Время и судьба человека (по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок с межпредметными связями по литературе в 9 классе на тему
«Время и судьба человека» по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_100-letiyu_solzhenitsyna.docx | 668.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23» г.Калуги
Урок с межпредметными связями по литературе в 9 классе на тему
«Время и судьба человека» по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».
Учителя
Сыскова Татьяна Ивановна ( учитель литературы),
Ераскина Татьяна Леонидовна (учитель истории).
Цели | Методы и приемы | УУД |
Воспитательные:воспитывать интерес к чтению, знаниям, желание изучать историю своей страны, помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть. Образовательные: обучение анализу текста, знакомство с основными событиями 20 века и их освещением в рассказе. Развивающие: соотносить исторический источник и литературное произведение. Цель интеграции: совершенствование знаний с помощью привлечения сведений из истории, расширение сферы получаемой информации. | 1.Информационно-коммуникативные технология (работа с текстом, источниками). 2.Ценностно-ориентированные (связаны с воспитательными задачами). 3.Приемы технологии проблемного обучения; критического мышления: -прогнозирование; -отбор информации; -учебно-речевая ситуация. | Личностные результаты: -интерес к изучению произведения с использованием исторических источников; Познавательные: -извлекать информацию из текста; -умения определять понятия, анализировать, сравнивать, создавать обобщения. Коммуникативные: -слушать и слышать других; - умение сотрудничать в паре, группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для создания связного высказывания; - строить связное монологическое высказывание в зависимости от ситуативной задачи; -задавать вопросы. Регулятивные: -определять характер деятельности на уроке; -осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -соотносить цели и результаты своей деятельности через заполнение листа самоконтроля. |
Заполни таблицу «Лист самоконтроля»
Что понравилось на уроке: | Оцени свою работу на уроке, в паре, в группе( + или-) | Что полезно было на уроке для достижения каких-либо целей? |
1.Работа в паре, группе 2.Содержание урока 3.Комфортная обстановка | 1.Я был(а) активен 2.Я брал(а) ответственность на себя в решении вопроса 3.Я умею сотрудничать с одноклассниками |
Этапы урока.
1.Слово учителя литературы.
Сегодня с учителем истории мы проведем урок на тему «Время и судьба человека в рассказе А И. Солженицына «Матренин двор».
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, а опубликован в 1964 .(Первоначальное название –« Не стоит село без праведника»).Это произведение автобиографическое. Автор пишет о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение.
Мы поговорим о том, как исторические события влияют на судьбу человека, постараемся понять образ той, которая предстанет перед нами, постигнуть её судьбу через время, в которое ей довелось жить.
2.Беседа:
— Какие чувства вызывает у вас главная героиня рассказа — Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
— Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, сохранены особенности местного диалекта.)
— Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему? («Она не говорила, а напевала умильно, слова ее были те самые, за которыми потянула меня тоска из Азии»).
3.Слово лингвистам. ( Толкование диалектных слов).
Части избы: некрасная сторона в избе, мосты, горница, подклеть, уборно, запущь, угожей, «Не умемши, не варемши- как утрафишь», картофь необлупленная, суп картонный к ужоткому, летось, бывалоча, пособить, иззаботилась, дуель, стиховой конь, молонья, вязаночка, изба не казалась доброжилой, печь топилась досветьи, выдувал ветер грево, тараканов манело, попадалось в супе неурядное.
4. Продолжение беседы.
— Какой увидел свою будущую хозяйку её постоялец при первой встрече? Почему, Игнатич сразу решил: “Жребий мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом”?
(Он почувствовал родство душ, она была одинока, как и автор).
Повествователь увидел “жёлтое, больное” лицо хозяйки, по “замутнённым” глазам её понял ,что “болезнь измотала её”.
— Только ли “чёрный недуг”, болезнь “измотали её”?
- Как вы поняли фразу Солженицына: “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной”. Расскажите о “хлопотах” героини:
(“была больна, но не считалась инвалидом”, ”четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя”, “хлопоты были — добыть эти справки... И узнавать — дадут ли пенсию”).
— Жалуется ли “иззаботившаяся” Матрёна на жизнь? Таит ли зло на людей, гоняющих больного человека “из канцелярии в канцелярию ”? Что отворачивает Матрёну от обид, возвращает хорошее расположение духа?
— Почему же на доброго, безотказного, работящего человека сваливается столько “несправедливостей” ? Кто виноват в них?
5.Слово историкам и биографам «Судьба Матрены».
Историческое событие | Факт биографии героини. |
Первая мировая война Плен Революция ВОВ 1946 год, репрессии 1956 год 1957 – запуск спутника | Жених ушел на войну и пропал, ждала 3 года. Вышла замуж за брата Жених вернулся из плена Умерли шестеро детей Взяла на воспитание Киру Пропал без вести муж Живет без пенсии |
6.Слово учителю истории. Работа с источниками.
Вопросы к карточке №1.
