Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе
Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 века
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
развить навыки защиты проекта;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).
Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.
Методические приемы: исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценка.
Опережающие задания:
2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов.
Учащиеся должны оценивать:
выразительное исполнение стихотворения;
анализ стихотворений по плану:
- Название.
- Тема, основная мысль.
-Устное словесное рисование
- Художественные выразительные средства.
Ход урока:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей,
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Е.А.Баратынский.
Слово учителя
Работа над эпиграфом:
-чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение
-постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек?
-слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово).
- как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? (Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».)
Постановка целей и задач занятия
Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).)
(Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.)
Основная часть урока
- Слушаем актерское чтение. (прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования).
Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. (Презентация.) Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства)
- Элементы проектной деятельности.
Каждый из поэтов видит и изображает природу родной страны по-разному. На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. В ходе подготовки к уроку несколько учащихся подготовили исследовательские работа и презентации по теме.
а) Выразительное чтение стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»
б) Выступление ученицы с презентацией и анализом стихотворения «По горам две хмурых тучи…»
Словарная работа*:
Горючий (разг.) – несчастный.
Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.
Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.
Обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.
в) Дополнения учащихся (при необходимости) - какова главная мысль произведения? ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)
а) Выразительное чтение стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»
б) Выступление ученика с презентацией и анализом стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»
Словарная работа:
Омут – глубокая яма на дне реки или озера.
Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.
Отлогий – не крутой.
в) Дополнения учащихся (при необходимости)Главная мысль: сказочное нужно отличать от реальность. Конечно же, не могут научить ребенка стрекозы летать.
3. Оценивание выступивших учащихся в группах.
Самостоятельная работа учащихся в группах .
-просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»
План анализа:
- Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней).
- Художественно-выразительные средства.
Словарная работа:
Небосклон – часть неба над горизонтом.
Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.
Очи – глаза.
Хребет – 1. Позвоночник, хребет.
Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.
Гимн – 1. Хвалебная песнь.
Оценивание выступивших учащихся в группах. Выставление оценок.
Вывод, обобщение. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. Стихотворения поэтов передают состояние души, пейзаж и чувства сливаются в одно целое.
Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника (Приложение 2).
Домашнее задание. Анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»
Приложение 1.
Лист взаимооценки.
Группы учащихся | Оценить (до 5 баллов) | Средний балл | ||
Исполнение стихотворений | Устное словесное рисование | Анализ стихотворения (автор, тема, основная мысль, худ.-выразительные средства) | ||
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа | ||||
5 группа | ||||
6 группа | ||||
Ф.И. ученика | Презентация | Анализ стихотворения | ||
Владимирова А. | ||||
Кузнецов Д. |
Оценил(а)_______________________
Приложение 2. Вопросы для рефлексии урока.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: выполнить анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
Применение инновационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.Выступление на 3 Областной научно -методической конференции "Обучение русскому языку и литературе: формы, мето...
Презентация "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".
Презентация к докладу. Картины русской природы в разное время года....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. ...
из опыта работы. Интегрированный урок «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Конспект урока...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...