Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Титова Светлана Борисовна

В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условиях коррекционной школы, а особенно детей с ограничениями здоровья по опорно-двигательному аппарату, пользоваться уже готовым материалом не всегда получается: строчки маленикие и узкие, просто их не хватает на определения и др. причины.. Поэтому я уже 10 лет создаю свои опорные схемы, опорные конспекты уроков, конспекты уроков неполного содержания, в которых ребята пишут определения, выполняют ряд заданий, отрабатывают написание формул и уравнений реакций. Они мне помогают сократить время ожидания. Ребята порой очень долго пишут, а в таком конспекте писать меньше. Кроме того, учащиеся часто пропускают слова, индексы, могут даже пропустить целые словосочетания или предложения. При списывании с доски могут расположить на листе материал как попало , а в готовом опорном конспекте все изложенно последовательно. Выношу на обсуждение учителей свои методические разработки, может быть, где-то находки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВАЛЕНТНОСТЬ

Валентность – это__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

ВАЛЕНТНОСТЬ

постоянная

переменная

1.  Высшая____________________________

______________________________________





______________________________________

2. Низшая____________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Составление формул по валентности бинарных соединений

Бинарные соединения – Это соединения, которые состоят из __________________

______________________________________________________________________

шага

Алгоритм

формула

1

формула

2

1

Записать символы элементов

РH

 РО

2

Найти валентности каждого элемента по таблице Д.И. Менделеева и проставить их над символами римскими цифрами

P –III; H – I

 

III    I

P    H

P – V; O – II

 

V  II

P  O

3

Найти наименьшее общее кратное (НОК) валентностей

III•I = 3

V•II = 10

4

Разделить НОК на валентность первого элемента

3: III = 1

10: V = 2

5

Первое частное записать в виде индекса первого элемента

  3

III   I

P1  H

 10

V  II

P2  O

6

Разделить НОК на валентность второго элемента

3: I = 3

10: II = 5

7

Второе частное записать в виде индекса второго элемента

 3

III   I

P    H3

 10

V  II

P2  O5

8

Итог, что получается

P    H3

P2  O5

Составьте формулы бинарных соединений

валентность

низшая

валентность

высшая

валентность

одинаковая

валентности

четные

валентности

нечетные

Определение валентности элементов в бинарных соединениях по формуле.

шага

Алгоритм

формула

1

формула

2

1

Записать формулу бинарного соединения

P    H3

P2  O5

2

Найти наименьшее общее кратное (НОК) по индексам элементов

 1•3 = 3

5•2 = 10

3

Разделить НОК на индекс первого элемента

3: 1 =  III

10: 2 = V

4

Первое частное записать в виде валентности первого элемента

   3

III  

P1    H3

  10

V  

P2  O5

5

Разделить НОК на индекс второго элемента

3: 3 =  I

10: 5 = II

6

Второе частное записать в виде валентности второго элемента

   3

III   I

P1    H3

  10

V  II

P2  O5

7

Итог

  3

III   I

P1  H3

 10

V  II

P2  O5

Определите валентность элементов по формулам бинарных соединений

формула

НОК

Валентности

формула

НОК

Валентности

N1  H3

N –

H –

N2  O5

N –

O –

Si1  H4

Si –

H –

N2  O

N –

O –

Se1  H2

Se –

H –

Se1  O3

Se –

O –

 

H1 Br1

Br –

H –

Mn2  O7

Mn –

O –

Al1  H3

Al –

H –

P2  O3

P –

O –



Предварительный просмотр:

Относительная атомная масса

1. Обозначение_______________________________________

A________________________, r [relative] - ____________________________

2. Единица измерения__________________________________________

3. Находится как отношение _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Формула:

Ar =  m  (масса атома хим. элемента)      = --------------------

              1/12 m (масса атома углерода 12)  

 5. Нахождение относительной атомной массы по таблице Д.И. Менделеева:

химический

элемент

значение  Ar

Ar (округленное значение)

О

Са

Fe

N

Ar

 

6. Запись:

Ar (О) = ______________

Ar (   ) = ______________

Ar (   ) = ______________

Ar (    ) = ______________

  Ar (    ) = ______________

7. Найдите и запишите округленные значения относительных атомных масс элементов: магния, меди, фосфора, хлора, углерода.

Относительная молекулярная масса

1. Обозначение_______________________________________

М________________________, r [relative] - ____________________________

2. Единица измерения__________________________________________

3. Находится как отношение _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Формула:

Мr =  m  (масса молекулы)                    = --------------------

             1/12 m (масса атома углерода 12)  

 5. Нахождение относительной молекулярной массы :

молекула

значение  Мr

Н2О

Мr(Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18

СаО

Мr(СаО) =   Ar(      ) +    Ar (      ) =

Fe2О3

Мr(Fe2О3) =     Ar(      ) +   Ar(   ) =

3

Мr(3) =   Ar              +    Ar             =

АlCl3

Мr(             ) =

HNO3

Мr(             ) =

H2SO4

 Мr (            ) =

 

6. Найдите и запишите значения относительных молекулярных масс:

  1. оксида магния, состоящего из одного атома магния и одного атома кислорода;
  2.  хлорида меди (II), состоящей из одного атома меди и двух атомов хлора;
  3. оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;
  4. двухатомной молекулы хлора.

