Дорогою добра
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме: «Дорогою добра…»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование:
запись песни «О доброте» (музыка Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)
минусовка песни «Дорогою добра..»,
презентация,
компьютер.
(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).
Ход мероприятия:
Звучит песня «О доброте» (музыка Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)
Учитель:
Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания .
— Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
А что пожелаете вы своим одноклассникам?
Дети (варианты ответов):
— Я желаю всем здоровья.
— Я желаю всем радости.
— Я желаю всем солнечного дня.
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…
Учитель:
Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А с чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово?
(Дети записывают в тетрадь: солнце, добросердечие, улыбка, мама, друг, цветы, дом)
Учитель:
Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем сегодня мы будем с вами говорить?
Ответы детей.
Учитель:
Правильно, ребята. Сегодня мы говорим о доброте. Постараемся понять, как можно отличить добро от зла; для этого мы поработаем со словарями Даля и Ожегова.
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленные ученики читают определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель: послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова ( читает подготовленная ученица) :
ДОБРОТА
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима , но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет , будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик , светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.
Учитель:
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте вспомним пословицы о доброте.
Дети вспоминают пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
(Если дети затрудняются при ответе, учитель им помогает).
Учитель : Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.
В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.
Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение дерева (на листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов).
Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, где живет доброта? Можно ли измерить доброту?
Дети отвечают: доброта живет в сердце человека.
Учитель:
Скажите, а в каких словах живет доброта? (На доску вывешиваются по одному слова). Работа со словами.
Доброжелательный
Добросердечие
Добросовестность
Добродетель
Добрый день
Доброго здоровья
Учитель: Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?
Ответы детей.
Учитель:
Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения.
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.
Учитель:
Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
Дети отвечают на вопросы учителя:
В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
Учитель: А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.
Физминутка.
( Учитель называет детям имена сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой герой –закрывают глаза руками).
Игра «Сказочный герой – добрый и злой».
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло ).
Учитель:
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с притчей Светланы Копыловой «Калека». Притча рассказывает о художнике без рук и ног- Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.
Показ притчи «Калека» .(Приложение).
Учитель комментирует видеофильм, рассказывающий о человеке необыкновенной судьбы, огромной силы воли и доброты к людям.
Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?
Ответы детей: Сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей- вот отличительные черты характера этого замечательного человека.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»
Учитель: Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Заранее учителем подготовлен сказочный ларец).
(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)
Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.
Дети удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!
Учитель: Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
Ответы детей (На доске на прикреплены слова , написанные голубым фломастером):
Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:
Учитель:
- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?
(Данные слова расположены в противоположной стороне , написаны черным фломастером)
Дети: Нет! ( во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка).
-Учитель: Очень важно научиться различать Добро и Зло.
Учитель: Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?
Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.
Учитель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». В ваших руках волшебные шарики. Представьте: вы - волшебники. Что вы сделали бы, став добрым волшебником?
Дети, держа в руках волшебный шарик, отвечают на вопросы. (Шарики заранее подготовлены для трех команд).
5.Учитель: А теперь каждая команда получает индивидуальное задание.
-1 команда составляет синквейн по теме «Доброта»
-2 команда составляет фотоколлаж на тему « Доброта»
-3 команда вспоминает и записывает имена добрых персонажей сказок и книг.
(Фломастеры, бумага, фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).
6.Анализирование работ.
Учитель: Молодцы! Ребята, а теперь мы посмотрим сценку «Мой ангел-хранитель».
На сцену выходят две девочки. Одна из них в костюме ангела.
1-я девочка:
Распахнул надо мною из Вечности
Добрый Ангел - два светлых крыла,
Я ему улыбнулась доверчиво,
И ладошку свою подала.
Ты веди меня, Богом мне посланный,
Если можешь, от бед сохраняй.
Ясным днём и порой самой позднею,
Светом крыльев своих осеняй.
Подскажи и направь в бесконечности
Череды испытаний, меня.
Улыбнулся мой Ангел из Вечности,
Колокольцами тихо звеня.
2-я девочка в костюме ангела:
Я иду за тобой след в след
Легким ветром июньской прохлады;
Ты уверен: меня здесь нет,
Но запомни: я где-то рядом.
Я храню тебя от невзгод,
Неудач и опасных падений;
Не заметишь ты мой полет,
Я своей не оставлю тени.
Засыпая, ты каждый раз
И подумать не можешь даже,
Что с тебя не свожу я глаз,
Твои волосы нежно глажу.
А под утро, рядом с тобою,
На подушке пригревшись сладко,
Желтым зайчиком, не беспокоя,
Улыбаюсь тебе украдкой.
Я по жизни с тобой иду,
А она не стоит на месте;
Ты поверь мне, любую беду
Легче выдержать только вместе.
Видишь два крыла за спиной?
Я не птица, не душ похититель;
Просто я навсегда с тобой,
Просто я – твой ангел-хранитель...
