Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
составила Анищенко Тамара Николаевна
учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Тема мероприятия: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого)
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
развить навыки защиты проекта;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).
Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.
Методические приемы: исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценка.
составитель: В. Я. Коровина.
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
План урока. Этапы. | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | |||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Здравствуйте, давайте пожелаем друг другу успеха на уроке, улыбнитесь и мы начинаем. Опережающие задания: 2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов. Учащиеся должны оценивать: выразительное исполнение стихотворения; анализ стихотворений по плану: - Название. - Тема, основная мысль. -Устное словесное рисование - Художественные выразительные средства. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | |||||
1.Актуализация знаний. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: акцентировать любовь к Родине. регулятивные УУД: целеполагание | - Какое домашнее задание было задано? Проблемный вопрос: -Как вы думаете, что общего у всех этих стихотворений? Целеполагание. -Давайте сформулируем тему нашего урока. - Прочтите название раздела, Здесь не только о Родине, но и о себе..т.е о личностном восприятии Родины.. | Слушают учителя. Получают листы взаимооценки и вопросы для рефлексии урока. Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. | |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | - К какому роду литературы относятся произведения изучаемого раздела? -Вспомните, как мы изучали лирические произведения? - Как вы думаете, каким образом мы построим сегодня работу, какие задачи нам нужно решить? Знакомство учащихся с последовательностью выступлений, с условиями оценивания. Работа над эпиграфом: -чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение -постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек? -слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово). - как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? (Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».) Постановка целей и задач занятия Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).) (Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.) | Отвечают на вопросы. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок | |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||
1 Слушаем актерское чтение 2. Элементы проектной деятельности 3. Оценивание выступивших учащихся в группах. | Словесный, познавательный, эвристический, наглядный. Индивидуальная работа, выступление перед метод аудиторией. Репродуктивный Проектный метод. Выступление перед аудиторией с защитой проекта. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: ценностное отношение к внутреннему миру человека. регулятивные УУД: взаимооценка личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования)..Оценивание - Насколько выразительно было прочитано стихотворение? Презентация. Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства) | Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. . Показ презентации о П. Полонском: стихотворение Полонского «По горам две хмурых тучи…» Защита проектов. - выразительное исполнение стихотворений; - анализ стихотворений Остальные учащиеся слушают, оценивают выступления. стихотворение Толстого «Где гнутся над омутом лозы…» - выразительное исполнение стихотворений; - анализ стихотворений Остальные учащиеся слушают, оценивают выступления. | |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | |||||
Самостоятельная работа учащихся в группах . | Проблемный, метод групповой организации учащихся | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие | Вводная беседа. -просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…» План анализа: Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней). Художественно-выразительные средства. | Самостоятельный анализ стихотворения в группах. представление результатов работы. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают выступления в группах по листам взаимооценки | |
Физ. минутка (пауза релаксации) | метод групповой организации учащихся | Физ. минутка «Бабочка» Организует разминку. | Активно выполняют физические упражнения | ||
Этап 5. Подведение итогов урока | |||||
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Что значит природа для творчества художников, музыкантов, поэтов? Какими средствами пользуются поэты, изображая природу? Какое значение имеют для людей стихи, описывающие природу? | Ответы на вопросы. | |
2.Самооценка. Выставление оценок. | Самоанализ | Анализ выступлений учащихся. | Самооценка работы на уроке. | ||
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный. | Выполнить анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…» | Записывают задания в дневники. | ||
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
Приложение 1.
Лист взаимооценки.
Группы учащихся | Оценить (до 5 баллов) | Средний балл | ||
Исполнение стихотворений | Устное словесное рисование | Анализ стихотворения (автор, тема, основная мысль, худ.-выразительные средства) | ||
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа | ||||
5 группа | ||||
6 группа | ||||
Ф.И. ученика | Презентация | Анализ стихотворения | ||
Оценил(а)_______________________
Приложение 2.
Комплексы упражнений физкультурных пауз.
Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА – 1
Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп средний.
И. п. – о. с. 1 – руки вперед, ладони вниз. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1 – 3 наклон назад, руки за спину. 3 – 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.
И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
И. п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и. п. 5 –8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.
Приложение 3.
Вопросы для рефлексии урока
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника:
сегодня я узнал…
было интересно…
было
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. ...
из опыта работы. Интегрированный урок «Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века».
Конспект урока...
Конспект урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века"
Урок литературы для учащихся 6-х классов...
Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)
Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...
Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).
Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...