Массовая доля элементов в молекуле

1. Обозначение_______________________________________

ω_____________________________________________

2. Единица измерения__________________________________________

3. Находится как отношение _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Формула:

    ω(х.э.) =  n  Ar(хим. элемента)     • 100%

                                   Mr

n - индекс химического элемента в молекуле

 5. Нахождение массовой доли элемента:

дано

найти ω 

решение

Н2О

ω (Н)

ω (О)

1. Найти значения Ar хим. Элементов:

Ar(Н) = 1, Ar(О) = 16

2. Найти Мr (Н2О)

Мr (Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18

3. Найти массовую долю водорода:

  ω(х.э.) =  2 Ar(Н)    • 100%

                        Mr( Н2О)

  ω(х.э.) =  2  · 1  • 100% =20%

                        18

4. Найти массовую долю кислорода

  100% - 20% = 80 %

Ответ: ω (Н)= 20%;  ω (О)=80 %

Fe2О3

ω (Fe)

ω (О)

HNO3

ω (Н)

ω (О)

ω (N)

 

6. Решите задачи: Найдите

  1. массовые доли элементов хлорида меди (II), состоящая из одного атома меди и двух атомов хлора;
  2. оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;
  3. двухатомной молекулы хлора.



Предварительный просмотр:

Химические реакции

Химические реакции – это ______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения химических реакций_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Типы химических реакций

___________________

___________________

___________________

Реакции соединения______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Реакции разложения_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Реакции замещения______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Реакции обмена___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Химические формулы.

Химические формулы показывают _________________________________________

_____________________________________________________________________________

Химическая формула имеет состав

Качественный –

________________

________________

Количественный –

_________________

_________________

Индекс  показывает ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индекс пишется  ____________________________________________________________

Н2О

индекс

NH3

О2

Задание 1:

Определите качественный и количественный состав веществ, простое или сложное вещество

О3

N2

CO2

P2O5

C6H12O6

H2SO4



Предварительный просмотр:

Чистые вещества и смеси.

Способы разделения смесей

Чистые вещества – это ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Смеси – это __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Подчеркните смеси: сахар, конфета, масляные краски, марганцовка. Спирт, поваренная соль, мясной бульон, родниковая вода, кислород, медь, железо, речная вода, воздух, алмаз, углерод, лимонад.

2. Приведите по два примера чистых веществ, находящихся при 200С в:

  1. Газообразном состоянии__________________________________

  1. Твердом виде ___________________________________________

  1. Жидком состоянии ______________________________________

Способы разделения смесей

  1. ______________________________________________

  1. ______________________________________________

  1. ______________________________________________

  1. ______________________________________________

  1. ______________________________________________

  1. ______________________________________________

3. Как разделить смеси?

А) воды и подсолнечного масла__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В) соли и манной крупы: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Г) пыли и воздуха _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Вывод: способы разделения смесей основаны на ___________________________________

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Химические свойства кислот.

кислоты

взаимодействуют  с

2. металлами

3. Основными

оксидами

5. солями

Что

получается?

Что

получается?

Что

получается?

4. основаниями

Что

получается?

1. Изменяет цвет

 индикаторов

 

Что

получается?

1. Проведите реакции, подтверждающие химические свойства кислот.

2. Напишите уравнения реакций.

3. Сделайте обобщающий вывод для каждой реакции.



Предварительный просмотр:

Химические свойства оснований

 

Растворимых оснований (щелочей)

Нерастворимых оснований

1. Действие на индикатор:

 - фенолфталеин – малиновый цвет

 - лакмус – синий цвет

 - метилоранж – желтый

1. Действие на индикатор:

       

    нет

2. Взаимодействие с кислотными оксидами:

              2NaOH + SiO2 = Na2SiO3 + H2O

2. Разложение ( при t◦):

2Fe(OH)3 ↓= Fe2O3 + 3H2O

3. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации):

             2NaOH + H2SiO2 = Na2SiO3 + 2H2O

3. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации):

2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 ↓+ 6H2O

4. Взаимодействие с солями:

           2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2 NaCl

С д е л а й   с а м

1)              KOH + SiO2 →

2)              Ba(OH)2 + CO2

3)             KOH + H2SiO2

4) )             KOH + H2SO4

5)               KOH + CuCl2

6)               KOH + FeCl2

1) Al(OH)3 ↓ →

2) Cu(OH)2 ↓ →

3) …Al(OH)3 + …H2SO4

4)    Fe(OH)2 + …HCl 



Предварительный просмотр:

Кислотные оксиды

I.

