Статья "Интеграция литературы с клубной формой деятельности"
статья по литературе на тему
В работе говорится о связи уроков литературы с внеурочной формой деятельности - клубом поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В работе говорится о связи уроков литературы с клубной формой деятельности. | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
г. Шелехов
Муниципальное казённое образовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа №2»
(МКОУ ШР «СОШ №2»)
Съезд учителей литературы Иркутской области
Секция: Интеграция литературы с разными видами искусств и формами творческой деятельности как средство развития личностного потенциала школьника.
Тема: Интеграция литературы с клубной формой творческой деятельности как средство развития личностного потенциала школьника.
Автор: Федурина Александра Степановна, учитель русского языка и литературы, руководитель поэтического клуба «Пегас»
МКОУ ШР «СОШ №2» г. Шелехова.
Контактный телефон: 89245386974
г. Шелехов
2015 г
Современный школьник. Каким он должен быть сегодня? Каково его место в новом мире, мире третьего тысячелетия? Для нас, педагогов, эти вопросы особенно актуальны сегодня.
Развитие современного общества сопровождается глубокими преобразованиями всех направлений жизни. Мир стремительно меняется, поэтому вся жизненная деятельность современного человека состоит из каждодневного решения сложнейших проблем, которые требуют от людей хорошо развитой способности к творчеству.
В связи с этим сегодня перед учителем литературы стоят довольно сложные задачи: создать образовательную среду, мотивирующую обучаемых самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создать условия для реализации творческого потенциала личности, способствовать гармоничному развитию интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала личности школьника в процессе изучения литературы невозможно сегодня без интегративного подхода в обучении, без целостной методической системы, которая представляет собой интеграцию наиболее эффективных педагогических технологий, методов преподавания, активных форм занятий, так как основная задача интеграции – реализовать интеллектуальный и творческий потенциал обучаемых. Поэтому развитие творческих способностей учащихся, начатое на уроках литературы, находит своё продолжение во внеурочной деятельности. И с этой точки зрения весьма перспективной формой является клуб поэзии. Говоря о клубе, я имею в виду не место, где располагаются досуговые кружки, а досуговое сообщество людей, объединенных общими интересами и целями. Воспитательная выгода использования клубной деятельности связана с тем, что она допускает более свободное общение детей, дает большую самостоятельность, чем в учебной
1
деятельности. Клубные занятия нужны, прежде всего, самой личности, поскольку удовлетворяют некоторые особые ее потребности: в самореализации и творчестве; в удовольствии, радости, общении, положительных эмоциях. Интерес к творческому самовыражению у современной молодежи велик. Но на мышление сегодняшних школьников оказывают значительное воздействие «голубой экран» и диалоговое окно компьютера. И современный школьник, оставшись один на один с мертвой техникой, испытывает острый дефицит общения, духовного контакта с людьми, близкими ему по интересам и нравственным качествам. Ведь общение (по Е. Ильину) – это «сотворчество, это совместное мышление, партнерство. Это приобщение к своему «я» другого и приобщение себя самого к духовному «я» других; это союз равных и разных».
Поэтический клуб «Пегас» работает в школе №2 города Шелехова три года. Причины, побудившие меня к интеграции литературы с клубной формой творческой деятельности, заключаются, во-первых, в социальном заказе общества и реальной потребности практики: затруднениях педагогов.
Работая на уроках литературы над развитием читательской культуры, творческого воображения, речевой культуры, используя разнообразные формы и методы обучения, применяя современные технологии, всё больше и больше убеждалась в том, что время и силы, потраченные на подготовку к урокам, проверку письменных работ, не оправдываются ожидаемыми результатами. Возникло противоречие: между необходимостью развития творческих способностей детей, - с одной стороны, и отсутствием должного уровня сформированности навыков при классно-урочной системе работы, - с другой.
Во- вторых, проблему развития творческих способностей детей в условиях поэтического клуба Пегас» считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного
2
потенциала человека.
В-третьих, глубоко убеждена, что в становлении личности, в рождении Человека лирика играет совершенно особую роль. Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. Поэзия побуждает «души прекрасные порывы», зовёт «на бой за честь Отчизны, за убежденья, за любовь», учит видеть красоту и бороться за неё.
В поэтический клуб «Пегас» входят дети разного возраста: с 4 по 11 класс. Одни учатся хорошо, другие – плохо; отличаются воспитанностью и ее отсутствием. У каждого из них свой характер. Некоторые возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны; другие, наоборот, медлительны, боязливы. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, необходимо снять с него чувство страха, неуверенности в своих силах и по крупицам, методично, последовательно, вселять в него веру в свои возможности, создавая обстановку дружелюбия, товарищеской взаимопомощи и взаимоконтроля. Атмосфера психологической раскрепощённости и ориентация на успех способствует развитию положительной мотивации, активизирует их творческий процесс. И тогда школьник перестает чувствовать себя ущербной или ущемленной личностью и развивается гармонично. Ведь в каждом из них заложено стремление «быть хорошим». (Л.Н. Толстой «Война и мир»). И моя главная задача – выстроить педагогический процесс согласно принципу природосообразности развития личности: не вложить определенную сумму знаний, а развить имеющиеся, явные или скрытые способности, зажечь в них естественное желание быть интересным, полезным и успешным в жизни. Прав был
Ф. Рабле, говоря: «Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить».