1-я девочка:
Обнял бережно крыльями сильными,
И пошёл тихо рядом со мной.
И бредём мы дорогами пыльными -
Я и Ангел Божественный мой.
Учитель: Ребята, а кто может быть ангелом-хранителем?
Дети: мама, близкие люди.
Учитель: Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Учитель:
Ребята, о чем заставило вас задуматься наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?
Какие из даров Феи Доброты вы оставите в своем сердце? Нужна ли доброта? Смогли мы ее измерить?
Ответы детей.
Учитель: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
(Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением дерева, на котором изображены листья, цветы, плоды.)(см.приложение)
Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость , доброту, любовь .Дети прикрепляют белые макеты ладошек на доску.(Заранее детям было задание - изготовить макеты ладошек)
(Ладошки прикрепляются попарно, создается впечатление летящих белых птичек).
Песня «Дорогою добра»; исполняют все присутствующие на мероприятии.
Приложение.
Самоанализ внеклассного мероприятия
«Дорогою добра…»
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
В.А.Сухомлинский.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Форма проведения: педагогическая мастерская
Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе игровые и коммуникативно – исследовательские технологии (деловые, ролевые и дидактические игры; работа в группах, диалог, дискуссия).
Методы: словесно-наглядный (рассказ, объяснение, показ фильма); практический (игры, составление коллажа, синквейна ); проблемно – поисковый (полные ответы учащихся на поставленные вопросы).
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Подготовительная работа: составление подходящего по уровню развития сценария праздника, подготовка мультимедийной презентации, разучивание стихотворений обучающимися, песен, пословиц и поговорок о доброте, подготовка дидактических материалов.
При подготовке к мероприятию ребята были очень активны, с удовольствием учили стихи, мини-инсценировки. Проводилась индивидуальная работа с каждым ребенком по выразительному чтению, декламации, усовершенствованию сценического мастерства.
Инициаторами проведения мероприятия были я и мои ученики.
Исходя из вышеизложенных задач (см. конспект мероприятия) была выбрана следующая структура мероприятия:
Организационный момент. Цель данного этапа – психологически и эмоционально подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию. С самого начала создана доброжелательная и располагающая обстановка.
Этап актуализации. Цель – актуализировать знания обучающихся.
Постановка учебной задачи. На данном этапе дети при незначительной помощи учителя назвали тему мероприятия.
Путешествие по стране доброты. Творческое применение знаний.
Итог.
Все этапы занятия логически связаны между собой, и мероприятие имеет логическую завершенность.
Помещение, где проходило мероприятие ( классная комната), было чистым и проветренным. Внешний вид учащихся соответствовал цели проведения мероприятия. Программное содержание соответствует уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.
Проведение мероприятия выбрала в форме рассказа с элементами беседы и тематическими игровыми моментами. Считаю, что игровые моменты заинтересуют каждого учащегося, развивают логическое мышление, внимание, воображение, координацию движения, творческие способности, фантазию.
Чтобы вызвать интерес к данной теме, материал мероприятия подобрала таким образом, чтобы беседа проходила ненавязчиво, где на конкретных примерах дети смогли бы отличить хорошее от плохого. Участники мероприятия были активные, отвечали на все вопросы полными предложениями, высказывали свои мнения, участвовали в мини- инсценировке, рассказывали стихи.
Считаю,что мне удалось наладить хороший контакт с классом, общение было свободным и непринужденным. В общении с детьми старалась демонстрировать эмпатию и педагогический такт и доброжелательность.
Моё педагогическое кредо – научить детей быть человечными. При проведении внеклассных мероприятий основной своей задачей я считаю воспитание всесторонне развитых, культурных личностей через повышение культурного и образовательного уровня учащихся.
Кроме того, я старалась уделить внимание такому вопросу, как развитие речи ребенка. Не секрет, что у большинства детей очень беден словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе общения на уроках (мероприятиях) стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей, развиваю такие качества, как активность, любознательность, фантазию, оптимизм, доброту. Задача учителя - не только научить детей учиться, но и помочь раскрыться маленькой личности. Я убеждена, ребенок-главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, доброту по отношению к другим, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
Использованная мною компьютерная презентация, видеоролики способствовали разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса.
В ходе внеклассного мероприятия мною была проведена релаксационная пауза. Этот момент носит терапевтический, корригирующий характер. Он помогает ребёнку в стабилизации внутреннего состояния, усилению позитивности, самоощущению.
Считаю, что на своем занятии мы с ребятами раскрыли тему добра, и я пробудила у детей стремление быть добрыми по отношению к взрослым и сверстникам. Считаю, что это мероприятие сыграло большую роль в формировании и развитии духовности моих учеников. Цели, поставленные учителем, были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"
Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....
Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"
Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...
Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи
Сценарий семейного праздника " Дорогою добра" посвящен Дню семьи. В нем подобраны песни, стихотворения, посвященные семье....
проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...
проект дорога добра
В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...
ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...
Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"
В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...