Кислотные оксиды – это ____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Выберите кислотные оксиды из списка веществ:

SO2   ; МgO;  NaOH ;  H2SO4 ; P2O5  ;  SO3  ; FeCl3;  КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaO.

2. Составьте формулы оксидов азота с валентностью от I  до V. Определите, какой из них будет кислотный.

3. Составьте формулы оксидов марганца с валентностью  II; IV; VII . Определите кислотные оксиды.

II.

Химические свойства:

1. Взаимодействие с водой:

SO2   +   H2O = ___________ + ____________

CO2   +   H2O = ___________ + ___________

P2O5   +   H2O = ___________ + ____________

SO3   +   H2O = _____________ + ____________

При взаимодействии кислотных оксидов с водой образуется _________________________

2. Взаимодействие с основаниями:

SO2   +   NaOH = _______________ + _______________

CO2   +  NaOH = ______________ + ________________

P2O5   +  NaOH = ________________ + ______________

SO3   +   КOH = _______________ + _________________

Основные оксиды

I.

Основные оксиды – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Выберите основные оксиды из списка веществ:

SO2   ;  МgO ; NaOH ;  H2SO4 ; P2O5  ;  K2O  ; FeCl3;  КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaO.

2. Составьте формулы оксидов хрома с валентностью от I  до VI. Определите, какой из них будет основный.

3. Составьте формулы оксидов марганца с валентностью  II; IV; VII . Определите основной оксид.

II.

Химические свойства:

1. Взаимодействие с водой:

СаO   +   H2O = ____________ + ___________,

МgO   +   H2O = ___________ + ____________,

Na2O   +   H2O = ___________ + ____________,

BaO   +   H2O = _____________ + ____________.

При взаимодействии основных оксидов с водой образуется _________________________.

Hе взаимодействуют с водой те основные оксиды, если __________________

_________________________________________________________________ .

2. Взаимодействие с кислотами:

Н2SO3   +   Na2O = _______________ + _______________,

Н2CO3   +  Na2O = ________________+ ______________,

HCl   +  СaO = ______________ + ________________,

Н2SO4   +   К2O = _________________ + _______________.

3. Взаимодействие с кислотными оксидами:

SO2   +   Na2O = _______________ ,

CO2   +  Na2O = ________________,

N2O5 +  СaO = ______________ ,

SO3   +   К2O = _________________ .

Вывод: при взаимодействии основных оксидов с кислотами образуется

______________________________________________________________,

при взаимодействии основных оксидов с кислотными оксидами образуется

___________________________________________.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

1. Перечислите, с какими веществами взаимодействуют СОЛИ?

  1. - неметаллы,
  2. - активные металлы,
  3. - кислоты,
  4. - кислотные оксиды,
  5. - основные оксиды,
  6. - амфотерные оксиды,
  7. - основания,
  8. - соли,
  9. - неактивные металлы.

2. Закончите уравнения реакций:

А) Na2СО3 + HCl → _________________      П)  NaОН + Fe(SO4)2→_________________

Б) Ag NO3+ HCl→_________________          Р)  NaOH + Fe(SO4)3→ _________________

B) Na23 + H2SO4 →_________________    С) Ca(OН)2 + Fe(NO3 )2

Г) MgCl2 + H2SO4 → _________________       Т) Mg + Na2SO4 →_________________

Д) Ca(NO3)2 + H2SO4 → _________________  У) Fe + Na2SO3 →_________________

Е) Zn СО3+ H2SO4 →  _________________ Ф)Ва(ОН)2+Cu(NO3 )2  →________________

Ж) Na2СО3+ SO2 → _________________         X)  Na23 + HNO3 →_________________

_________________

З)  NaOH + Cu(NO3 )2 → _________________ Ц) Na24 + BaCl2 →

И)  Ca + Cu(NO3 )2 → _________________      Ч) MgCl2 + Ag NO3 →_________________

К) Cu+ Fe(NO3 )2→_________________      

Л) BaCl2 + H2SO4→ _________________      

М) FeСl3 + H2SO4→_________________      

H) Fe SО4+ Ва(NO3)2→_________________      

O) AlСl3 + H2SO4→_________________      

3. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения". Его так же можно применять и при изучении этой же темы в 9 классе....

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей"

Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей". Этот материал может использоваться на уроке и в 9 классе при введении в тему "Гидролиз солей"....

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"

Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"

Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"...

Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"

В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ К УРОКАМ ХИМИИ (благодарю создателя этого материала и хочу им поделиться с вами уважаемые коллеги)

В этом материале блочно даются химические свойства некоторых металлов, не металлов и органических веществ.Удачи в изучении такой интересной науки, как химия.НеметаллыКарбидыBe2C + 4H2O = 2Be (OH)2 + C...

Использование опорных конспектов на уроках химии

Современная школе страдает от перегрузки учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого ...