Учимся слышать и помнить слово
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Статья о том  как слышать слово на уроке по произведению А.Грина "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_slyshat_i_ponimat_slovo.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся слышать и понимать Слово

Решая главную задачу курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, я наметила такие пути: научить детей понимать текст так, как понимал его сам автор, т.е. увидеть нарисованную условную картину мира «глазами автора», выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором, согласиться с ним или вступить в спор, увидеть условный мир «глазами читателя». Есть различные типы работы читателя, которые выполняют наши дети:

1.Непосредственно-эмоциональное вслушивание – тип работы с текстом при широком использовании музыки, репродукции картин, слайдов и т.д., который, прежде всего, служит развитию эмоциональной сферы читателя.

2.Выразительное чтение учителя  выступает в качестве эталона чтения художественного текста. По- другому, - «праздник читательских удовольствий».

3.Выразительное чтение детьми (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста (в виде конкурсов чтецов).

4.Акцентное вычитывание.

5.Составление и пересказ текста.

Широко практикуя в свое время составление плана того или иного произведения, его пересказ, как весьма полезное для развития логического мышления, я пришла к выводу, что эти работы не несут в себе специфически художественных задач, и, более того, наносят непоправимый вред эстетическому развитию детей. Сокращённый пересказ текста «своими словами» формирует у детей внимание к сюжету, в итоге возникает установка на «священное» отношение к художественному тексту, в котором каждое слово, каждый знак препинания – не случайное «украшение», а необходимая авторская «веха», «указатель». Каждый элемент формы содержателен, является выражением авторского видения мира.

По моему мнению, составлению плана и пересказу дети должны учиться на материале научных и научно-популярных текстов. А пересказ художественного текста необходим в работе по акцентному вычитыванию эпических и драматических текстов в тех случаях, когда ученик пытается доказать свое мнение текстом или для сокращения времени пересказа длинного эпизода. Особенно бережного отношения требует лирика, где в качестве доказательства допустимо только прямое цитирование.

Чтобы ребенок овладел самостоятельной читательской практикой, мне пришлось предпочесть всем другим формам работы на уроке литературы акцентное вычитывание, т.е. интерпретацию, толкование текста, в котором преобладает позиция не пересказчика, а читателя – Критика. При таком способе работы заранее «назначаешь» задачу вычитывания.    

Каковы же основные задачи акцептного вычитывания?

При работе с эпическими и драматическими текстами главной задачей становятся различение точек зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев. Эта задача звучит для детей в виде вопросов: « Чьими глазами видится мир, чьими устами передаются мысли и чувства?»

Решение это задачи подводит ребят к пониманию авторской позиции, оценке характеров героев, мотивов их поведения. Такая работа требует выделения «рассказчика» (героя или повествователя), его наличие или отсутствие (в драме), выделение героев, определение их точек зрения.

Акцентное вычитывание – путь не только к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции читателя.

  Акцентное вычитывание становится основным моим методом работы на уроках литературы, приобретая разные формы по мере читательского развития детей.

Сначала оно проходит в форме коллективной работы класса: «прочитывание» текста Читателя - критика сопровождается работой по «вычитыванию», осуществляемой читателем - Критиком. Каждое толкование подтверждается, обосновывается, «доказывается текстом». Это позволяет отсечь прочтение, несоответствующее авторскому замыслу, и в то же время раскрывает возможные варианты индивидуальных прочтений, не противоречащих авторскому замыслу. Такая коллективная работа – путь воспитания развитого читателя.

В качестве примера акцентного вычитывания предлагается урок в 8 классе по феерии А. Грина «Алые паруса».

УРОК  - Размышление по феерии А. Грина

«Странно летящая душа…»

Цель:

- пробуждать светлые чувства путем непосредственного эмоционального вслушивания в текст;

-познакомить учащихся с акцентным вычитыванием, как   одним из способов изучения эпического текста;

-организовать работу учеников в позиции «Читатель» по отслеживанию роли слов-символов в тексте.

Наш урок - размышление по феерии А. Грина, и поэтому в центре внимания будет удивительное слово писателя, которого чаще  называют романтиком и художником.

А чтобы понять, почему о нем так говорят, мы должны будем раскрыть художественные средства его образов-символов:

Полет__________    мечта_______      душа ________…

И только тогда мы поймем, что в себе таит его выражение «странно летящая душа».

В. - Странно, необычно название феерия?

З. У этого слова два лексических значения. Прочитаем их:

1.Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов.

2.Волшебное сказочное зрелище.

В. - В каком из этих значений Грин употребил слово феерия? 

(это что-то сказочное). (Включение ребят в работу с текстом через непосредственное эмоциональное вслушивание. Прослушивание, просматривание ауди-видео записи легенды Эгля).

В. - А как музыкальный фрагмент «Морское путешествие» из балета А. Морозова помогает передать характер происходящего?

В. - Кто же поведал эту легенду Ассоль? И случайно ли именно ей?

(И чтобы это понять, мы с вами будем использовать такой способ с эпическим текстом как акцентное вычитывание).

Акцентное вычитывание - это осмысленное прочтение самого основного, самого главного в тексте. Этим  способом мы  и попробуем овладеть на уроке.

