Опорные конспекты к урокам химии в 8 классе.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
В настоящее время очень много различного методического и дидактического материала по химии. Многие авторы создали тетради на печатной основе, которыми можно пользоваться на уроках и дома. Но в условиях коррекционной школы, а особенно детей с ограничениями здоровья по опорно-двигательному аппарату, пользоваться уже готовым материалом не всегда получается: строчки маленикие и узкие, просто их не хватает на определения и др. причины.. Поэтому я уже 10 лет создаю свои опорные схемы, опорные конспекты уроков, конспекты уроков неполного содержания, в которых ребята пишут определения, выполняют ряд заданий, отрабатывают написание формул и уравнений реакций. Они мне помогают сократить время ожидания. Ребята порой очень долго пишут, а в таком конспекте писать меньше. Кроме того, учащиеся часто пропускают слова, индексы, могут даже пропустить целые словосочетания или предложения. При списывании с доски могут расположить на листе материал как попало , а в готовом опорном конспекте все изложенно последовательно. Выношу на обсуждение учителей свои методические разработки, может быть, где-то находки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valentnost.doc | 71 КБ |
otnositelnaya_i_molyarnaya_massa.doc | 58.5 КБ |
himicheskie_reakcii.doc | 29 КБ |
himicheskie_formuly.doc | 32.5 КБ |
chistye_veshchestva_smesi.doc | 25 КБ |
himicheskie_svoystva_kislot.doc | 29 КБ |
himicheskie_svoystva_osnovaniy.doc | 32.5 КБ |
svoystva_oksidov.doc | 34 КБ |
himicheskie_svoystva_soley.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАЛЕНТНОСТЬ
Валентность – это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
ВАЛЕНТНОСТЬ
постоянная | переменная |
1. Высшая____________________________ ______________________________________ ______________________________________ 2. Низшая____________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Составление формул по валентности бинарных соединений
Бинарные соединения – Это соединения, которые состоят из __________________
______________________________________________________________________
№ шага | Алгоритм | формула 1 | формула 2 |
1 | Записать символы элементов | РH | РО |
2 | Найти валентности каждого элемента по таблице Д.И. Менделеева и проставить их над символами римскими цифрами | P –III; H – I
III I P H | P – V; O – II
V II P O |
3 | Найти наименьшее общее кратное (НОК) валентностей | III•I = 3 | V•II = 10 |
4 | Разделить НОК на валентность первого элемента | 3: III = 1 | 10: V = 2 |
5 | Первое частное записать в виде индекса первого элемента | 3 III I P1 H | 10 V II P2 O |
6 | Разделить НОК на валентность второго элемента | 3: I = 3 | 10: II = 5 |
7 | Второе частное записать в виде индекса второго элемента | 3 III I P H3 | 10 V II P2 O5 |
8 | Итог, что получается | P H3 | P2 O5 |
Составьте формулы бинарных соединений
валентность низшая | ||||
валентность высшая | ||||
валентность одинаковая | ||||
валентности четные | ||||
валентности нечетные |
Определение валентности элементов в бинарных соединениях по формуле.
