Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»
Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vneklassnogo_chteniya__v_8.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок внеклассного чтения в 8 «А» классе по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»
Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».
Цели урока
Образовательная: знание романа, выявление основных черт характера и анализ жизненного пути Жюльена Сореля.
Воспитательная: формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути.
Развивающая: выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока.
Ход урока
1 этап урока ( 5-7 минут)
Организационный момент:
-приветствие учителя
-проверка подготовки учащихся к уроку ( тексты романа, рабочие тетради)
Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока)
Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.
Вопросы учителя классу:
-В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)
-Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года. Причиной её послужила политика короля Карла Х, который пытался вернуть время и порядки до 1789 года. Реставрация – это восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)
-Стендаль дал подзаголовок роману: «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)
-Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о жизни всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ, крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пиррар , аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)
Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда, горькая правда» - слова французского революционера Ж. Дантона).
Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени.
2 этап урока (3-7 минут)
Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).
Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну.
Предложенные проблемы записываем на доске.
Проблемы, предлагаемые учителем:
-проблема добра и зла
-проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути
-проблема истинных и ложных ценностей
Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.
3 этап урока (15-20 минут)
- Каков его жизненный идеал? (Наполеон)
-На какие периоды делится жизнь Сореля? (1-й –жизнь в городке Верьере, 2-й – семинария в Безансоне и 3-й – Париж).
Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону.
Работа в группах (3-5 минуты), далее представление устной характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.
Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне
На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля
Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.
Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.
Характеристика Жюльена Сореля
Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)
Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.
Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.
Вариант
1.Ступени стремительной карьеры.
2.Личность, близкая романтическому герою.
3.Его кумир – Наполеон.
4.Противоречивость образа.
5.Выстрел – и переосмысление взглядов.
6.Смерть Жюльена, но победа над обществом.
- 4 этап урока (7-10 минут)
Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратитесь к проблеме урока. Какие можно сделать выводы? (Возможные ответы учащихся):
- не сотвори себе кумира,
-жизненная цель должна быть во благо,
-не все средства хороши для достижения цели,
-думай о близких людях,
-не причиняй зла другим,
-не ломай себя и живи согласно своей натуре
Учитель: Почему мы взяли это произведение Стендаля?
Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников в романе Ф.Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Напишите синквейн по образу Жюльена.
Возможный вариант
Жюльен
Честолюбивый, тщеславный
Ненавидит, лицемерит, прозревает
Цель жизни – карьера и слава
Я предлагаю вам закончить предложение. (Если останется время)
Рефлексия: (выберите что-то одно)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: (на выбор)
1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»
2.Сочинение-размышление по роману Стендаля «Красное и черное» (закончить)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"
Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу учащихся....
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....
Учебное пособие по домашнему чтению к роману Charlotte Bronte "Jane Eyre"
Учебное пособие содержит адаптированный вариант романа Ш. Бронте "Джейн Эйр" и лексико-грамматические упражнения по каждой главе....
Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном"
Урок внеклассного чтения по роману Р.Д.Гальего "Белое на черном", с презентацией...
презентация к уроку внеклассного чтения по роману Р.Д. Гальего "Белое на черном"
презентация к уроку...
Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....
Комментарии
Развитие на уроках
Развитие на уроках критического мышления у учащихся в настоящее время очень актуально. Ваши новаторские идеи с успехом могут применяться на уроках изобразительного искусства и во внеклассной художественной деятельности детей. Спасибо за публикацию!