Конспект урока по лирике Татьяны Кановой
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Открытый урок по лирике Татьяны Кановой, коми поэта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_t.kanova.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Муза – душа в лирике Т.Кановой? |
Технология | ТРКМ |
Цели урока | Образовательные: - актуализировать понимание учащимися нравственных понятий «душа», «счастье», «писательский труд», «муза» - организовать аналитическую работу с текстом через диалог учащихся; - вовлечь учащихся в активную коммуникацию через монолог, диалог, дискуссию. Воспитательная: - воспитание ценностного отношения к творчеству коми поэта Т.Кановой. Развивающие: - развитие критического мышления, - формирование умения вести конструктивный диалог, - формирование умения аргументировано излагать мысли. - формирование речевой культуры школьников посредством монологической речи, диалога; - развитие умения находить социально значимые выходы из проблемных ситуаций; - формирование положительной «я - концепции» личности |
Планируемые результаты | Предметные: 1) осознанно воспринимать и понимать поэтический текст; 2) создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; Личностные 1) Объяснять, что связывает обучающегося — творческую личность (музыканта, поэта) — с его предназначением. Метапредметные: Регулятивные 1) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. 2) Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. 3) Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные 1) Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта: 2) Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. 3) Высказывать свою позицию другим, владея приёмами монологической и диалогической речи. 4) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Коммуникативные 1.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 2.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
Ход урока | Стадия вызова. Подготовка к изучению новой темы. Сегодня мы с вами обратимся к лирике поэта Республики Коми Татьяне Кановой. Знаете ли вы ее, может читали ее стихи. Если нет, тогда у вас появилась возможность познакомится с ней. Цитатой к нашему уроку я предлагаю слова Б.Окуджавы «Каждый пишет то, что слышит…» На слайде представлены цитаты стихотворений разных авторов, я их вам зачитаю: Муза моя Не продажна: Вирши на базар не шлем мы с нею, На купцов рассчитывать не смеем… Двое Знаем попеваем: Если и сфальшивим оба где-то, Кто же фальшью называет это? «Моя муза» И. Куратов. Родилась она не в барском, Сядет рядом, петь прикажет. «Моя муза» В. Лыткин. С моей душой, безумной и мятежной, «Вечерняя заря» З. Гиппиус Кого или что слышат поэты? С кем общаются? Музу. А что такое муза? Муза – источник вдохновения (например, природа), может быть лицо, которое пробуждает вдохновение (нимфа). Постановка цели (проблемы) Обратимся к цитате З. Гиппиус. А с кем она разговаривает? (С душой). А что такое душа? Душа – это… (внутренний мир человека, его чувства). А теперь устно составьте несколько словосочетаний с этим словом, употребив слово душа в разных значениях. А как вы понимаете такое выражение: Немногословие души (открою вам секрет, так называется один из сборников стихотворений Т.Кановой) А можно ли сказать муза – это душа? Давайте поразмышляем об этом применительно к лирике Татьяны Кановой. Откроем тетради и напишем тему нашего урока в виде вопроса. Муза-душа в лирике Татьяны Кановой? Какую цель вы перед собой поставите, пусть каждый сам запишет. Моя цель – помочь вам ответить на тему нашего урока Муза-душа в лирике Татьяны Кановой? Стадия осмысления Для того, чтобы лучше понять лирику поэта, что нам нужно? Узнать биографию поэта. Вы сами прекрасно знаете как сложно запомнить биографический текст писателя. Согласитесь, что в этом вам поможет кластер. Работать мы будем по парам. Сначала вы прочитаете текст, затем найдет ключевые слова из биографии автора. Я вам помогу начать, основная ее ветвь, линия «Жизненный путь поэта Татьяны Кановой», которую вы будете продолжать. Кто-то представит ее в виде веточки с лепестками. Лепестки – основные, ключевые моменты жизни поэта. Кто-то может представить ее как гроздь винограда. Можете придумать тот образ, который вам запомнится. Работаем 5 минут. (Защита кластера) Вот мы с вами узнали, кто такая Татьяна Канова, теперь, как бы вы могли охарактеризовать ее душу? Какими качествами она обладает? (сильной и хрупкой женщины, материнская душа, душа-учителя…). Мы с вами поставили перед собой вопрос муза – это душа? Татьяна Канова также поднимает этот вопрос. Обратимся к первому стихотворению. Первое стихотворение «Счастливых женщин нет среди поэтов». Вопросы учителя: 1. В какой момент жизни пишет поэт? (в минуты переживания, скорби…). 2. Как вы понимаете строчки «к бумаге тянется душа»? С чем отождествлена здесь ДУША? (душа – это ее внутренняя потребность писать стихи.) 3. А как вы объясните следующие строчки: «душа себе стихами лечит крылья»? ДУША здесь одухотворена. Переполненная до краев душа, изливается в лирике и исцеляется. Отдает себя полностью, чтобы как птица феникс переродиться снова. 4. Какую функцию выполняет Душа? Душа – внутренний мир поэта, который является музой, источником для вдохновения, чтобы писать (изливать) стихи. Значит МУЗА – это ДУША поэта. Поэт использует внутренний источник – чувства боли, переживания. 5. С чем связан концепт души Т. Кановой? С размышлениями о своем стихотворчестве, поэзии. В продолжение нашего исследования попрошу вас прочитать следующее стихотворение «Я ничего не смыслю в ремесле» Вопросы: 1. Каким вы увидели поэта в данном стихотворении? 2. Какие мысли ее волнуют? (не умеет писать) 3. Как вы объясните строчки «Душа стихи писала». Поэт утверждает, что ее стихи пишет Душа. Это ее потребность писать стихи. Поэт как марионетка в руках Души. Душа – это то, что пишет или заставляет писать человека стихи, делает его человеком творческим. Получается, будто не сама лирическая героиня пишет стихи, а ей диктует писать ДУША. Здесь концепт Душа – это Муза, лицо, которое пробуждает вдохновение. Стадия рефлексии А как вы сами думаете. Муза-душа или душа-муза? Напишите эссе 5-7 предложений. Вам 5 минут. Буквально вылейте свои мысли. А теперь попрошу подвести итог урока (учитель раздает рисунок арфы, на струны которой напсианы: Слово дня… Открытие дня… Чувство дня… Перспектива дня… Подведение итогов урока и домашнее задание (подобрать стихи Т.Кановой, в которых встречается образ души). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...
конспект урока по литературе "Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина"
Конспект по роману в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина...
Конспект урока музыки 4 класс тема «Картины музыки и природы». Татьяна Борисовна btb12.ucoz.ru
Цель: познакомить с музыкальными и художественными шедеврами искусства....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА»1. Цель урока: раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С.Пушкина2. Задачи...
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....
конспект урока по лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения
Данный урок построен на анализе одного уникального для лирике М.Ю. Лермонтова стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива". Материал этого урока это адаптированный аназиз М. Гаспарова, на ...