Творческие способности, талант - это, безусловно, дар природы. Но его
3
существование возможно только в динамике, и он развивается из чувства любви к делу. Возможно даже, что талант, в сущности, и есть только любовь к делу. И кому же, если не нам, учителям, прививать эту любовь к делу, эту постоянную нацеленность на поиск, на внутреннюю потребность открывать прекрасное вне зависимости от того, содержится это прекрасное в математических формулах, в прозе или стихах.
Поэтический клуб «Пегас» ориентирован на решение воспитательных и образовательных задач; имеет программу, орган самоуправления, устав, заповеди общения.
Устав клуба «Пегас».
1. Организованность и точность:
- пунктуальность;
-продуманность обещаний;
-уважение к чужому времени.
2. Приёмы самовоспитания культуры поведения:
- самоконтроль;
- наблюдение за поведением других людей;
- чтение книг;
-выработка правильных привычек;
- внимание к людям;
- предупредительность;
- умение оказать услугу;
- умение быть сдержанным.
3. Культура беседы:
- какие темы не стоит поднимать;
- этикет телефонного разговора;
- культура переписки.
Заповеди общения в клубе «Пегас».
- Критику начинай с себя, будь требователен к себе.
4
- Не показывай своего превосходства, будь проще.
- Спеши делать добро; сделал – не жди награды.
- Будь терпим, не спеши излить свой гнев, умей понять и простить другого человека.
- Ищи в другом хорошее, говори ему чаще о его достоинствах.
- Смейся вместе с другими, а не над ним.
- Помни, что лучше иметь друзей, чем врагов в коллективе.
Основные направления и содержание деятельности клуба «Пегас»
Работа по развитию творческих способностей ведётся в нескольких направлениях: теоретические занятия, практическая работа, индивидуальная работа; работа над вторым сборником стихов «Прозрачный источник», работа над электронным сборником стихов, выпуск альманахов; участие в творческих и интеллектуальных конкурсах.
Формирование мотивов учения происходит на основе поэтапного развития:
- читательской культуры;
- творческого воображения;
- речевой культуры,
что, в конечном итоге, ведёт к развитию творческих способностей детей.
Читательская культура школьников формируется путём правильного выбора литературы для чтения (поэзии и прозы). За счёт развития читательской культуры развивается творческое воображение детей. Оно даёт толчок развитию речевой культуры (обогащение лексики творческого процесса, эмоционально - оценочной), которая, в свою очередь, способствует формированию устной и письменной монологической речи. Хорошо развитая монологическая речь позволяет развиться творческим способностям: дети учатся слагать рифмы и, в конечном итоге, создавать поэтические тексты. Полученные умения находят применение в нестандартных ситуациях: участие школьников в концертах, научно-практических конференциях, фестивалях и т. д.
5
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой.
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. На каждой ступени обучения происходит формирование УУД.
Программа клуба рассчитана на три года обучения:
на первой ступени (первый год обучения) идёт формирование умения слагать рифмы на основе конкретно – ассоциативного мышления с помощью интуитивного восприятия предмета или явления (в основном, по заданной теме или по заданному началу).
на второй ступени обучения формирование поэтической речи идёт за счёт включения в работу образного мышления. Для развития творческого воображения активно и в большем объёме используются речетворческие тренинги, с введением изобразительно – выразительных средств языка; обращение к индивидуально – речевому опыту школьников. Включаются практикумы и лабораторные работы по стихам поэтов – классиков и стихам
собственного сочинения (для сравнения).
на третьей ступени обучения идёт совершенствование поэтической речи через применение знаний в нестандартных ситуациях с использованием разнообразных технологий. Продолжается работа над формированием УУД, разных видов компетенций: м/к (работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности); коммуникативной (например, создавать вторичный текст: на основе сказки или рассказа сочинить рифмованный текст – лимерик), создание поэтических текстов на свободные темы. Отслеживается формирование личностных качеств.
Работа клуба не ограничивается рамками теории и практики стихосложения. Обучаемые участвуют в районных, региональных,
6
Всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсах, НПК.
Награждены грамотами, дипломами, ценным подарком.
Выступают перед родителями на собраниях и конференциях со стихами собственного сочинения, поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны. На занятиях много внимания уделяется выразительному чтению произведений, культуре речи и культуре общения, как это и прописано в Уставе и Заповедях общения.
