Тема бесправного детства в рассказе А.П.Чехова "Ванька"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Ванька" с презентацией. На уроке учитель знакомит обучающихся с правами ребёнка в современном обществе, сравнивая их с правами ровесников в далёком прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bespravnogo_detstva_v_rasskaze_a.p.chehova_vanka.doc | 48.5 КБ |
tema_bespravnogo_detstva_v_rasskaze_chehova_vanka.ppt | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тема бесправного детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька»
Цели урока: - учить анализировать текст, видеть идею, смысл рассказа;
- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
- обогащать словарный запас;
- познакомить обучающихся с правами ребёнка в современном обществе, сравнив с правами их ровесников в далёком прошлом;
- развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности, личностное видение окружающего мира.
Оборудование: проектор, экран, текст рассказа А.П.Чехова «Ванька», толковый словарь по рассказу, слова для словарной разминки.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение целей и задач урока 1 слайд
- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работать с рассказом А. П.Чехова «Ванька». Будем беседовать о главном герое, сравним, какими правами сегодня обладаете вы и какими правами обладает Ванька, поэтому тема нашего урока звучит так:
«Тема детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька». А вот какое детство было у Ваньки, мы выясним . ( запись в тетради темы )
3. Слово учителя. 2 слайд 3 слайд
- Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей, умел с ними дружить, ему близки мысли и ощущения даже самых маленьких детей, в чем мы сегодня убедимся. В любви к детям была и нежность, и тревога. Писателя волновала судьба будущих граждан России. Он знал, как мешают уродливые условия жизни многим детям вырасти добрыми, счастливыми, полезными людьми. Нищая деревня выбрасывала в город тысячи осиротевших детей. К.И.Чуковский писал: «Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить детей. Чуть бывало . . . исполнилось мальчику 7 лет или 8, родители отдают его в город на фабрику, где за кусок хлеба ему приходится работать с утра до ночи. Часто дети на фабриках должны были вертеть большие колёса, которыми приводились в движение машины.»
- Вам сейчас сколько лет? Деревенские ребятишки в этом возрасте зарабатывали сами кусок хлеба.
4 слайд
- Рассказ «Ванька» Чехов написал в 1886 году. Почему он так называется? Мы говорим, что так называть человека по имени невежливо?
4. Словарная разминка. (По тексту рассказа «Ванька» А.П.Чехова)
А сейчас проведём словарную разминку. По одному выходим к доске и берём со стола слово, говорите, что это такое, если забыли, то обратимся за помощью к классу.
5. Беседа по произведению
1. О ком рассказ? (А. П. Чехов рассказывает о девятилетнем мальчике сироте, Ваньке Жукове
- Что автор говорит о мальчике? (Автор пишет о тяжелой жизни мальчика, которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину)
- Нравится ли Ванька автору? Какое чувство испытывает А. П. Чехов к своему герою? (Докажи словами текста.) Почему? (Своё мнение.)
- Сколько частей в рассказе? В рассказе 3 части:
I ч. – знакомит нас с героем рассказа Ванькой;
II ч. – письмо Ваньки к дедушке и воспоминания о деревне;
III ч. – Ванька отправляет письмо и ложится спать с надеждой, что письмо
дойдет до дедушки.
- Для чего письмо Ваньки автор разделил воспоминаниями? (Для того чтобы читатель мог понять, что заставило Ваньку написать письмо деду. Нам автор показал жизнь мальчика в городе и в деревне.)
- Почему Ваньке прежняя жизнь кажется счастливой?
- Как жилось Ваньке в городе? (Примеры из текста)
- Какое чувство ты испытывал, когда читал рассказ?
- Сможет ли Ваньке помочь дедушка? Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?
9. Хотелось бы вам помочь Ваньке?
10 А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?
6. Сравнение прав деревенского ребёнка в 19 веке и прав детей сегодня
Наша страна Россия – правовое государство
В Конвенции о правах ребенка записано “…Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе”. Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья – маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. Давайте посмотрим, какими правами обладаете сейчас вы и какими обладает наш герой Ванька?
5 слайд сравнение
С рождения ребёнок имеет право
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно,
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всесторонне развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими),
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
6 слайд обязанности
Говоря о правах, мы не должны забывать об обязанностях.
С рождения ребёнок имеет обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
- перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;
- перед своей совестью.
Давайте подведём итог:- Какими правами обладает наш герой?
- Какое детство было у Ваньки?
- Какое прилагательное добавить в формулировку темы нашего урока?
7 слайд Тема урока: «Тема бесправного детства в рассказе А.П.Чехова «Ванька»
7. Просмотр презентации Болдырева Андрея
- Уже несколько лет проводится конкурс презентаций «Я имею право знать». В этом году принял участие ученик вашего класса Болдырев Андрей. Эту презентацию я предлагаю вашему вниманию.
- Понравилась презентация? Очень важно, чтобы вы знали свои права и помнили об обязанностях.
8. Итог урока.
А сейчас подведём итог урока.
- Чему сегодня учились?
- Какие выводы можно сделать?
- А.П.Чехов в своём рассказе «Ванька» показал тяжелое, бесправное детство ребёнка.
В наше время вы обладаете правами и обязанностями, очень важно, чтобы ваши права соблюдались, за этим следят определённые организации, у нас в школе – социальный педагог Дронова Елена Николаевна, есть даже телефоны доверия для детей (висит на доске объявлений).
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание : 8 слайд
письменно ответить на вопрос: « Как жилось Ваньке в доме сапожника Алёхина?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов 1860-1904г.
Произведения А.П.Чехова
Рассказ «Ванька» 1886 год
С рождения ребенок имеет права: на имя; жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка); на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на всесторонне развитие и уважение человеческого достоинства; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), на гражданство; иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
С рождения ребенок имеет обязанности: слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. ответственность перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями; перед своей совестью.
Тема бесправного детства в рассказе А. П. Чехова «Ванька»
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Как жилось Ваньке в доме сапожника Алёхина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Урок внеклассного чтения" Мы все вышли из детства"( по рассказу А.Костюнина "Рукавичка")..
Урок построен с использованием кейс- метода....
Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Урок литературы в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий...
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.
КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается рабочая карта....
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
Тема: «Изображение детства в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Цель: Выявить актуальность рассказа Ф.М.Достоевского: «Мальчик у Христа на ёлке».А). Личностные результаты:Воспитыватьнеприятие жестокости, проявление милосерд...