Урок внеклассного чтения по притче Леонардо да Винчи "Осёл на льду"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию опыт проведения урока внеклассного чтения в 6 классе, разработанного в рамках педагогической технологии мастерских. Это новый способ ведения урока, общения учащихся и учителя, развития предметных и жизненных компетентностей школьников. Мастерская предполагает сочетание учения, общения и творчества, способствует развитию индивидуальности ученика, даёт толчок творческому процессу создания текста. Вот почему этот тип занятия представляется мне наиболее приемлемым для работы над художественным текстом такого жанра, как притча.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Тема: Леонардо да Винчи. Притча «Осёл на льду»
Цель: познакомить учащихся с Леонардо да Винчи, писателем, художником, изобретателем;
учить работать с текстом художественного произведения, создавать собственные высказывания;
развивать творческие способности учащихся, образное мышление, умение видеть мастерство;
воспитывать интерес к литературе, творчеству, чувство самосохранения, осторожность в поведении в незнакомой обстановке;
отрабатывать познавательную, социальную, поликультурную, самообразовательную, коммуникативную, личностную компетенцию, а также компетентностное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: мастерская творческого письма и ценностных ориентаций
Оборудование: портрет Леонардо да Винчи, картины, тексты с притчей, микрофон, конверт с «?», записи на доске.
Кто себя бережёт, тот не знает хлопот.
Пословица
…Красавица погибла тем же летом,-
Не потому, что рано отцвела,
А потому, что дружеским советом
Цветка незнатного она пренебрегла…
С.Михалков. Басня «Ромашка и Роза»
Ход урока:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Запись темы в тетради
Постановка целей
Первичное истолкование эпиграфов к уроку
Проверка домашнего задания.
Два ученика выступают с сообщениями о Леонардо да Винчи (индивидуальные задания по самообразованию)
Вопросы учащихся к выступающим
Оценивание
Актуализация опорных знаний.
-Что называется притчей?
Ответы учащихся с использованием опорной схемы на доске:
Притча:
-краткость; -поучительный характер; -уподобление;
-мудрость; -эпизод из жизни; -учит, как поступить.
Мотивация
Приём «микрофон»
-Случалось ли вам смертельно уставать?
-Что вы при этом испытывали?
-Оказывались ли вы при этом в незнакомом месте?
-Передайте свои ощущения.
-А случалось ли вам когда-нибудь пренебрегать советами?
-Как вы считаете, правильно ли это?
Помните обо всём, над чем вы задумались. Теперь вы готовы осмыслить притчу Леонардо да Винчи «Осёл на льду».
Введение художественного текста в урок.
Чтение притчи учителем (до слов «…Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал…»).
Работа над текстом притчи
1.Работа в парах.
Задание 1. Выпишите опорные слова, которые описывают состояние осла, его действия. (Проплутав, утомился, не в силах был дотащиться, мочи нет более,
вконец обессилевший, растянулся, так хотелось спать, уже ничего не слышал)
-Случалось вам так уставать?
Задание 2. Выберите из этих выражений определяющее, т.е. объясняющее, почему осёл потерял всякую осторожность, растянулся прямо на льду. (Вконец обессилевший)
Задание 3. Проследите, как меняется состояние осла, в каком порядке Леонардо да Винчи располагает слова, характеризующие состояние осла (в порядке нарастания: утомился < вконец обессилевший).
2.Коллективная работа.
-Вы можете уже сейчас сказать, что притупилось у осла в этой ситуации?
Приём «мозговой штурм». Учащиеся выдвигают и записывают на доске свои версии:
осторожность не прислушался к доброму совету
чувство самосохранения упёртый
здравый смысл высокомерный
бдительность непослушный и т.д.
3.Работа в группах.
Задание 4. Как вы заметили, в ваших текстах нет заключения. Придумайте концовку сами, допишите притчу. Что же произошло потом? Чем закончилась эта история? Помните всё, о чём мы говорили в начале урока, над чем работали в парах.
Социализация творческого продукта (учащиеся читают свои варианты концовки притчи).
-Чья концовка наиболее логично завершает притчу?