Сейчас члены клуба активно участвуют в создании электронного сборника стихов и второго сборника «Прозрачного источник».
За три года обучаемыми проделана большая работа.
Результативность.
2012-2013 учебный год.
Декабрь. «Детское портфолио» - г. Москва – дипломы.
Январь. Участие в школьной НПК « Шаг в будущее» (Тема «Можно ли научиться культуре общения» - поощрительный диплом)
Февраль. Школьный конкурс чтецов классической прозы «И слово творит добро», (I место).
Март. Районный конкурс чтецов классической прозы «И слово сотворит добро», (III место).
Апрель. Районный конкурс литературного творчества «Первая строка» (номинации: проза, поэзия).
2013-2014 учебный год.
- Выпуск сборника стихов «Прозрачный источник».
- Участие в областной НПК «Нужна ли поэзия современному школьнику» - диплом II степени (Искалова Наташа, Кобелева Соня, Паздникова Аня, Покорская Кристина, Чепига Катя)
- Участие в областной НПК - «Речевой этикет в жизни учащихся нашей школы» - диплом III степени ( Парфёнова Юля, Десятниченко Лиза)
- Участие в районной НПК «О вреде сквернословия» - сертификаты
7
(Антонова Соня, Романова Милена)
- Школьный конкурс чтецов классической прозы «Нравственность есть правда»» (I место – Кобелева Соня).
- Районный конкурс чтецов классической прозы «Нравственность есть правда»» (Кобелева Соня - III место).
- Областной конкурс стихов «Родное слово» - 8 человек.
- Региональный конкурс стихов «Мы - будущее Сибири» - 12 человек.
- Всероссийский конкурс «Пегас» – 10 человек. На школьном уровне I место Филинов Кирилл, II место – Кобелева Соня.
Помимо этого подготовлены и проведены два открытых занятия клуба: Посвящение в юные поэты, для учащихся 4 классов. Вечер поэзии, для 4 - 6 классов.
2014-2015 учебный год.
1. Участие в районном конкурсе, посвящённом юбилею М.Ю. Лермонтова - «Лермонтовское слово». Выступление в городской библиотеке.
2.Участие в областной литературной конференции «Молодые голоса». Городская библиотека, г.Шелехов.
3.Участие в областном мероприятии, посвящённом году Литературы - праздновании десятилетнего юбилея журнала «Сибирячок», г. Иркутск.
4. Школьная НПК «Времена года в моём творчестве». Диплом II степени.
5. Областная научно-практическая конференция «Диалог культур». Диплом I степени, г.Ангарск.
В перспективе:
6. Районный конкурс «Первая строка» (4 апреля, Паздникова Анна)
7. Участие во II Региональном фестивале «Планета Интеллект», г. Ангарск (16 апреля).
8. Соколовские чтения: собственное творчество, г. Шелехов (20 апреля).
9. Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с 70-летием
8
Победы: собственное творчество (4 мая).
10. Дистанционный Всероссийский конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Стихи, собственное творчество (5 мая).
11.Участие в персональной фотовыставке Васильева В.Н, посвящённой 70-летию Победы (6 мая).
В своей работе я основываюсь на идее личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, главным принципом которого является гуманистическая направленность, и ученик для меня – не объект обучения и воспитания, а полноправный субъект всего педагогического процесса. В клубе учитель и ученик чувствуют себя партнерами, объединенными общей целью и общей мотивацией, отсюда – благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого. В основу моей деятельности положена педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру.
Таким образом, интеграция литературы с клубной формой творческой деятельности является необходимым условием формирования нравственной, духовно богатой личности, обладающей целостным представлением о мире.
Уверена, что современный учитель литературы должен обладать педагогической культурой, глубокой эрудицией, заниматься самосовершенствованием, уважать личность ученика и в атмосфере сотворчества, сотрудничества давать детям эффективное образование. Хороший учитель продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в
сердцах и умах своих воспитанников. И нет ничего благороднее этой миссии. Вдумаемся в эти слова. Продолжая себя в своих учениках, мы творим не только человека. Мы творим само время, дух времени, взаимоотношения между людьми. И всё это зависит от того, каковы мы, учителя, которым народ вверяет своё будущее, будущее своей страны.
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Арт-педагогика и сценические технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности в ОУ как главная форма воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
Творческие формы организации учебного процесса расширяют возможности познания ребенком действительности в ее многообразных связях.Арт-педагогика, как особое напрвление в педагогике, предполагает...
Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками...
Педагогические приёмы и формы деятельности на уроках русского языка и литературы
Доклад на областной конференции...
Практическое применение познавательных форм деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Презентация...
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...
ГРУППОВАЯ ФОРМА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация...