М. Сервантес «Лиценциат Видриера». Принципы создания характера в новелле.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данная разработка урока может быть полезна учителям, работающим в 7 классе по программе М.Ладыгина ( углубленное изучение литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._servantes_licenciat_vidriera.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по творчеству М. Сервантеса «Лиценциат Видриера».
Принципы создания характера в новелле.
Цель: познакомить учащихся с жанром новеллы, определить ее главные проблемы и то, как их решает М. Сервантес, выяснить принципы создания характера в новелле, развивать навыки аргументированного устного выступления.
Словарная работа.
Новелла - эпический жанр в основе художественного мира которого лежит описание одного завершенного события и его авторская оценка.
Символ – (в переводе с греч. symbol - условный знак) -предмет, слово, условно выражающий суть какого – либо явления.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания:
- Почему эпоха названа Возрождением?
- Что означает Возрождение в широком смысле слова?
- Какие идеалы воспевала эпоха Возрождения?
2. Беседа:
1.Как Сервантес создает образ лиценциата? (Подчеркивает его ученость: обучался в университете с особенным блеском, проявил себя в гуманитарных науках)
Учитель: Университет в эпоху Возрождения считался центром гуманистической мысли→ Томас получил образование в духе Ренессанса.
Обратите внимание на детали: Томас – «книжный червь», «синий чулок» т. е. человек, у которого чувства и разум находятся в гармонии.
2. С помощью каких средств Сервантес показывает читателям, что Томас – дитя Ренессанса? (Италия - родина Ренессанса).
Художественная деталь – платье – символ вольнодумия.
Томас становится необычным, т.е. из стекла.
- Что это, элемент из сказки или символ?
Стекло – хрупкий материал, требует осторожного обращения.
Человек - стекло
- Что этим хочет сказать автор?
- А что необычного в Видриере?
- Чем он так удивляет людей?
- Какие вопросы задают Видриере? (от самых простых: семейных, жизненных до проблем искусства, поэзии)
Вывод: в вопросах отражена вся панорама современной Сервантесу жизни.
- Почему вопросы воспринимаются как необычные?
- Что необычного в ответах?(Видриера открывает людям глаза на окружающий мир: раньше были свободные суждения, а сейчас – зависимость – ДЕНЬГИ!!!)
3.Какие новые превращения происходят с лиценциатом? (его «вылечивают»)
- Кто выступает в роли лекаря? Это принципиально важный момент в новелле.
- Какое платье советует этот «лекарь» надеть Видриере?
Главный вопрос новеллы: от чего вылечивают лиценциата?
- Осталось ли что–нибудь в лиценциате от прежнего Томаса Видриеры?
- А прежнее имя осталось?
4. Найдите ответы в тексте:
1. Почему за Видриерой ходят толпы людей, а за Риэдой – нет?
Учитель: Сервантес подводит читателя к главной мысли, вопросу:
В чем беда человечества?( Сервантес поучает читателя: оглянись вокруг, в мире много удивительного, попробуй понять этот мир.)
Показателен финал новеллы:
- Что стало с лиценциатом?
- Почему на такой иронической ноте заканчивает свою новеллу Сервантес?
(Концовка новеллы горька и очень правдива! Обществу не нужны умные, образованные люди, способные на сочувствие, сострадание, т.к. мир очень жесток. «Чудаки» – милые, обаятельные, отважные люди. Их чудачества подчас гораздо более человечные, чем «нормальность» обычных людей.)
5. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы:
- В чем назидательность новеллы?
- Почему Сервантес выбрал именно образ стеклянного человека?
- Почему в роли лекаря выступает монах?
- Почему люди не хотят слушать проповеди нового лиценциата?
Материал для учителя:
В новелле ставится вопрос об истинных и мнимых ценностях; о подлинной гармонии человеческой личности.
Понятие красоты
внутренняя | внешняя |
ум талант образованность хорошие манеры чувства, контролируемые разумом | Внешний облик (не такой, как все) |
Основной конфликт новеллы:
Томас Родаха→ общество(испытание для всех людей: хватит ли тактичности, терпения, чтобы не развить еще большей мнительности юноши?)
Томас Родаха – человек, который обладает подлинными достоинствами. Люди считают Томаса чудаком, шутом.
Испытание продолжается и после того, как Видриера излечивается от своей болезни.
Основные черты гуманистического идеала:
- образование
- хорошие манеры
- чувства, контролируемые разумом
- блестящий ум и наблюдательность
Писателей эпохи Возрождения в первую очередь интересует индивидуальное проявления человеческой личности, ее своеобразие и непохожесть на других. Перед писателями данной эпохи стояла важная задача: как изображать идеального героя в несовершенном, враждебном мире?
2 выхода:1)если человек – жертва – произведение вызовет недоумение.
2) если он победитель – солгать или приуменьшить несовершенство реальной действительности.
Новое: безумие героя защищает их от несовершенного мира, позволяющего сохранить свои идеалы, веру в доброту и совершенство других людей. Они не замечают злобных насмешек, готовы всегда прийти на помощь униженным и оскорбленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"
В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
Урок - конспект по литературе в 7 классе...
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
презентация к уроку по сказке...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Цели урока: знакомство с новым малым эпическим жанром, новеллой, закрепление навыков анализа художественного текста, искусство автора при создании героического характера в лите...