-А теперь послушаем вариант Леонардо да Винчи. (Учитель читает до слов «…Но было уже поздно и бедняга захлебнулся…»)
-Я снова не дочитала. У Леонардо да Винчи есть ещё мораль. Глубокая мудрость. Попробуйте извлечь её сами.
Задание5. Дописать мораль к притче.
Социализация творческого продукта (учащиеся читают свои версии морали).
-Мораль автора звучит так: «Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте».
-Вариант какой группы оказался наиболее близким к авторскому?
4.Индивидуальная работа.
Задание 6. Составьте 2-3 вопроса к притче.
Учащиеся озвучивают составленные вопросы.
-Давайте выберем из этих вопросов самый главный, ради которого Леонардо да Винчи сочинил эту притчу.
Учащиеся в процессе обсуждения выбирают:
Почему погиб осёл?
или
Как нужно вести себя, дабы не уподобиться ослу на льду?
Отвечают на эти вопросы.
-Вспомните вопросы начала урока. Как бы вы теперь на них ответили?
(-Оказывались вы в пути в незнакомом месте?
-Случалось пренебречь советом?
-Правильно ли это?)
Задание 7. Вспомните пословицы, поговорки, которые отражали бы основную мысль притчи.
Творческая работа.
Работа в группах.
Задание. Попробуйте составить социальную рекламу о поведении в незнакомой местности, об осторожности в пути.
Социализация творческого продукта (учащиеся представляют свои социальные рекламы).
Подача домашнего задания.
-Кто не успел закончить составление социальной рекламы, сможет это сделать дома. Домашнее задание следующее:
І-ІІ уровень. Письменный ответ «Нужны ли притчи современному человеку?»
III-IV уровень. Составить социальную рекламу
или
Сочинить притчу.
Всем: подготовиться к ТО по теме 2 «Притчи. Басни»
Подведение итогов.
-Ребята, кто из вас обратил внимание на этот конверт с «?» на доске? Вам интересно узнать, что в нём скрывается? Здесь мой маленький секрет и огромное желание (учитель достаёт листок со словами, показывает детям):
Я хочу, чтобы мои ученики ценили свою жизнь
Представление сборника притч Леонардо да Винчи.
- Эту мудрую книжку можно взять почитать в школьной библиотеке.
-Чем отличается притча от басни?
-Докажите, что «Осёл на льду» - притча.
-Вспомните, какие компетенции мы отрабатывали на уроке?
Оценивание
Чтение других притч сборника («Луна и устрица», «Гусеница», «Жаждущий осёл», «Богач и бедняк», «Бумага и чернила» и др.).
Литература
1. Леонардо да Винчи: Сказки, легенды, притчи. – Л.: Детская литература, 1983
2. Детская энциклопедия. Под ред. И.В.Латышева. – М.: Просвещение, 1968.
3. Мельникова Л.В. Русский язык // Педагогічна скарбниця Донеччини. – 2007.-
№1 (25).
4. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // РЯШ . – 2003 . - №6.
Приложение
Леонардо да Винчи
Осёл на льду
Проплутав по полям до самых сумерек, осёл так утомился, что не в силах был дотащиться до своего стойла. Зима в том году стояла суровая – все дороги обледенели.
- Мочи нет боле. Передохну немного здесь, - сказал вконец обессилевший осёл и растянулся на льду.
Откуда ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:
- Осёл, очнись! Ты не на дороге, а на замёрзшем пруду.
Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его ноздрей повалил пар. Под действием тепла лёд стал понемногу подтаивать, пока с треском не обломился.
Оказавшись в студёной воде, осёл тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно, и бедняга захлебнулся.
Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.
Дейна Наталья Александровна,
учитель ОШ №2 г.Харцызска
Донецкой области
г.Харцызск Донецкой обл., ул. Фрунзе, 77, кв. 29; т. (06257) 7-80-43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказка-притча Милоша Макурека «Слон»» (урок внеклассного чтения)
Урок разработан в рамках технологии РКМЧП, представлен в рамках областной стажерской площадки по внедрению ФГОС. К уроку подготовлена презентация....
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Урок внеклассного чтения на тему: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (на примере библейских притч)
Данный урок по литературе в 7 классе (ЗПР) по теме "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (на примере библейских притч) включает в себя три цели: образовательная, которая знакомит учащихся с содер...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...