-Какое настроение было у подданных Российской империи к началу 1 Мировой войны?
-Каково же реальное положение дел оказалось на фронте?
-Назовите количество военнопленных в годы Первой Мировой войны?
-Кто в основном попал в плен? (Судьба Фаддея).
Вопросы к карточке №2.
-Что говорилось о земле в примерном Уставе с/х артели?
-Что обобществлялось?
-Что могли иметь крестьяне в хозяйстве?
Вопросы к карточке №3.
-Назовите количество репрессированных с 1921 по 1954 г.г.? Почему герой едет в глубинку, хочет затеряться в «нутряной России»?
ВОВ. Что значит пропасть без вести? Как это отразилось на семье?
Вопросы к карточке №4.
-Как государство вело наступление на личное подсобное хозяйство?
-Что об этом вспоминает Н.С.Хрущев?
Вопросы к карточке №5.
-Чем оплачивался труд крестьян?
Что такое «трудодень»?
Каков был обязательный минимум трудодней для крестьян?
Вопросы к карточке №6.
-Что такое «лампочка Ильича»?
-Когда появилось это понятие?
Вопросы к карточке №7.
-Чем ознаменован 1957 год для нашей страны?
-Как выглядел искусственный спутник Земли?
-Какое значение имело это событие?
-От кого Игнатич узнал о трагическом прошлом Матрёны? Случайно ли она открылась своему постояльцу? Что объединяет Матрёну Васильевну и Игнатича?(У обоих непростая судьба).
7.Что окружает Матрену в настоящей жизни?
Отчет группы художников
Рассказ о плане дома Матрены Васильевны , предметах интерьера , об ежедневном меню.
-Что говорят о хозяйке дома Матрене Васильевне детали интерьера: икона, фикусы, лавка, стол, зеркало, плакат с красавицей, матрац, набитый соломой, ходики, отсутствие связи с внешним миром-радио?
Изба | Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая |
Фикусы | Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой |
Кошка | Колченогая, подобранная из жалости, немолода |
Мыши | Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание |
Тараканы | Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи |
Коза | Грязно-белая |
Меню: картовь необлупленная, суп картонный, каша ячневая , жир комбинированный.
Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?
Было | Не было |
Страшная болезнь Одиночество Тяготы быта Несправедливость общества Хлопоты с пенсией Бедность Убогость | пенсии, денег понимания со стороны родственников, сельчан семьи детей мужа радио |
Учитель истории.
-Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?
Работа с понятиями.
Семиотика времени: пенсия, колхоз, трудодень, работа за палочки, Герой Соцтруда, сельпо, бараки 30-ых годов, лампочка Ильича, не стало лошадей, искусственный спутник.
Учитель литературы
-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы).
- Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?
(“Но лоб её недолго оставался омрачённым...” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)
-Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность и деликатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу).
— Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связаны с духовным миром героини? На чём строится жизнь Матрёниного двора? Дома?
(Матрёнин двор — символ особого устройства, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему.)
— Чем отличается мир Матрёниного двора от мира людей, живущих рядом?
(Мир тальновцев — это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности.)
8.Работа с портретом героини.
— Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?
( В описании внешности Матрёны Солженицын ориентируется на христианские эстетические традиции).
— На каких портретных деталях Матрёны сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?
Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет.
- Совпадают ли ваши представления о Матрёне с изображением её на снимке?
— Как вы понимаете фразу автора: “У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей”?
Выберите афоризмы, которыми можно рассказать о Матрёне, и объясните свой выбор.
“Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам” (Сократ).
“Только сердце делает человеком — всё остальное вздор” (Гай Петроний).
“Алчная душа всем злым делам начало” (Иоанн Дамаскин).
“Побудительные причины — вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно” (Лабрюйер).
“Когда исходят из выгоды, то множат злобу” (Конфуций).
“Сильные люди всегда просты” (Л.Толстой).
Работа с портретами А.Шилова и фото бабушек. (Приложение)
9.В чем трагизм судьбы Матрены?
В рассказе «Матрёнин двор» размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны.
В судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Матрёна становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны.
Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века.
- Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрёну?
10. Рефлексия. Заполни таблицу «Лист самоконтроля».
11.Домашнее задание.
Сочинение «Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим современникам?
Приложения
Карточка №1
Воюющий на Кавказском фронте прапорщик М.М. Исаев в своем письме домой от 10 марта 1915 года признавался: « Теперь в тридцать пять лет я познал светлую тайну – что «сладко умереть за отечество». …»Или грудь в крестах, или голова в кустах», - говорят солдаты, - но первое меня не трогает. Мне не надо крестов – мне надо сознание, что моя жизнь могла бы погибнуть. И случись завтра, что заключат мир – мне кажется, я добровольно не пережил бы долго его. Но, к счастью, война скоро не окончится. В этом я больше чем убежден».
«Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная, то робкие надежды, то беспросветная жуть … Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии буквально срывающей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали - нечем.»
