Родительское собрание в 5 классе Тема: «Учимся слышать своих детей»
методическая разработка (5 класс) на тему

Этот материал был представлен мною на региональном конкурсе "Учитель года - 2013", где получил высокую оценку жюри.

Дата проведения:  сентябрь

Актуальность темы:

Проблема общения родителей с детьми, умения слышать ребенка встает особенно остро в период перехода ребенка из начальной школы в основную.  Пока ребенок учится в начальной школе, родители считают своим святым долгом  помогать детям, контролировать их, ходить на все утренники, проверять дневник, спрашивать иногда –как у тебя дела в школе и т.п. Но как только обучение в начальной школе заканчивается, родители почему – то считают, что их дети выросли и пусть теперь сами решают свои проблемы. А у детей в это время состояние шока – многие из них очень болезненно переходят в основную школу. Отсюда – снижение успеваемости, проблема непослушания, уход в виртуальный мир и другие очень серьезные проблемы. Как раз в возрасте 11-12 лет у ребенка наступает период, когда ему просто необходимо, чтобы его слышали и понимали, принимали и помогали. Особенно близкие люди.

Цель:

 Привлечь внимание родителей к проблеме неумения слышать своих детей. Сделать так, чтобы родители задумались о важности их внимания для детей в период перехода из начальной школы в основную.

Задачи родительского собрания:

-Через самоанализ родителей дать совместную оценку существующему положению в семьях по данной проблеме;

- вывести родителей на откровенный разговор, разбудить желание обсудить проблему и постараться найти пути решения;

-выработать совместную тактику поведения, составить вместе с родителями Памятку для родителей для дальнейшего тиражирования;

- познакомить родителей с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?»

Фома проведения: круглый стол с элементами тренинга

Предварительная работа:

Разослать родителям пригласительные письма с темой собрания. С перечнем проблем, которые хотелось бы обсудить на собрании. Просьбой - обязательно откликнуться на приглашение. Выразить желание поближе познакомиться с родителями.

Ход собрания:

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Я очень рада вас  видеть. Мне хотелось поближе с вами познакомиться сегодня, ведь нам предстоит в течение ближайших пяти лет работать с вами в одной упряжке, вместе решать проблемы наших детей: учебные и личностные. Мне хочется сразу, в начале нашей совместной работы, предостеречь вас от такого убеждения, что ваши дети теперь большие, что пусть они теперь все делают сами. Давайте представим и обсудим  такую ситуацию:  вы в течение 4 лет, 5 дней в неделю работали в спокойном офисе, где 2-3 сотрудника. Выполняли ежедневно привычную работу. И вдруг вас повышают. После отпуска вы приступаете к работе в новом офисе, где 8-10 сотрудников, работа престижная, но приходится работать 6 дней в неделю и выполнять разнообразную сложную работу   в удвоенном  объёме. Опишите ваши чувства.

Возможные ответы родителей:

- очень трудно, испытываешь определенный шок;

- нужно вновь налаживать отношения с новыми сотрудниками, приспосабливаться к ним;

- хочется, чтобы кто-нибудь помог;

- непривычно работать 6 дней в неделю, быстро устаешь;

- хочется отдохнуть;

- нужно срочно рассказать кому – то (подруге или маме) о проблемах, попросить совета и т.п.

Классный руководитель:

Вы совершенно верно обрисовали эмоциональную напряженность ситуации. Вам трудно. Вы в шоке. Хоты вы взрослые люди и умеете справляться с трудностями. Не в такой ли ситуации оказываются наши дети, переходя в пятый класс? (Можно попросить родителей провести аналогии).

Сделать выводы совместно с родителями:

Детям очень трудно и им необходима помощь и поддержка.

Классный руководитель:

По-моему, ещё одна ошибка взрослых людей – мы считаем, что учиться должны только дети – это их прерогатива. Я уже взрослый, рассуждаем мы, достаточно «выученный».  Пусть мой ребенок учится, а я и так все знаю, тем более я ас в воспитании детей. Но, дорогие друзья, мы не имеем право так рассуждать. У нас разве до этого ребенка уже был такой же? Даже если это не первый ваш ребенок, он все равно другой, уникальный. И поэтому мы каждую минуту должны учиться общаться с этим ребенком, слышать его, понимать его -  получать родительское образование. Нам кажется, что мы умеем слышать наших детей. На самом деле, мы выделяем из сказанного нашими детьми то, что нам наиболее важно. Не всегда это совпадает с детским восприятием мира. И нам кажется глупостью, что они говорят нам.  Давайте проверим, такие ли мы асы в воспитании, как мы  думаем.