3. Обращаясь к содержанию 1 главы, выделите и прочитайте то главное, что увидел Эгль в Ассоль?

А/В. («Каждая черта Ассоль выразительна, легка и чиста, как полет ласточки…» )

В. - С помощью каких художественных средств донес до нас Грин ее неповторимость, самобытность?

(В каждой черте Ассоль легкость и чистота. Для того, чтобы подчеркнуть это, автор использует сравнение «как полет ласточки…», эпитеты «кроткая улыбка» «глаза с оттенком грустного вопроса…»)

В. -Как могут сочетаться кроткая улыбка и глаза с оттенком грустного вопроса?

А/В. («Прекрасная неизвестность», «милая», «дивное художественное полотно», «растение»).

В. - С каким растением ассоциируется образ Ассоль? И почему?

(С цветком…, беззащитным, приносящим радость и не требующим ничего взамен…)

В. - Что же отличало Ассоль от других жителей поселка?  И не в нем ли кроется причина ее грусти?

В. - А что сказочник говорил о людях поселка? (они не поют песен, они не рассказывают  сказок…).

В. - Скажите, такие люди могут понять  Ассоль и ее отца? Какой способностью души они наделены? (Это люди без романтики, без фантазии, без мечты. Грубые, приземленные, они не могли понять  ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющие сказки и создающего яхты с «алыми парусами»).

З. - Возразите, если хотите, но мне кажется, Ассоль с Лонгреном были одиноки среди этих людей.

В. - А что значит одиноки? (Жители поселка не понимали «чудачества отца и дочери, так как им не дано «вознестись над суетой…»).

В. – С чем созвучно ее имя, с чем схоже?

(У Ассоль даже имя какое-то необычное. Легче пропеть, чем произнести. Имя схоже с ноткой «соль», звучит камертоном. Эгле был покорен этим именем.

В. - А как звучит имя главного героя? ( В этом имени три согласных и один гласный звук).  В. - Уносится ли оно, как эхо, вдаль? (Грэй - это полет, произносим на выдохе, и оно улетает в необъятную даль).

З .Обращаясь к 1-ому абзацу 2 главы, акцентируйте внимание на том, кем был Грэй?

А/В («Он родился капитаном, хотел быть им  и стал…»). (Автор нам указывает, Грэй родился с живой душой).

В. - Ребята, расскажите, как душа росла вместе с ним? (Случай на кухне. На плиту выплескивались…)

В. - В каких словах Грэя  сконцентрировалась великое чувство сострадания к другому человеку? 

АВ. («Мне кажется, что тебе очень больно…». А ведь ему тогда было только 10 лет).

З. Расскажите случай с фарфоровой копилкой.

В. - Какой занавес приоткрывает этот случай к пониманию души юного героя?

З. Расскажите, какой случай изменил весь ход его жизни. (Грэй увидел картину, изображающую вздымающийся корабль на гребень морского вала. «В маленького мальчика постепенно укладывалось огромное море»).

З .Обратите внимание, что год, проведенный в плавании, многое изменил в нашем герое, кроме главного. (Понемногу он потерял все, … «кроме странно летящей души»).

З. Когда впервые встретились герои? (На рассвете).

В. - Какою увидел Грэй Ассоль? («Дивное художественное полотно»- таков образ Ассоль,

созданный Грином.)

В. - К каким художественным средствам автор прибегает чаще всего? (Грин использует цветовые эпитеты: алая заря, белый корабль, красная мель и т. д. В теории литературы цветовые эпитеты называются цветописью).

В. - Каким цветовым эпитетом Грин определил любовь своих героев? А почему этот же парус иные люди видят красным, грязным? (Они не романтики, у них не «странно летящая душа»).

В.-  А что значит « странно летящая душа»? (Душа свободная, любящая. А душа у Грэя    

«странно летящая» потому что, как сказала Марина Цветаева, « душа родилась крылатой»).

З. Обращаясь к концу 4 главы, ответим на важный вопрос нашего урока, случайна ли встреча героев - Ассоль и Грэя?

Звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух», на его фоне слова учителя.

Как нам сказал сам автор, встреча не была случайной, они встретились в то утро- утро «полное неизбежности». Их души соединились в свободном полете и устремились в  будущее под алыми парусами мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Учимся слышать своих детей»

Этот материал был представлен мною на региональном конкурсе "Учитель года - 2013", где получил высокую оценку жюри.Дата проведения:  сентябрьАктуальность темы:Проблема общения родителей с детьми,...

Урок риторики "Учимся слышать"

Конспект урока риторики в 5 классе "Учимся слышать"...

Учить слышать

Советы детского психолога помогут родителям регулировать отношения с подросткам, научить их слушать и слышать окружающих....

Статья "События, которых помнит слово"

Уникальный краеведческий материал, собранный и представленный ученицей в доступной форме, будет интересен всем, кто с ним ознакомиться....

Памятка учителя-логопеда для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"

В памятке даются игры для родителей, которые они могут использовать при закреплении звуков дома с детьми....

буклет для родителей "Учимся слышать звуки иправильно из произносить"

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух– это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном ли...