конспект урока по лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Данный урок построен на анализе одного уникального для лирике М.Ю. Лермонтова стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива". Материал этого урока это адаптированный аназиз М. Гаспарова, на который я и ссылаюсь. На мой взгляд, такие работы с поэтическими текстами должны помочь ученикам почувствовать , а главное понять структуру поэтических текстов, показать некую логику поэтических образов, многоуровневость смыслов при всей внешней простоте картины, нарисованной поэтом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lirike_lermontova_kogda_volnuetsya-k_uroku.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс. Талина Е.Е.
Урок
по стихотворению М.Ю. Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива...»: от формы к духовным смыслам.
Цель урока: анализ стихотворения на основании научной статьи и преломление формы в сдуховные смыслы. .
Речь идет о статье М.Л. Гаспарова «Когда волнуется желтеющая нива…»: Лермонтов и Ламартин», в которой ученый исследует связь между двумя стихотворениями русского и французского поэта. Нас будет интересовать часть статьи, посвященная тексту М.Ю.Лермонтова
Предложим ученикам поразмышлять о стихотворении, которое начинается упоминанием самого земного и дающего жизнь – «желтеющей нивы», а заканчивается словами, которые нечасто можно встретить у Лермонтова – «в небесах я вижу Бога». Что же располагается в тексте между двумя этими понятиями? Стихотворение кажется простым и понятным, это впечатление во многом обусловлено четкостью, выверенностью его построения. М.Л.Гаспаров пишет: «…это четыре строфы, из них первые три начинаются «когда… когда… когда….», а заключительная – «тогда»; синтаксическая схема обнажена до предела».
Кажется. А поэтому предложим ученикам проанализировать последовательность действий, характеристик, точек зрения, охвата времени и пространства и метрику стихотворения Лермонтова. Размышляя о формальных элементах текста, ребята открывают для себя новые пласты смысла. Чрезвычайно полезным может оказаться работа в группах, когда ребята отвечают только на один вопрос, знакомя остальных с результатами своего мини-исследования, а в конце суммируются выводы, к которым пришли в каждой группе.
Вот краткая запись сделанных наблюдений.
Действия:
1 строфа - волнуется нива, лес шумит – начинается одушевление неодушевленных предметов, слива прячется - пассивное состояние;
2 строфа - ландыш кивает (приветливо) - активное действие, эмоциональное окрашенное;
3 строфа - ключ играет и лепечет - предмет из бессловесного становится наделенным речью, внимание переносится с предмета на содержание его речи.
Вывод: от 1 строфы к 3 - от неодушевленности к одушевленности.
Характеристики:
1 строфа - желтеющая, малиновая, зеленый - цветовые эпитеты, есть еще 2 - свежий, сладостный;
2 строфа – характер эпитетов меняется - румяный, златой, серебристый - не столько цвет, сколько свет, душистая;
3 строфа – цветовые эпитеты отсутствуют, студеный - вместо зримого предмета - атмосфера, но появляются эпитеты совсем другого характера – смутный, таинственная, мирный.
Вывод: от конкретности к таинственности, от сторонней ясности - к внутренней смутности.
Точка зрения:
1 строфа - объективна, со стороны, всякий может удостовериться;
2 строфа - субъективна - МНЕ - проверить нельзя;
3 строфа – МНЕ - и сага, и сон существуют только для души поэта.
Вывод: душа выдвигается на первый план.
Время:
1 строфа - конкретное время, определенный временной момент;
2 строфа - момент не совпадает с предыдушим, момент не фиксирован, а произволен (иль), вечер - утро - не случайно размытые, переходные моменты суток.
3 строфа – нет никаких временных указаний, сон - за пределы времени выходит.
Вывод: от 1 к 3 строфе мы наблюдаем переход от конкретности к неопределенности, вневременность.
Пространство:
1 строфа - широко, многообразно: нива, лес, сад - как будто 3 взгляда в три разные стороны;
2 строфа - резко сжимается, крупным планом - только куст и ландыш; сужение не скачком, а постепенно (важно проследить, как построено предложение).
3 строфа - пространство прорывается, «ключ играет по оврагу» - появляется протяженность, первое движение.
Вывод: внимание читателя уводится за пределы конкретности материального мира.
Метрика:
1 строфа - 6-стопный ямб.
2 и 3 строфа - чередование 5-ти и 6-стопного ямба.
4 строфа - 6-стопный ямб, последняя строка укорочена – 4-стопный ямб, рифмовка - охватная, а не перекрестная, как в первых трех строфах, подчеркивается концовка.
Предложим ученикам сопоставить выводы, сделанные в каждой группе, а в конце работы приведем вывод, к которому в конце статьи приходит М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с Богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу Бога» сталкивает понятия «я» и «Бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
М.Л.Гаспаров: «…Композиционное равновесие лермонтовского стихотворения идеально: в части «когда…» три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир внутренний (ступени длинные, по строфе каждая); в части «…тогда» тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний (ступени короткие, по строке каждая), и за ними четвертая ступень – с богом в небе. Заключительная строка «И в небесах я вижу бога» сталкивает понятия «я» и «бог» - оба полюса, между которыми лежит то понятие «мир», с которого начиналось стихотворение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "От чего захватывает дух". (Анализ стихотворения Н.С. Гумилёва "Капитаны")
Данный урок носит не только обучающий, но воспитывающий характер. На уроке учащиеся учатся анализировать лирическое произведение, развивая свою устную речь, знакомятся с языковыми художественными сред...
Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения "Послушайте!"
План-конспект урока литературы, посвященного истолкованию содержания стихотворения В.В.Маяковского "Послушайте!, а также анализу выразительных средств, использованных поэтом....
Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...
УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»
Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....
Презентация к уроку "Лирика А.С.Пушкина.Анализ стихотворений".
Презентация поможет учителю и учащимся в нелёгкой работе по анализу поэтических текстов....
конспект урока по теме ""Поиск смысла жизни" в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус""
Изучение творчества М.Ю. Лермонтова...