Тест

Положите руки на стол и сожмите  кулаки.  На каждый положительный ответ на мое утверждение выбрасывайте палец.

- вы даете оценку ребенку. Например, «Какой ты неуклюжий» и т.п.

- вы часто делаете ребенку замечания

- вы отвечаете на вопрос ребенка: «Отстань. Не знаю»

- вы отвечаете на просьбу помочь: Мне некогда, сам делай

- вы одергиваете ребенка при посторонних

- вы ругаете ребенка за плохие оценки

- вы покупаете ребенку то, что просит, лишь бы отстал

- вы говорите ребенку: «Ну в кого ты такой уродился. Вот я….»

- если ребенок расстроен вашим поведением, вы говорите ему: «Я это делаю ради тебя»

- вы говорите ребенку: «От тебя одни неприятности»

Теперь проведите самоанализ. Сколько пальцев вы выбросили? Если все 10 – ваш ребенок в опасности!

Но  из любого безвыходного положения есть выход. (Если некоторые родители настроены пессимистично, можно рассказать притчу про лягушку, попавшую на дороге под дерево: По дороге шло семейство лягушек.  Вдруг на дорогу упало дерево и придавило одну лягушку. Бедная лягушка стала прощаться с жизнью. Попросила привести к ней родственников прощаться.  И тут из-за поворота показалась лошадь с телегой.  Лягушка изо всех сил начала вылезать из-под дерева. И когда колесо телеги поравнялось с её головой, лягушка поднатужилась и выскочила ). 

Делаем  совместный вывод из сказанного и сделанного:

Родителям нужно учиться общаться  с детьми. Слышать ребенка – это наука. Никогда не стоит отчаиваться и стараться исправить ситуацию, а не закрывать на проблему глаза.

Классный руководитель:

Мы черпаем знания чаще всего в книгах. Не советую обращаться к форумам. Там такие же специалисты в воспитании как и мы с вами. У них свои дети. У нас свои. Нужно слышать своего ребенка, а не пользоваться чужими «наработками». В вопросах детской психологии и взаимоотношений между родителями и детьми  есть великолепные специалисты. Мне в своё время очень помогла книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?».  Прочитав её, когда моему первому ребенку уже было 17 лет, я поняла – сколько же ошибок я сделала в общении с ней! Если бы что –то  можно было исправить!  Но во многом я опоздала. Мне было очень обидно за себя, что я раньше не нашла эту книгу, и очень жалко дочь. Зато с сыном я поступала по-другому.  И результат совсем другой – я даже не заметила ни трудного, ни переходного возраста.  Предлагаю каждому из вас прочитать эту книгу (показать).  Если кому – то из вас посчастливиться приобрести её – она должна стать вашей настольной книгой. Книга состоит из 10 уроков для тех, кто общается с детьми. Уроки написаны в интересной, динамичной форме. Очень много примеров. В конце урока подводится итог. Зачитать  10 правил общения с детьми, выведенные в конце 10 урока

  1. Безусловно принимать его
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
  10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Всему этому автор доходчиво обучает в уроках. Если кто –то из вас  пожелает, может сегодня взять у меня книгу. Она читается легко и быстро. Поэтому, я думаю,  за 2 месяца вы все  её прочитаете. Кстати, эта книга, конечно же, есть и в Интернет.

И последнее. Я предлагаю вам немного поиграть. Приглашаю двух человек.  Один поворачивается спиной к другому.  Второй сообщает информацию. Например, « Папа, у нас сегодня был диктант. Я забыл тетрадку и учительница на меня очень кричала».

Проанализировать ситуацию (говорить неудобно, ощущение, что не слушает, не понятно, с каким видом говорит, информация доходит не сразу, хочется переспросить)

Вторая ситуация. Приглашаются другие 2 родителя. Встают далеко друг от друга, в разных концах класса. Один сообщает информацию: «Мама, у нас  в классе сегодня украли телефон и у меня тоже проверяли портфель»  (описывают впечатления).

Третья ситуация. Приглашается третья пара. Один встает на стул. Другой сообщает информацию: «Мама, а Сережке уже купили «Зомби – ферму». А вы мне когда купите?». Что ответит мама? (описать впечатления).

И последняя ситуация. Приглашаются ещё двое участников. Встают друг напротив друга. Один говорит: «Мама, сегодня набирали команду на соревнования по плаванию, а мне сказали, что я слишком толстый». Ответ мамы. (анализ впечатлений).

Делаем  вывод совместно с родителями:

Как нужно общаться, в какой позиции нужно находиться по отношению к ребенку, чтобы хорошо слышать его?

Ответы родителей.

Классный руководитель:

Нам с вами необходимо решить ещё одну задачу – написать Памятку для родителей пятиклассников. Мы сможем это сделать уже сейчас, после нашего собрания? (если считают, что могут, значит, предложить создать проект)

Какие будут предложения?

Возможные варианты ответов родителей:

- Детям в пятом классе необходима помощь и поддержка родителей. Не бросайте их одних на амбразуру проблем пятого класса.

- Пополняйте свои родительские знания. Читайте книжки психологов и педагогов – практиков.

- Не обращайтесь за помощью на форумы. Обратитесь напрямую к тому, из-за кого у ребенка проблема

- Вспомните себя в детстве, что вам не нравилось в поведении ваших родителей. Старайтесь не повторять их ошибки.

- Общайтесь с ребенком глаза в глаза.

Решение:

  1. Каждому родителю прочитать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?»
  2. Распространить среди родителей пятиклассников и четвероклассников Памятку, выработанную на собрании
  3. Посещать родительские собрания регулярно
  4. Обращаться за индивидуальными консультациями к специалистам (педагогам, психологу, социальному педагогу и др.)
  5. Помогать детям безболезненно пройти адаптационный период перехода из начальной в основную школу.

Классный руководитель:

Благодарю вас за то, что вы откликнулись на мое приглашение. Спасибо за активную работу, за откровенную беседу.  Мне было очень приятно работать с вами. Надеюсь, наше последующее общение будет таким же плодотворным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

Тема: «Учимся слышать своих детей»

Дата проведения:  сентябрь

Актуальность темы:

Проблема общения родителей с детьми, умения слышать ребенка встает особенно остро в период перехода ребенка из начальной школы в основную.  Пока ребенок учится в начальной школе, родители считают своим святым долгом  помогать детям, контролировать их, ходить на все утренники, проверять дневник, спрашивать иногда –как у тебя дела в школе и т.п. Но как только обучение в начальной школе заканчивается, родители почему – то считают, что их дети выросли и пусть теперь сами решают свои проблемы. А у детей в это время состояние шока – многие из них очень болезненно переходят в основную школу. Отсюда – снижение успеваемости, проблема непослушания, уход в виртуальный мир и другие очень серьезные проблемы. Как раз в возрасте 11-12 лет у ребенка наступает период, когда ему просто необходимо, чтобы его слышали и понимали, принимали и помогали. Особенно близкие люди.

Цель:

 Привлечь внимание родителей к проблеме неумения слышать своих детей. Сделать так, чтобы родители задумались о важности их внимания для детей в период перехода из начальной школы в основную.

Задачи родительского собрания:

-Через самоанализ родителей дать совместную оценку существующему положению в семьях по данной проблеме;

- вывести родителей на откровенный разговор, разбудить желание обсудить проблему и постараться найти пути решения;

-выработать совместную тактику поведения, составить вместе с родителями Памятку для родителей для дальнейшего тиражирования;

- познакомить родителей с книгой Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?»

Фома проведения: круглый стол с элементами тренинга

Предварительная работа:

Разослать родителям пригласительные письма с темой собрания. С перечнем проблем, которые хотелось бы обсудить на собрании. Просьбой - обязательно откликнуться на приглашение. Выразить желание поближе познакомиться с родителями.

Ход собрания:

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Я очень рада вас  видеть. Мне хотелось поближе с вами познакомиться сегодня, ведь нам предстоит в течение ближайших пяти лет работать с вами в одной упряжке, вместе решать проблемы наших детей: учебные и личностные. Мне хочется сразу, в начале нашей совместной работы, предостеречь вас от такого убеждения, что ваши дети теперь большие, что пусть они теперь все делают сами. Давайте представим и обсудим  такую ситуацию:  вы в течение 4 лет, 5 дней в неделю работали в спокойном офисе, где 2-3 сотрудника. Выполняли ежедневно привычную работу. И вдруг вас повышают. После отпуска вы приступаете к работе в новом офисе, где 8-10 сотрудников, работа престижная, но приходится работать 6 дней в неделю и выполнять разнообразную сложную работу   в удвоенном  объёме. Опишите ваши чувства.