№ шага | Алгоритм | формула 1 | формула 2 |
1 | Записать формулу бинарного соединения | P H3 | P2 O5 |
2 | Найти наименьшее общее кратное (НОК) по индексам элементов | 1•3 = 3 | 5•2 = 10 |
3 | Разделить НОК на индекс первого элемента | 3: 1 = III | 10: 2 = V |
4 | Первое частное записать в виде валентности первого элемента | 3 III P1 H3 | 10 V P2 O5 |
5 | Разделить НОК на индекс второго элемента | 3: 3 = I | 10: 5 = II |
6 | Второе частное записать в виде валентности второго элемента | 3 III I P1 H3 | 10 V II P2 O5 |
7 | Итог | 3 III I P1 H3 | 10 V II P2 O5 |
Определите валентность элементов по формулам бинарных соединений
формула | НОК | Валентности | формула | НОК | Валентности |
N1 H3 | N – H – | N2 O5 | N – O – | ||
Si1 H4 | Si – H – | N2 O | N – O – | ||
Se1 H2 | Se – H – | Se1 O3 | Se – O – | ||
H1 Br1 | Br – H – | Mn2 O7 | Mn – O – | ||
Al1 H3 | Al – H – | P2 O3 | P – O – |
Предварительный просмотр:
Относительная атомная масса
1. Обозначение_______________________________________
A________________________, r [relative] - ____________________________
2. Единица измерения__________________________________________
3. Находится как отношение _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Формула:
Ar = m (масса атома хим. элемента) = --------------------
1/12 m (масса атома углерода 12)
5. Нахождение относительной атомной массы по таблице Д.И. Менделеева:
химический элемент | значение Ar | Ar (округленное значение) |
О | ||
Са | ||
Fe | ||
N | ||
Ar | ||
6. Запись:
Ar (О) = ______________
Ar ( ) = ______________
Ar ( ) = ______________
Ar ( ) = ______________
Ar ( ) = ______________
7. Найдите и запишите округленные значения относительных атомных масс элементов: магния, меди, фосфора, хлора, углерода.
Относительная молекулярная масса
1. Обозначение_______________________________________
М________________________, r [relative] - ____________________________
2. Единица измерения__________________________________________
3. Находится как отношение _____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Формула:
Мr = m (масса молекулы) = --------------------
1/12 m (масса атома углерода 12)
5. Нахождение относительной молекулярной массы :
молекула | значение Мr |
Н2О | Мr(Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18 |
СаО | Мr(СаО) = Ar( ) + Ar ( ) = |
Fe2О3 | Мr(Fe2О3) = Ar( ) + Ar( ) = |
NН3 | Мr(NН3) = Ar + Ar = |
АlCl3 | Мr( ) = |
HNO3 | Мr( ) = |
H2SO4 | Мr ( ) = |
6. Найдите и запишите значения относительных молекулярных масс:
- оксида магния, состоящего из одного атома магния и одного атома кислорода;
- хлорида меди (II), состоящей из одного атома меди и двух атомов хлора;
- оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;
- двухатомной молекулы хлора.
Массовая доля элементов в молекуле
1. Обозначение_______________________________________
ω_____________________________________________
2. Единица измерения__________________________________________
3. Находится как отношение _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Формула:
ω(х.э.) = n Ar(хим. элемента) • 100%
Mr
n - индекс химического элемента в молекуле
5. Нахождение массовой доли элемента:
дано | найти ω | решение |
Н2О | ω (Н) ω (О) | 1. Найти значения Ar хим. Элементов: Ar(Н) = 1, Ar(О) = 16 2. Найти Мr (Н2О) Мr (Н2О)= 2Ar (Н) +1Ar(О)= 2·1 +1·16 = 18 3. Найти массовую долю водорода: ω(х.э.) = 2 Ar(Н) • 100% Mr( Н2О) ω(х.э.) = 2 · 1 • 100% =20% 18 4. Найти массовую долю кислорода 100% - 20% = 80 % Ответ: ω (Н)= 20%; ω (О)=80 % |
Fe2О3 | ω (Fe) ω (О) | |
HNO3 | ω (Н) ω (О) ω (N) |
6. Решите задачи: Найдите
- массовые доли элементов хлорида меди (II), состоящая из одного атома меди и двух атомов хлора;
- оксида фосфора(V), состоящего из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода;
- двухатомной молекулы хлора.
Предварительный просмотр:
Химические реакции
Химические реакции – это ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уравнения химических реакций_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Типы химических реакций
___________________
___________________
___________________
Реакции соединения______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Реакции разложения_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Реакции замещения______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Реакции обмена___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Химические формулы.
Химические формулы показывают _________________________________________
_____________________________________________________________________________
Химическая формула имеет состав
Качественный –
________________
________________
Количественный –
_________________
_________________
Индекс показывает ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индекс пишется ____________________________________________________________
Н2О
индекс
NH3
О2
Задание 1:
Определите качественный и количественный состав веществ, простое или сложное вещество
О3 | |
N2 | |
CO2 | |
P2O5 | |
C6H12O6 | |
H2SO4 |
Предварительный просмотр:
Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей
Чистые вещества – это ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Смеси – это __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Подчеркните смеси: сахар, конфета, масляные краски, марганцовка. Спирт, поваренная соль, мясной бульон, родниковая вода, кислород, медь, железо, речная вода, воздух, алмаз, углерод, лимонад.
2. Приведите по два примера чистых веществ, находящихся при 200С в:
- Газообразном состоянии__________________________________
- Твердом виде ___________________________________________
- Жидком состоянии ______________________________________
Способы разделения смесей
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
3. Как разделить смеси?
А) воды и подсолнечного масла__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В) соли и манной крупы: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Г) пыли и воздуха _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод: способы разделения смесей основаны на ___________________________________
_____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Химические свойства кислот.
кислоты
взаимодействуют с
2. металлами
3. Основными
оксидами
5. солями
Что
получается?
Что
получается?
Что
получается?
4. основаниями
Что
получается?
1. Изменяет цвет
индикаторов
Что
получается?
1. Проведите реакции, подтверждающие химические свойства кислот.
2. Напишите уравнения реакций.
3. Сделайте обобщающий вывод для каждой реакции.
Предварительный просмотр:
Химические свойства оснований
Растворимых оснований (щелочей) | Нерастворимых оснований |
1. Действие на индикатор: - фенолфталеин – малиновый цвет - лакмус – синий цвет - метилоранж – желтый | 1. Действие на индикатор:
нет |
2. Взаимодействие с кислотными оксидами: 2NaOH + SiO2 = Na2SiO3 + H2O | 2. Разложение ( при t◦): 2Fe(OH)3 ↓= Fe2O3 + 3H2O |
3. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации): 2NaOH + H2SiO2 = Na2SiO3 + 2H2O | 3. Взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации): 2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 ↓+ 6H2O |
4. Взаимодействие с солями: 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2 NaCl | |
С д е л а й с а м | |
1) KOH + SiO2 → 2) Ba(OH)2 + CO2→ 3) KOH + H2SiO2→ 4) ) KOH + H2SO4→ 5) KOH + CuCl2→ 6) KOH + FeCl2→ | 1) Al(OH)3 ↓ → 2) Cu(OH)2 ↓ → 3) …Al(OH)3 + …H2SO4 → 4) Fe(OH)2 + …HCl → |
Предварительный просмотр:
Кислотные оксиды
I.
Кислотные оксиды – это ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Выберите кислотные оксиды из списка веществ:
SO2 ; МgO; NaOH ; H2SO4 ; P2O5 ; SO3 ; FeCl3; КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaO.
2. Составьте формулы оксидов азота с валентностью от I до V. Определите, какой из них будет кислотный.
3. Составьте формулы оксидов марганца с валентностью II; IV; VII . Определите кислотные оксиды.
II.
Химические свойства:
1. Взаимодействие с водой:
SO2 + H2O = ___________ + ____________
CO2 + H2O = ___________ + ___________
P2O5 + H2O = ___________ + ____________
SO3 + H2O = _____________ + ____________
При взаимодействии кислотных оксидов с водой образуется _________________________
2. Взаимодействие с основаниями:
SO2 + NaOH = _______________ + _______________
CO2 + NaOH = ______________ + ________________
P2O5 + NaOH = ________________ + ______________
SO3 + КOH = _______________ + _________________
Основные оксиды
I.