Из воспоминаний Деникина А.И.
В годы войны в Германии и Австро-Венгрии оказались массы русских военнопленных. К 1 января 1918 года русская армия потеряла пленными: 3 395 105 солдат.
Основную массу военнослужащих составляли крестьяне (64,20%), рабочие (27%), ремесленники (13,31%), интеллигенция, кадровые военные.
Карточка №2
Выдержки из примерного устава сельскохозяйственной артели,
принят 17 февраля 1935 года.
О земле.
2. Все межи, разделявшие ранее земельные наделы членов артели, уничтожаются, и все полевые наделы превращаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели. Земля, занимаемая артелью, есть общенародная государственная собственность. Из обобществленных земельных угодий выделяется в личное пользование каждого колхозного двора по небольшому участку в виде приусадебной земли. Размер приусадебной земли, могут колебаться от ¼ га до ½ га.
О средствах производства.
4. Обобществляются: весь рабочий скот, сельхозинвентарь (плуг, сеялка, борона, косилка), семенные запасы, кормовые средства.
Не обобществляются и остаются в личном пользовании: жилые постройки, личный скот, птицы, хозяйственные постройки.
5. Каждый колхозный двор в земледельческих районах может иметь в личном пользовании 2-3 коровы, кроме того молодняк, от 2- до 3 свиноматок, от 20 до 25 овец, птицу, кроликов, 20 ульев.
Карточка №3
Сколько всего репрессировано.
Наиболее известным из опубликованных документов, содержащих сводную информацию по репрессиям, является следующая докладная записка на имя
Н.С. Хрущева.1 февраля 1954 г.
Секретарю ЦК КПСС товарищу Хрущеву Н.С.
В связи с поступающими в ЦК КПСС сигналами от ряда лиц о незаконном осуждении за контрреволюционные преступления в прошлые годы Коллегией ОГПУ, тройками НКВД. Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами и в соответствии с вашим указанием о необходимости пересмотреть дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах, докладываем: за время с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3.777.380 человек.
Итак, как явствует из приведенного документа, всего с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642.980 человек, к лишению свободы – 2.369.220, к ссылке – 765.180.
Карточка №4
Под флагом борьбы с «разбазариванием колхозного имущества» (Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельхозартели в колхозах», сентябрь 1946 г.) был нанесен удар по огородничеству почти 19 млн. рабочих и служащих, получивших в годы войны участки пустующих земель для выращивания овощей, что давало им существенную прибавку к столу. Резко повысились сборы и налоги с доходов сельских жителей от продажи на свободном рынке.
Об одном таком случае поведал Н.С. Хрущев. «Вскоре после окончания войны, - вспоминал он, - я ездил в деревню, где родился, там зашел к двоюродной сестре. У нее был сад. Я ей сказал: «У тебя замечательные яблони». Она ответила: «Осенью их срублю … Приходится платить большие налоги, невыгодно иметь сад».
Карточка №5
Палочки-трудодни и их оплата
От количества «палочек-трудодней» в журнале бригадира зависела жизнь крестьян. Один «трудодень» не соответствовал ни количеству суток, ни количеству работы. Это было условное обозначение.
Отдав землю крестьянам, большевики после многолетней подготовки превратили их в рабочую силу, прикрепленную к земле своим беспаспортным статусом и обязанную работать на государство за пустые трудодни.
Крестьяне на селе не имели права иметь собственного хозяйства, за работу в колхозах получали не деньги, а «трудодни», которые записывались в книжки колхозника, по итогам работы в обмен на трудодни можно было получить продовольственные и другие товары. При этом уехать в город практически не представлялось возможным, так как ко всему прочему крестьянам не полагалось иметь паспортов.
Для укрепления трудовой дисциплины постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 года «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» устанавливался обязательный минимум трудодней для трудоспособных колхозников – 100, 80 и 60 трудодней в год (в зависимости от краев и областей).
Карточка №6
Лампочка Ильича
Лампочка Ильича – патетическое название первых бытовых ламп накаливания в домах крестьян и колхозников в СССР.
«Была коптилка да свеча – теперь лампа Ильича».
Словосочетание появилось после поездки В.И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной электростанции. Классическая «лампочка Ильича» представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод и свободно свисает. Плафон отсутствует. В те годы электрический выключатель находился в корпусе патрона.
Карточка №7
Запуск первого искусственного спутника земли 1957
Наступил исторический день: 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель Р-7 с первым в мире искусственным спутником Земли. Спутник имел форму шара диаметром 58 см и весом 83,6 кг. Его радиосигналы «бип-бип» сразу же услышали в различных точках Земли. Запуск Спутника имел огромное значение – не только научное, но и политическое. Он продемонстрировал миру научно-техническую мощь нашей страны и, безусловно, способствовал невиданному росту ее авторитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"
Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»
Одна жизнь человека в рассказе А, Солженицына «Матренин двор»...