Возможные ответы родителей:

- очень трудно, испытываешь определенный шок;

- нужно вновь налаживать отношения с новыми сотрудниками, приспосабливаться к ним;

- хочется, чтобы кто-нибудь помог;

- непривычно работать 6 дней в неделю, быстро устаешь;

- хочется отдохнуть;

- нужно срочно рассказать кому – то (подруге или маме) о проблемах, попросить совета и т.п.

Классный руководитель:

Вы совершенно верно обрисовали эмоциональную напряженность ситуации. Вам трудно. Вы в шоке. Хоты вы взрослые люди и умеете справляться с трудностями. Не в такой ли ситуации оказываются наши дети, переходя в пятый класс? (Можно попросить родителей провести аналогии).

Сделать выводы совместно с родителями: 

Детям очень трудно и им необходима помощь и поддержка.

Классный руководитель:

По-моему, ещё одна ошибка взрослых людей – мы считаем, что учиться должны только дети – это их прерогатива. Я уже взрослый, рассуждаем мы, достаточно «выученный».  Пусть мой ребенок учится, а я и так все знаю, тем более я ас в воспитании детей. Но, дорогие друзья, мы не имеем право так рассуждать. У нас разве до этого ребенка уже был такой же? Даже если это не первый ваш ребенок, он все равно другой, уникальный. И поэтому мы каждую минуту должны учиться общаться с этим ребенком, слышать его, понимать его -  получать родительское образование. Нам кажется, что мы умеем слышать наших детей. На самом деле, мы выделяем из сказанного нашими детьми то, что нам наиболее важно. Не всегда это совпадает с детским восприятием мира. И нам кажется глупостью, что они говорят нам.  Давайте проверим, такие ли мы асы в воспитании, как мы  думаем.

Тест

Положите руки на стол и сожмите  кулаки.  На каждый положительный ответ на мое утверждение выбрасывайте палец.

- вы даете оценку ребенку. Например, «Какой ты неуклюжий» и т.п.

- вы часто делаете ребенку замечания

- вы отвечаете на вопрос ребенка: «Отстань. Не знаю»

- вы отвечаете на просьбу помочь: Мне некогда, сам делай

- вы одергиваете ребенка при посторонних

- вы ругаете ребенка за плохие оценки

- вы покупаете ребенку то, что просит, лишь бы отстал

- вы говорите ребенку: «Ну в кого ты такой уродился. Вот я….»

- если ребенок расстроен вашим поведением, вы говорите ему: «Я это делаю ради тебя»

- вы говорите ребенку: «От тебя одни неприятности»

Теперь проведите самоанализ. Сколько пальцев вы выбросили? Если все 10 – ваш ребенок в опасности!

Но  из любого безвыходного положения есть выход. (Если некоторые родители настроены пессимистично, можно рассказать притчу про лягушку, попавшую на дороге под дерево: По дороге шло семейство лягушек.  Вдруг на дорогу упало дерево и придавило одну лягушку. Бедная лягушка стала прощаться с жизнью. Попросила привести к ней родственников прощаться.  И тут из-за поворота показалась лошадь с телегой.  Лягушка изо всех сил начала вылезать из-под дерева. И когда колесо телеги поравнялось с её головой, лягушка поднатужилась и выскочила ).  

Делаем  совместный вывод из сказанного и сделанного:

Родителям нужно учиться общаться  с детьми. Слышать ребенка – это наука. Никогда не стоит отчаиваться и стараться исправить ситуацию, а не закрывать на проблему глаза.

Классный руководитель:

Мы черпаем знания чаще всего в книгах. Не советую обращаться к форумам. Там такие же специалисты в воспитании как и мы с вами. У них свои дети. У нас свои. Нужно слышать своего ребенка, а не пользоваться чужими «наработками». В вопросах детской психологии и взаимоотношений между родителями и детьми  есть великолепные специалисты. Мне в своё время очень помогла книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?».  Прочитав её, когда моему первому ребенку уже было 17 лет, я поняла – сколько же ошибок я сделала в общении с ней! Если бы что –то  можно было исправить!  Но во многом я опоздала. Мне было очень обидно за себя, что я раньше не нашла эту книгу, и очень жалко дочь. Зато с сыном я поступала по-другому.  И результат совсем другой – я даже не заметила ни трудного, ни переходного возраста.  Предлагаю каждому из вас прочитать эту книгу (показать).  Если кому – то из вас посчастливиться приобрести её – она должна стать вашей настольной книгой. Книга состоит из 10 уроков для тех, кто общается с детьми. Уроки написаны в интересной, динамичной форме. Очень много примеров. В конце урока подводится итог. Зачитать  10 правил общения с детьми, выведенные в конце 10 урока

  1. Безусловно принимать его
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
  10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Всему этому автор доходчиво обучает в уроках. Если кто –то из вас  пожелает, может сегодня взять у меня книгу. Она читается легко и быстро. Поэтому, я думаю,  за 2 месяца вы все  её прочитаете. Кстати, эта книга, конечно же, есть и в Интернет.