Основные оксиды – это _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1. Выберите основные оксиды из списка веществ:
SO2 ; МgO ; NaOH ; H2SO4 ; P2O5 ; K2O ; FeCl3; КOH ; Cr2O3 ; CrO3 ; CaO.
2. Составьте формулы оксидов хрома с валентностью от I до VI. Определите, какой из них будет основный.
3. Составьте формулы оксидов марганца с валентностью II; IV; VII . Определите основной оксид.
II.
Химические свойства:
1. Взаимодействие с водой:
СаO + H2O = ____________ + ___________,
МgO + H2O = ___________ + ____________,
Na2O + H2O = ___________ + ____________,
BaO + H2O = _____________ + ____________.
При взаимодействии основных оксидов с водой образуется _________________________.
Hе взаимодействуют с водой те основные оксиды, если __________________
_________________________________________________________________ .
2. Взаимодействие с кислотами:
Н2SO3 + Na2O = _______________ + _______________,
Н2CO3 + Na2O = ________________+ ______________,
HCl + СaO = ______________ + ________________,
Н2SO4 + К2O = _________________ + _______________.
3. Взаимодействие с кислотными оксидами:
SO2 + Na2O = _______________ ,
CO2 + Na2O = ________________,
N2O5 + СaO = ______________ ,
SO3 + К2O = _________________ .
Вывод: при взаимодействии основных оксидов с кислотами образуется
______________________________________________________________,
при взаимодействии основных оксидов с кислотными оксидами образуется
___________________________________________.
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
1. Перечислите, с какими веществами взаимодействуют СОЛИ?
- - неметаллы,
- - активные металлы,
- - кислоты,
- - кислотные оксиды,
- - основные оксиды,
- - амфотерные оксиды,
- - основания,
- - соли,
- - неактивные металлы.
2. Закончите уравнения реакций:
А) Na2СО3 + HCl → _________________ П) NaОН + Fe(SO4)2→_________________
Б) Ag NO3+ HCl→_________________ Р) NaOH + Fe(SO4)3→ _________________
B) Na2SО3 + H2SO4 →_________________ С) Ca(OН)2 + Fe(NO3 )2→
Г) MgCl2 + H2SO4 → _________________ Т) Mg + Na2SO4 →_________________
Д) Ca(NO3)2 + H2SO4 → _________________ У) Fe + Na2SO3 →_________________
Е) Zn СО3+ H2SO4 → _________________ Ф)Ва(ОН)2+Cu(NO3 )2 →________________
Ж) Na2СО3+ SO2 → _________________ X) Na2SО3 + HNO3 →_________________
_________________
З) NaOH + Cu(NO3 )2 → _________________ Ц) Na2SО4 + BaCl2 →
И) Ca + Cu(NO3 )2 → _________________ Ч) MgCl2 + Ag NO3 →_________________
К) Cu+ Fe(NO3 )2→_________________
Л) BaCl2 + H2SO4→ _________________
М) FeСl3 + H2SO4→_________________
H) Fe SО4+ Ва(NO3)2→_________________
O) AlСl3 + H2SO4→_________________
3. Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения"
Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Химическое равновесие. Условие его смещения". Его так же можно применять и при изучении этой же темы в 9 классе....
Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей"
Опорный конспект к уроку химии в 11 классе "Гидролиз солей". Этот материал может использоваться на уроке и в 9 классе при введении в тему "Гидролиз солей"....
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...
Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"
Опорные конспекты с заданиями "Химия. 8 класс"...
Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"
В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ К УРОКАМ ХИМИИ (благодарю создателя этого материала и хочу им поделиться с вами уважаемые коллеги)
В этом материале блочно даются химические свойства некоторых металлов, не металлов и органических веществ.Удачи в изучении такой интересной науки, как химия.НеметаллыКарбидыBe2C + 4H2O = 2Be (OH)2 + C...
Использование опорных конспектов на уроках химии
Современная школе страдает от перегрузки учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого ...