Урок-дискуссия "Великость гения Сервантеса"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Примак Вера Александровна

по В.Г.Белинскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikost_geniya_servantesa.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия по литературе в 6 классе

«Великость гения Сервантеса» (по В.Г. Белинскому)

6 класс, 24 человека.

Цель: 

  • активизация познавательной деятельности учащихся, развитие умения общаться и слушать, достигать взаимопонимания, вовлечение всех учащихся класса в учебный процесс;
  • изучение образа главного героя;
  • формирование собственной позиции по прочитанному произведению

Способ деления класса на малые группы: каждый учащийся получает часть слова или букву, составляющую имена героев романа (К/И/Х/О/Т, С/А/Н/Ч/О, П/А/Н/С/А, ДУ/ЛЬ/СИ/НЕ/Я, РО/СИ/НА/НТ). Собрав слова, учащиеся объединяются в 4 группы по 5 человек и одну группу из 4 человек

Задания для групп: каждый член группы должен изучить свою часть учебного материала, обсудить его в экспертной группе («Составление головоломки»), составить вопросы к своему материалу, познакомить остальных ребят своей группы с содержанием своего отрывками познакомиться с отрывками других ребят, каждая группа должна обсудить материал, определить последовательность отрывков и составить общий тезисный конспект, доложить классу о результатах работы.

Учебные материалы: отрывок из Белинский В.Г. Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба(характеристика Дон-Кихота и донкихотизма).

1 группа:Дон-Кихот - прежде всего прекраснейший и благороднейший человек, истинный рыцарь без страха и упрека. Несмотря на то, что он смешон с ног до головы, внутри и снаружи, - он не только не глуп, но, напротив, очень умен; мало этого: он истинный мудрец. Потому ли, что такова уже натура его, или от воспитания, от обстоятельств жизни, - но только фантазия взяла у него верх над всеми другими способностями и сделала из него шута и посмешище народов и веков. От чтения вздорных рыцарских сказок у него, по русской пословице, ум за разум зашел.

2 группа:Живя совершенно в мечте, совершенно вне современной ему действительности, он лишился всякого такта действительности и вздумал сделаться рыцарем в такое время, когда на земле не осталось уже ни одного рыцаря, а волшебникам и чудесам верила только тупая чернь. И он свято выполнил свой обет - защищать слабых против сильных, остался верен своей воображаемой Дульцинее, несмотря на все жестокие разочарования, которым подвергла его совсем нерыцарская действительность. Если б эта храбрость, это великодушие, эта преданность, если б все эти прекрасные, высокие и благородные качества были употреблены на дело, во-время и кстати, - дон-Кихот был бы истинно великим человеком!

3 группа:Но в том-то и состоит его отличие от всех других людей, что сама натура его была парадоксальная, и что никогда не увидел бы он действительности в ее настоящем образе и не употребил бы кстати, во-время и на дело богатых сокровищ своего великого сердца. Родись он во времена рыцарства, - он, наверное, устремился бы на уничтожение его, и если бы узнал о существовании древнего мира, стал бы корчить из себя грека или римлянина. Но как не было уже и следов рыцарства, когда он родился, то рыцарство сделалось точкою его помешательства, его ideefixe. {Навязчивой идеей. - Ред.} Когда ему случалось выходить на минуту из этой мысли, он удивлял всех своим умом, здравым смыслом, говорил как мудрец.

4 группа:Даже когда мистификация сильных людей осуществила мечты его рыцарских стремлений, - он, в качестве судьи, обнаружил не только великий ум, но даже мудрость. И между тем, в сущности, он тем не менее был сумасшедший, шут, посмешище людей... Мы не беремся примирить это противоречие; но для нас ясно, что такие парадоксальные натуры не только не редки, но даже очень часты везде и всегда. Они умны, но только в сфере мечты; они способны к самоотвержению, но за призрак; они деятельны, но из пустяков; они даровиты, но бесплодно; им все доступно, кроме одного, что всего важнее, всего выше - кроме действительности. Они одарены удивительною способностью породить из себя нелепую идею и увидеть ее подтверждение в наиболее противоречащих ей фактах действительности.

5 группа:Чем нелепее запавшая им в голову идея, тем сильнее пьянеют они от нее, и на всех трезвых смотрят как на пьяных, как на сумасшедших, как на безумных, а иногда даже как на людей безнравственных, злонамеренных и вредных. Дон-Кихот - лицо в высшей степени типическое, родовое, которое никогда не переведется, никогда не устареет, - и в этом-то обнаружилась вся великость гения Сервантеса(…) К особенным и существенным отличиям дон-Кихотов от других людей принадлежит способность к чисто теоретическим, книжным, вне жизни и действительности почерпнутым убеждениям.

План организации работы над заданием:  

  1. Перед началом работы проводится инструктаж: учитель отмечает важность умения слушать, задавать вопросы и т.д., разъясняет критерии оценки работы, по ходу обсуждений экспертных групп учитель задает вопросы:

1 группа:Как характеризует Белинский Дон Кихота? Почему он смешон?

2 группа:Как характеризует Белинский Дон Кихота? Почему Дон-Кихот по мнению Белинского не «истинно великий человек»?

3 группа: В чем отличие ДонКихота от других людей по мнению Белинского? Какое качество разглядел в Дон Кихоте Белинский?

4 группа: Какое противоречие в образе Дон Кихота обнаруживает Белинский?

5 группа: В чем «вся великость гения Сервантеса»?

  1. После выступления ораторов будут обсуждены вопросы экспертных групп под контролем учителя.

Контроль после выполнения задания:оценки будут выставлены по следующим критериям: группа за активную и продуктивную работу дает один балл, экспертная группа за активное участие в обсуждениях и составлении вопросов дает один балл, за итоговое обсуждение учитель дает 1 балл. В сумме 3 балла – оценка «5», 2 балла – «4», 1 балл – «3», за выступление в качестве оратора присваивается дополнительный балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Урок литературы в 8-м классе.Форма проведения: дискуссия - соревнование              ...

М. Сервантес «Лиценциат Видриера». Принципы создания характера в новелле.

Данная разработка  урока может быть полезна учителям, работающим в 7 классе по программе М.Ладыгина ( углубленное изучение литературы)....

Мигель де Сервантес Сааведра - всемирно известный испанский писатель.

Эта презентация и видео помогут на уроке легко и интересно познакомиться с всемирно известным испанским писателем Мигелем де Сервантесом Сааведра и его произведениями....

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку

Об опыте работы учителей испанского языка школы № 1252 имени Сервантеса по формированию творческих способностей у старшеклассников на занятиях по испанскому языку...

«Новые возможности использования «Портфолио гимназиста» при переходе к работе по новым ФГОСТам» (из опыта работы учителя английского языка ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса Санкт-Петербурга Яковлевой Елены Эрландовны)

Наша гимназия, как и все другие школы, готовиться работать в средней школе по новым стандартам. Новые стандарты ставят перед нами задачу развия универсальных учебных действий – умения учиться, т.е. сп...

Проявления генов в развитии. Плейотропное действие гена.

Проявление одного и того же гена может очень сильно изменяться у разных организмов. Это обусловлено, главным образом, влиянием генотипа данного организма и условиями внешней среды в которой протекает ...