И последнее. Я предлагаю вам немного поиграть. Приглашаю двух человек.  Один поворачивается спиной к другому.  Второй сообщает информацию. Например, « Папа, у нас сегодня был диктант. Я забыл тетрадку и учительница на меня очень кричала».

Проанализировать ситуацию (говорить неудобно, ощущение, что не слушает, не понятно, с каким видом говорит, информация доходит не сразу, хочется переспросить)

Вторая ситуация. Приглашаются другие 2 родителя. Встают далеко друг от друга, в разных концах класса. Один сообщает информацию: «Мама, у нас  в классе сегодня украли телефон и у меня тоже проверяли портфель»  (описывают впечатления).

Третья ситуация. Приглашается третья пара. Один встает на стул. Другой сообщает информацию: «Мама, а Сережке уже купили «Зомби – ферму». А вы мне когда купите?». Что ответит мама? (описать впечатления).

И последняя ситуация. Приглашаются ещё двое участников. Встают друг напротив друга. Один говорит: «Мама, сегодня набирали команду на соревнования по плаванию, а мне сказали, что я слишком толстый». Ответ мамы. (анализ впечатлений).

Делаем  вывод совместно с родителями: 

Как нужно общаться, в какой позиции нужно находиться по отношению к ребенку, чтобы хорошо слышать его?

Ответы родителей.

Классный руководитель:

Нам с вами необходимо решить ещё одну задачу – написать Памятку для родителей пятиклассников. Мы сможем это сделать уже сейчас, после нашего собрания? (если считают, что могут, значит, предложить создать проект)

Какие будут предложения?

Возможные варианты ответов родителей:

- Детям в пятом классе необходима помощь и поддержка родителей. Не бросайте их одних на амбразуру проблем пятого класса.

- Пополняйте свои родительские знания. Читайте книжки психологов и педагогов – практиков.

- Не обращайтесь за помощью на форумы. Обратитесь напрямую к тому, из-за кого у ребенка проблема

- Вспомните себя в детстве, что вам не нравилось в поведении ваших родителей. Старайтесь не повторять их ошибки.

- Общайтесь с ребенком глаза в глаза.

Решение:

  1. Каждому родителю прочитать книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. КАК?»
  2. Распространить среди родителей пятиклассников и четвероклассников Памятку, выработанную на собрании
  3. Посещать родительские собрания регулярно
  4. Обращаться за индивидуальными консультациями к специалистам (педагогам, психологу, социальному педагогу и др.)
  5. Помогать детям безболезненно пройти адаптационный период перехода из начальной в основную школу.

Классный руководитель:

Благодарю вас за то, что вы откликнулись на мое приглашение. Спасибо за активную работу, за откровенную беседу.  Мне было очень приятно работать с вами. Надеюсь, наше последующее общение будет таким же плодотворным.

Волкова Елена Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

познакомить родителей с их ролью в нравственном воспитании своих детей...

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Родительское собрание, наряду с классным часом и коллективным творческим делом, относится к числу основных форм работы педагога с юными и взрослыми членами классного сообщества. А это означает, что от...

Презентация к родительскому собранию «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Цель:Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.Задачи:показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье;формировать культуру общения родителей и дете...

Родительское собрание. 7 класс. Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Родительское собрание. 7 класс.Тема: «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».Составитель: Юдахина Т. М.Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни челов...

Родительское собрание 6 класс Наши ошибки в воспитании детей

Тема родительского собрания "Наши ошибки в воспитании детей"Какие ошибки совершают родители, и как их можно решить....

Родительское собрание, 5 класс. Тема: «Организация свободного времени школьника»

Родительское собрание, 5 класс.Тема: «Организация свободного времени школьника»Ход собрания:Учитель:    Добрый день, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас сегодня, и...

Родительское собрание "Роль родителей в нравственном воспитании своих детей"

Материал поможет родителям правильно строить отношения с детьми, воспитывать высокие нравственные качества ребёнка...