рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
рабочая программа по литературе для 6 класса. УМК под ред. В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_6_klassa._umk_pod_red._v.ya_._korovinoy.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту ГОС по литературе, Примерной программы (основного) общего образования по литературе к учебникам для 5-9 классов (В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин ;под редакцией В.Я. Коровиной. М. "Просвещение", 2010.- 335с.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ № 663 на 2012 - 2013 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
Данная программа рассчитана на обучающихся 6 класса и учитывает психолого – педагогические и возрастные особенности этой категории детей.
Характерные особенности детей с ЗПР: ослабленная память, неустойчивое внимание, уровень развития словесно – логического мышления ниже возрастной нормы. В подростковом возрасте происходит снижение учебной мотивации; наблюдается недостаточный запас знаний и представлений по русскому языку; недостаточная сформированность пространственных представлений; снижена познавательная активность. На уроках литературы необходимо осуществлять систематический контроль за деятельностью учащихся, за выполнением ими домашних заданий. Программа учитывает, что в классах коррекционной школы учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержит дифференцированные задания.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Требования к уровню учащихся.
Учащийся должен стремиться к серьезному отношению учебе.
Учащийся должен участвовать в общешкольных и внеклассных мероприятиях согласно Годовому Плану.
Учащийся должен обладать уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, должен учиться говорить на литературном русском языке, чётко и точно высказывать свою точку зрения и выслушивать своего собеседника.
Учащийся должен развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.
Предполагаемые личностные результаты:
1). Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических и демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2). Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов.
3). Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
4). Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира, готовности вести диалог с другими людьми.
5). Освоение социальных норм, правил поведения, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни.
6). Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
7). Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной , учебной, исследовательской, творческой деятельности.
8). Формирование бережного отношения к окружающей среде.
9). Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
10). Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предполагаемые метапредметные результаты.
1). Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставит и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2). Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
3). Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4). Умение правильно оценивать выполнение учебной задачи, собственные возможности её решения.
5). Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6). Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы.
7). Смысловое чтение
8). Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
9). Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
10). Формирование и развитие компетентности в области использования И_КТ.
Предполагаемые предметные результаты.
1). Понимание ключевых проблем изученных произведений.
2). Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
3). Умение анализировать литературное произведение, Понимать и формулировать тему и идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.
4). Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
5). Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры.
6). Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.
7). Собственная интерпретация изученных произведений.
8). Понимание авторской позиции и своё отношение к ней
9). Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
10). Умение пересказывать прозаическое произведение, отвечать на вопросы, вести диалог и монолог.
11). Написание сочинений и изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
12). Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, формирование эстетического вкуса.
Содержание программы.
М.Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество великого писателя – сатирика. «История одного города». Понятие о пародии.
Н. С. Лесков. Слово о великом русском писателе. Рассказ «Старый гений». Развитие представлений о рассказе и о художественной детали.
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «После бала». Развитие представления об антитезе, о композиции.
Из русской литературы 20 века.
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» и другие рассказы писателя.
Из русской литературы 20 века.
А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Герой рассказа.
А.С.Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Неизвестный цветок».
Произведения о Великой Отечественной войне.
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
Д.С. Самойлов « Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы испытаний.
М.М. Пришвин. Слово о писателе. « Кладовая солнца».
В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе ( детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой» Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героев. Герой – повествователь.
В.Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского ». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет, герой – повествователь.
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Порыв души человека. Нравственные проблемы рассказа.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в поэзии 20 века.
А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов 20 века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются.
Из литературы народов России.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине, верность обычаям, традициям своего народа. Книга в жизни человека.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы.
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
Произведения зарубежных писателей.
Мигель де Сервантес Сааведра. Роман « Дон Кихот».
Теория литературы. « Вечные» образы в искусстве ( начальные представления).
Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз.
Теория литературы. Рыцарская баллада. ( начальные представления).
Антуан де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе.
« Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
Теория литературы. Притча ( начальные представления).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Кол-во часов | |
1 | Родная природа в стихотворениях Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого. | Выразительное чтение и анализ стихотворений. | 1 | |
2 | Развитие речи (устно). Описание репродукций картин русских художников. | 1 | ||
3 | А.С. Грин. Рассказ о писателе. Обзор произведений. Мир сказки и меты. | Ответить на вопросы на стр. 6 | 1 | |
4 | " Алые паруса". Работа над содержанием. Образы Грэя и Ассоль. | Прочитать главы повести, ответить на вопросы на стр. 28 - 29. | 1 | |
5 | А.П. Платонов. Рассказ о писателе. Особенный мир героев произведений Платонова. | Стр. 30 – 33. Ответить на вопросы. | 1 | |
6 | Развитие речи (письменно). Сочинение " Грэй и Ассоль" | 1 | ||
7 | А.П. Платонов. "Неизвестный цветок". Работа над содержанием. | Стр. 33 – 40. Чтение и пересказ. | 1 | |
8 | М.М. Пришвин. Слово о писателе. Мир природы. Доброта и человечность в произведениях Пришвина. | Стр.40 – 41. Чтение и ответы на вопросы. | 1 | |
9 | " Кладовая солнца". Чтение глав. Работа по вопросам. Обсуждение. | Стр. 41 – 78 Чтение и пересказ. | 1 | |
10-11 | Развитие речи (устно). Сравнительная характеристика героев. Настя и Митраша. | Составить план рассказа о героях. | 2 | |
12-13 | Образ природы в сказке - были. Выразительное чтение отрывков. Обсуждение. | Ответить на вопросы. | 2 | |
14 | Особенности композиции и смысл названия. Мир животных. | Ответить на вопросы. | 1 | |
15 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К.М. Симонов. | Выразительное чтение. | 1 | |
16 | Развитие речи (устно). Словесное рисование. | Составить план рассказа. | 1 | |
17 | Великая Отечественная война в русской поэзии. Д.С. Самойлов. | Выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
18 | Великая Отечественная война в русской поэзии. | Чтение стихов. | 1 | |
19 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. "Конь с розовой гривой". | Стр. 88 – 112. Чтение и пересказ. | 1 | |
20 | Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева " Конь с розовой гривой". | Ответы на вопросы. | 1 | |
21 | Развитие речи (устно). Наблюдение за использованием народной речи в художественных произведениях. | Подготовить пересказ. | 1 | |
22 | В.Г. Распутин. Слово о писателе. История создания рассказа "Уроки французского". | Стр.113 – 115. Ответить на вопросы. | 1 | |
23 | «Уроки французского ». Работа над содержанием. Чтение и обсуждение. | Чтение и пересказ. Ответы на вопросы. | 1 | |
24 | Смысл названия рассказа " Уроки французского". | Ответы на вопросы. | 1 | |
25 | Нравственные проблемы рассказа. | Стр. 154 – 157. Ответить на вопросы. | 1 | |
26 | Развитие речи (письменно). Развёрнутый ответ на вопрос "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". | Ответить на вопросы. | 1 | |
27 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Детство. Годы учёбы. Образ писателя. | Стр. 158 – 162. | 1 | |
28 | В. М. Шукшин. "Срезал". Чтение и обсуждение. | Чтение и пересказ рассказа. | 1 | |
29 | Внеклассное чтение. В.М. Шукшин. " Сапожки». Порыв души человека. | Ответить на вопросы. | 1 | |
30 | Ф.А. Искандер. Слово о писателе. Художественный мир. Образы. | Стр. 174 – 175. Ответить на вопросы. | 1 | |
31 | " Тринадцатый подвиг Геракла". Чтение и пересказ. Ответы на вопросы. | Чтение и пересказ. Ответить на вопросы. | 1 | |
32 | Развитие речи (устно). Практическая работа. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". | Составление рассказа | 1 | |
33 | А.А.Блок. Слово о поэте. Детские годы. Шахматово. Любовь к театру. | Стр. 195 – 197. Ответить на вопросы. | 1 | |
34 | Поэзия. "Летний вечер", "О, как безумно за окном..." | Выразительное чтение стихов. | 1 | |
35 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Детские годы поэта. Юность. Учёба. Любовь к родной природе и к Родине. | Стр. 198 – 200. Чтение и пересказ. Ответить на вопросы. | 1 | |
36 | Чувство любви к родной природе и к Родине в стихотворениях поэта. | Выразительное чтение и анализ стихов. | 1 | |
37 | Развитие речи (устно). Анализ стихотворения С. Есенина. | Анализ стихотворения. | 1 | |
38 | Внеклассное чтение. С.А. Есенин. Стихотворения о животных. | Выразительное чтение и анализ стихов. | 1 | |
39 | Развитие речи (устно). Текст. Образные средства языка. | Составление текста. | 1 | |
