буклет для родителей "Учимся слышать звуки иправильно из произносить"
консультация на тему
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух– это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет для родителей | 113.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух. Фонематический слух– это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно говорит.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
«Отгадай что звучит»
Возьмите несколько звучащих по-разному игрушек (дудочка, колокольчик и др. не более пяти). Предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем поверните ребенка спиной, отойдите на 3-4м. и воспроизведите звучание одной из них. Звуки должны быть ясными и контрастными. Малыш должен подойти и взять звучащую игрушку.
«Похлопаем»
Предложите ребенку повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка. Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
«Волшебная палочка»
Предложите ребенку послушать, как звучат предметы, постукивая по ним карандашом. «Волшебная палочка» заставит звучать вазу, стол, стакан и др. предметы. Ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет зазвучал.
«Далеко-близко»
Объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова громко и тихо. Если произносите слово тихо, то ребенок отвечает: «ДАЛЕКО». Если произносите слово громко, то малыш отвечает: «БЛИЗКО».
«О чем говорит улица»
Предложите ребенку определить звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, пенье птиц, ветер, дождь, разговор людей…
«Доскажи словечко»
Подберите считалки, потешки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривайте последнее слово или звук:
Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось … (мыло)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)
В реке большая драка
Поссорились два р… (рака)
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши … (каша) и др.
«Первый звук»
Нужно выделить голосом первый звук в словах(а-а-аист, у-у-хо, о-о-обруч, и-и-ива и т.д.).
«Цепочка слов»
Вы вместе с ребенком поочередно произносите слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово:
мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос…
«Съедобное-несъедобное»
Произнесите три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
банан – диван – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон и т.д.
«Стоп – игра»
Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Разветчики»
Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
«Угадай-ка»
Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«Исправляй-ка»
Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.
«Будь внимателен»
При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«Кто больше»
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Мы - артисты»
Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).
«Можно или нельзя»
Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ
Памятка для родителей
«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Составила:
учитель-логопед
Абдуллина Р.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка учителя-логопеда для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"
В памятке даются игры для родителей, которые они могут использовать при закреплении звуков дома с детьми....
буклет "Артикуляционная гимнастика для звука Л"
Комплекс гимнастики направлен на подготовку артикуляционного аппарата для постанови звука "Л"...
буклет "Артикуляционная гимнастика для звука Р"
Упражнения направлены на подготовку органов артикуляционного аппарата для постановки звука "Р"...
Консультация для родителей "Как научить ребенка слышать звуки"
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на с...
«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Памятка для родителей...
Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим»....
Статья "Как научится слышать звуки вокруг нас"
Статья для работы с родителями....