почему Чацкий делает вывод: «…Она его не любит». Прав ли он?

4) Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?

5) Почему всех гостей бала принято называть «фамусовская Москва»? Какой основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев, их нарицательность).

Внесценические персонажи .

Второстепенные герои.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Антон Антонович Загорекий

Репетилов

Характеристика московского света.

1.

2.

3.

4.

5.

4 действие. «Не образумлюсь…виноват».

1) Какие события составляют содержание 4 действия?

2) Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию?

3) В каком монологе Чацкого заключена развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

4) Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

Вывод.

Художественный метод пьесы.

Реализм.

-речевая индивидуализация персонажей отражает характеры героев

-герои, не теряя индивидуальности, превращаются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина и т.л.)

Классицизм.

-быстрое развитие действия, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами

-правило трёх единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова)

-драматические амплуа (Чацкий – резонёр, Лиза – субретка) и говорящие фамилии персонажей.

Романтизм.

Главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условия...

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....