40 | Развитие речи (устно). Изучение изобразительных средств. | Знакомство с изобразительными средствами языка. | 1 | |
41 | А.А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие..." | Стр. 200 – 201. Выразительное чтение. | 1 | |
42 | Н.М. Рубцов. Тема Родины в поэзии Н. Рубцова. | Стр. 202 – 205.Выразительное чтение. | 1 | |
43 | Развитие речи ( устно). Словесное рисование. | Составление рассказа. | 1 | |
44 | Габдулла Тукай. Слово о поэте. Выразительное чтение и разбор его произведений. | Выразительное чтение и разбор его произведений. | 1 | |
45 | Кайсын Кулиев. Слово о поэте. Чтение и разбор его произведений. | Выразительное чтение и разбор его произведений. | 1 | |
46 | Мифы Древней Греции. Боги и герои. Значение богов. | Стр. 212 – 214. Ответить на вопросы. | 1 | |
47 | Развитие речи (устно). Связный рассказ о роли древнегреческой культуры. | Рассказ о роли древнегреческой культуры. | 1 | |
48 | Подвиги Геракла. Рассказ о двенадцати подвигах Геракла. | Чтение и пересказ. | 1 | |
49 | Развитие речи ( устно). Пересказ мифа. | Пересказ мифа. | 1 | |
50 | " Скотный двор царя Авгия". Мифологические герои. Рассказы о них. | Ответить на вопросы. | 1 | |
51 | " Яблоки Гесперид". Понятие о мифе. Мифологические животные. Рассказы о них. | Стр. 218 -224,ответить на вопросы. | 1 | |
52 | Развитие речи (устно). Практикум. Отличие мифа от сказки. | Ответить на вопросы. | 1 | |
53 | Геродот. Слово о писателе и историке. Чтение и обсуждение статьи учебника. | Ответить на вопросы. | 1 | |
54 | Гомер. Слово о Гомере. Чтение отрывка из учебника. Словарная работа. | Стр.233 – 262, Выразительное чтение и ответы на вопросы. | 1 | |
55 | « Илиада» и «Одиссея». Краткое содержание. Работа над образами и эпизодами. | Работа по вопросам. | 1 | |
Хитроумный Одиссей. Характер и поступки. | ||||
56 | Развитие речи ( письменно). Сочинение. «Характер Одиссея». Понятие о героическом эпосе. Эпосы разных народов мира. | Написать сочинение. | 1 | |
57 | Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. История создания «Дон Кихота». | Стр.263 -265,Ответить на вопросы. | 1 | |
58 | « Дон Кихот». Краткий обзор произведения. Чтение одной из глав (по выбору учителя). | |||
59 | Развитие речи (устно). Инсценировка эпизода из произведения «Дон Кихот» М. де Сервантеса. | |||
60 | Проблема истинных и ложных идеалов. Пересказ глав. Образ Санчо Пансы и Дон Кихота | Подготовить пересказ. | 1 | |
61 | Фридрих Шиллер. Слово о писателе. Понятие о балладе. | Стр.267 – 272, выразительное чтение и анализ баллады. | 1 | |
62 | Баллада «Перчатка». Выразительное чтение и обсуждение. Словесное рисование. | Выразительное чтение и анализ. | ||
63 | Антуан де Сент – Экзюпери. Слово о писателе. Обзор его произведений. История написания произведения «Маленький принц». | Стр. 294 -314, читать и пересказать. | 1 | |
64 | « Маленький принц». Система образов. История написания произведения «Маленький принц». | Ответы на вопросы. | ||
65 | Повторение теории литературы. | Подготовится к тестированию. | 1 | |
66 | Составление списка рекомендованной литературы. | Подготовка к итоговому тестированию. | 1 | |
67 | Итоговое тестирование. | 1 | ||
68 | Заключительный урок. | 1 |
Учебно-методический комплекс
1.. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. - М., Просвещение., 2011.
2. Рабочая программа по русскому языку. 5-9 класс. Под ред. Шанского Н. М., . Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М., Просвещение., 2008.
3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение. 2008.
4. Учебник по русскому языку для 6 класса. Баранов М. Т. и др. – М., Просвещение, 2008.
5. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М., Просвещение, 2008.
6. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 класс. М.: Просвещение, 2010.
5. Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д., Невская С. И. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др.» Русский язык». 6 класс. – М., «Просвещение», 2012
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
- Дидактические материалы.
- Иллюстрации к художественным произведениям.
- Карточки – задания для работы над художественным произведением.
- Справочная литература.
- Компьютер.
- Кинопроектор и другая техника для работы над художественным произведением.
- Памятные места России. Комплекты открыток о Домах – музеях русских писателей.
- Портреты русских писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...