М. Сервантес «Лиценциат Видриера». Принципы создания характера в новелле.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Архипова Елена Александровна

Данная разработка  урока может быть полезна учителям, работающим в 7 классе по программе М.Ладыгина ( углубленное изучение литературы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._servantes_licenciat_vidriera.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по творчеству М. Сервантеса «Лиценциат Видриера».

Принципы создания характера в новелле.

Цель: познакомить учащихся с жанром новеллы, определить ее главные проблемы и то, как их решает М. Сервантес,  выяснить принципы создания характера в новелле, развивать навыки  аргументированного устного выступления.

Словарная работа.

Новелла  - эпический жанр в основе художественного мира которого лежит описание одного завершенного события и его авторская оценка.

Символ – (в переводе с греч. symbol - условный знак)  -предмет, слово, условно выражающий   суть какого – либо явления.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания:

- Почему эпоха названа Возрождением?

 - Что означает Возрождение в широком смысле слова?

 - Какие идеалы воспевала эпоха Возрождения?

    2. Беседа:

1.Как Сервантес создает образ лиценциата? (Подчеркивает его ученость: обучался в университете с особенным блеском, проявил себя в гуманитарных науках)

Учитель: Университет в эпоху Возрождения считался центром гуманистической мысли→ Томас получил образование в духе Ренессанса.

Обратите внимание на детали: Томас – «книжный червь», «синий чулок» т. е. человек, у которого чувства и разум находятся в гармонии.

2. С  помощью каких средств Сервантес показывает читателям, что Томас – дитя Ренессанса? (Италия  - родина Ренессанса).

Художественная деталь – платье – символ вольнодумия.

Томас становится необычным, т.е. из стекла.

 - Что это, элемент из сказки или символ?

Стекло – хрупкий материал, требует осторожного обращения.

Человек  - стекло

 - Что этим хочет сказать автор?

 - А что необычного в Видриере?

 - Чем он так удивляет людей?

 - Какие вопросы задают Видриере? (от самых простых: семейных, жизненных  до проблем искусства, поэзии)

Вывод: в вопросах отражена вся панорама современной Сервантесу жизни.

 - Почему вопросы воспринимаются как необычные?

 - Что необычного в ответах?(Видриера открывает людям глаза на окружающий мир: раньше были свободные суждения, а сейчас – зависимость – ДЕНЬГИ!!!)

 3.Какие новые превращения происходят с лиценциатом? (его «вылечивают»)

 - Кто выступает в роли лекаря? Это принципиально важный момент  в новелле.

 - Какое платье советует этот «лекарь» надеть Видриере?

Главный вопрос новеллы: от чего вылечивают лиценциата?

 - Осталось ли что–нибудь в лиценциате от прежнего  Томаса Видриеры?

 - А прежнее имя осталось?

4. Найдите ответы в тексте:

1. Почему за Видриерой ходят толпы людей, а за Риэдой – нет?

Учитель: Сервантес подводит читателя к главной мысли, вопросу:

В чем беда человечества?( Сервантес поучает читателя: оглянись вокруг, в мире много удивительного, попробуй понять этот мир.)

Показателен финал новеллы:

 - Что стало с лиценциатом?

 - Почему на такой иронической ноте заканчивает свою новеллу Сервантес?

(Концовка новеллы горька и очень правдива! Обществу не нужны умные, образованные люди, способные на сочувствие, сострадание, т.к. мир очень жесток. «Чудаки» – милые, обаятельные, отважные люди. Их чудачества подчас гораздо более человечные, чем «нормальность» обычных людей.)

5. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы:

 - В чем назидательность новеллы?

 - Почему Сервантес выбрал именно образ стеклянного человека?

 - Почему в роли лекаря выступает монах?

 - Почему люди не хотят слушать проповеди нового лиценциата?

Материал для учителя:

В новелле ставится вопрос об истинных и мнимых ценностях; о подлинной гармонии человеческой личности.

Понятие красоты

внутренняя

внешняя

ум

талант

образованность

хорошие манеры

чувства, контролируемые разумом

Внешний облик (не такой, как все)

                                                               

Основной конфликт новеллы:

Томас Родаха→ общество(испытание для всех людей: хватит ли тактичности, терпения, чтобы не развить еще большей мнительности юноши?)

Томас Родаха – человек, который обладает подлинными достоинствами. Люди считают Томаса чудаком, шутом.

Испытание продолжается и после того, как Видриера излечивается от своей болезни.

Основные черты гуманистического идеала:

 - образование

 - хорошие манеры

 - чувства, контролируемые разумом

 - блестящий ум и наблюдательность

Писателей эпохи Возрождения в первую очередь интересует индивидуальное проявления человеческой личности, ее своеобразие и непохожесть на других. Перед писателями данной эпохи  стояла важная задача: как изображать идеального героя в несовершенном, враждебном  мире?

2 выхода:1)если человек – жертва – произведение вызовет недоумение.

                2) если он победитель – солгать или приуменьшить несовершенство реальной действительности.

Новое: безумие героя защищает их от несовершенного мира, позволяющего сохранить свои идеалы, веру в доброту и совершенство других людей. Они не замечают злобных насмешек, готовы всегда прийти на помощь униженным и оскорбленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Цели урока: знакомство с новым  малым эпическим жанром, новеллой,  закрепление навыков анализа художественного текста,  искусство  автора при создании героического характера в лите...