М. Сервантес «Лиценциат Видриера». Принципы создания характера в новелле.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Данная разработка урока может быть полезна учителям, работающим в 7 классе по программе М.Ладыгина ( углубленное изучение литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._servantes_licenciat_vidriera.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по творчеству М. Сервантеса «Лиценциат Видриера».
Принципы создания характера в новелле.
Цель: познакомить учащихся с жанром новеллы, определить ее главные проблемы и то, как их решает М. Сервантес, выяснить принципы создания характера в новелле, развивать навыки аргументированного устного выступления.
Словарная работа.
Новелла - эпический жанр в основе художественного мира которого лежит описание одного завершенного события и его авторская оценка.
Символ – (в переводе с греч. symbol - условный знак) -предмет, слово, условно выражающий суть какого – либо явления.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания:
- Почему эпоха названа Возрождением?
- Что означает Возрождение в широком смысле слова?
- Какие идеалы воспевала эпоха Возрождения?
2. Беседа:
1.Как Сервантес создает образ лиценциата? (Подчеркивает его ученость: обучался в университете с особенным блеском, проявил себя в гуманитарных науках)
Учитель: Университет в эпоху Возрождения считался центром гуманистической мысли→ Томас получил образование в духе Ренессанса.
Обратите внимание на детали: Томас – «книжный червь», «синий чулок» т. е. человек, у которого чувства и разум находятся в гармонии.
2. С помощью каких средств Сервантес показывает читателям, что Томас – дитя Ренессанса? (Италия - родина Ренессанса).
Художественная деталь – платье – символ вольнодумия.
Томас становится необычным, т.е. из стекла.
- Что это, элемент из сказки или символ?
Стекло – хрупкий материал, требует осторожного обращения.
Человек - стекло
- Что этим хочет сказать автор?
- А что необычного в Видриере?
- Чем он так удивляет людей?
- Какие вопросы задают Видриере? (от самых простых: семейных, жизненных до проблем искусства, поэзии)
Вывод: в вопросах отражена вся панорама современной Сервантесу жизни.
- Почему вопросы воспринимаются как необычные?
- Что необычного в ответах?(Видриера открывает людям глаза на окружающий мир: раньше были свободные суждения, а сейчас – зависимость – ДЕНЬГИ!!!)
3.Какие новые превращения происходят с лиценциатом? (его «вылечивают»)
- Кто выступает в роли лекаря? Это принципиально важный момент в новелле.
- Какое платье советует этот «лекарь» надеть Видриере?
Главный вопрос новеллы: от чего вылечивают лиценциата?
- Осталось ли что–нибудь в лиценциате от прежнего Томаса Видриеры?
- А прежнее имя осталось?
4. Найдите ответы в тексте:
1. Почему за Видриерой ходят толпы людей, а за Риэдой – нет?
Учитель: Сервантес подводит читателя к главной мысли, вопросу:
В чем беда человечества?( Сервантес поучает читателя: оглянись вокруг, в мире много удивительного, попробуй понять этот мир.)
Показателен финал новеллы:
- Что стало с лиценциатом?
- Почему на такой иронической ноте заканчивает свою новеллу Сервантес?
(Концовка новеллы горька и очень правдива! Обществу не нужны умные, образованные люди, способные на сочувствие, сострадание, т.к. мир очень жесток. «Чудаки» – милые, обаятельные, отважные люди. Их чудачества подчас гораздо более человечные, чем «нормальность» обычных людей.)
5. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы:
- В чем назидательность новеллы?
- Почему Сервантес выбрал именно образ стеклянного человека?
- Почему в роли лекаря выступает монах?
- Почему люди не хотят слушать проповеди нового лиценциата?
Материал для учителя:
В новелле ставится вопрос об истинных и мнимых ценностях; о подлинной гармонии человеческой личности.
Понятие красоты
внутренняя | внешняя |
ум талант образованность хорошие манеры чувства, контролируемые разумом | Внешний облик (не такой, как все) |
Основной конфликт новеллы:
Томас Родаха→ общество(испытание для всех людей: хватит ли тактичности, терпения, чтобы не развить еще большей мнительности юноши?)
Томас Родаха – человек, который обладает подлинными достоинствами. Люди считают Томаса чудаком, шутом.
Испытание продолжается и после того, как Видриера излечивается от своей болезни.
Основные черты гуманистического идеала:
- образование
- хорошие манеры
- чувства, контролируемые разумом
- блестящий ум и наблюдательность
Писателей эпохи Возрождения в первую очередь интересует индивидуальное проявления человеческой личности, ее своеобразие и непохожесть на других. Перед писателями данной эпохи стояла важная задача: как изображать идеального героя в несовершенном, враждебном мире?
2 выхода:1)если человек – жертва – произведение вызовет недоумение.
2) если он победитель – солгать или приуменьшить несовершенство реальной действительности.
Новое: безумие героя защищает их от несовершенного мира, позволяющего сохранить свои идеалы, веру в доброту и совершенство других людей. Они не замечают злобных насмешек, готовы всегда прийти на помощь униженным и оскорбленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"
В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....
"Принципы создания образовательной программы для вокального коллектива"
Предлагаемые принципы, лежащие в основе содержания и методики программы «Вокальный ансамбль» могут стать опорой в создании собственной программы для вок...
Принципы создания композиции
Учебно-методическое пособие по изучению темы «Принципы создания композиции» может быть использовано преподавателями фотокружков при проведении занятий по данной теме, а также для оказания помощи учащи...
Принципы создания наглядных средств обучения.
Ни для кого не секрет, что зачастую педагоги используют на уроках наглядные средства, созданные своими руками. Создание наглядности трудоемкий процесс, требующий от у...
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
Урок - конспект по литературе в 7 классе...
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
презентация к уроку по сказке...
«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Цели урока: знакомство с новым малым эпическим жанром, новеллой, закрепление навыков анализа художественного текста, искусство автора при создании героического характера в лите...