Урок внеклассного чтения" Мы все вышли из детства"( по рассказу А.Костюнина "Рукавичка")..
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок построен с использованием кейс- метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhametzyanova_f.n._kostyunin.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  Мухаметзянова Фания Наримановна,

Место работы: МБОУ «СОШ №1 города Буинска РТ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок-размышление (6  класс, урок внеклассного чтения)

«Мы все  вышли из детства»

(по рассказу  Александра Костюнина ««Рукавичка»)

Цели:

  1. образовательные: повышение образовательной культуры обучающихся, культуры устной  и письменной речи; расширение читательского кругозора обучающихся;
  2. развивающие: развитие у обучающихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развитие психологических процессов творчества; развитие творческих способностей обучающихся;
  3. воспитательные:  формирование личностной позиции по отношению к важным жизненным проблемам; формирование навыков коллективного творчества.

Методы:       кейс-метод;  использование ИКТ;          

Оборудование:  тексты рассказа «Рукавичка», компьютер, экран.

Оформление доски:

  1.  портрет Александра Викторовича Костюнина,
  2. названия произведений.

Кейсы:

1 группа.  Прочитайте эпизод «Учительница ищет рукавичку, унижая детей».

- Что  герои  делают  неправильно, по  вашему  мнению?

- Как  бы  вы  поступили  на  их  месте?

- Какой  выход  из  ситуации  вы  могли  бы  предложить?

- Как повели себя во время обыска учителя, дети? Назовите глаголы, изображающие действия детей и педагога о время обыска.

-Какова роль портретных деталей в тексте? Выпишите  портретные детали детей, учителей; выводы детей.

2 группа. Прочитайте эпизод «Отношение к Юрке Гурову в школе и после её окончания».

- Кто виновен в возникновении конфликта?

-Как ведут себя участники конфликта?

-Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?

-Какое событие в 1части оказалось роковым, судьбоносным для Юры

-Как начали относиться к Юрке после этого случая?

-О событиях второй части рассказывает тоже герой-повествователь. Как описывает автор жизнь России в 90-е годы

-  Как поступок учительницы можно соотнести с роковыми 90-ми годами?

 -Чьими  глазами видим эти события?  Какое событие во второй части является кульминационным?

- Чем закончилось это событие?

                                                          Ход урока.

1.Слово учителя.           

           Ребята! Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы. А наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А. В. Костюнина.

        Рассказы и повести А.В. Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.

           Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964г. в Карелии. Он  является членом Союза писателей России. За книгу «В купели белой ночи» он удостоен звания Лауреата премии имени А. И. Куприна «За клад в русскую литературу» и звания Лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга России 2007 года». А. Костюнин работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (г. Петрозаводск), в должности председателя совета директоров.

         Творчество Костюнина имеет ярко выраженный нравственный посыл. Значит, назрела потребность ещё раз говорить и размышлять об этических критериях, изменяющейся человеческой психологии, взаимоотношениях между людьми. В рассказах Костюнина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове.

          «Человек — существо нравственное, крайне необходимо, чтобы каждый человек осознавал степень ответственности за порученное дело, личную заинтересованность в уюте и тепле нашего общего дома. Первым шагом к тому является сочувствие к ближнему, терпимость». Так понимает мир А.Костюнин.

        Писатель покоряет гармонической цельностью и лирической мощью. «В купели белой ночи» - на редкость мастеровитая, честная, ладная книга, светлая и звонкая, несмотря на смелую манеру делиться с читателем не только драматическими, но и трагическими жизненными коллизиями в социуме малочисленного карельского народа, брошенного в пекло революционных потрясений, гражданской и Второй мировой войны, репрессий, ссылок и гонений.

        Книга построена с легкостью, за которой выстраданная авторская гражданственная позиция. Перед нами многообещающий русский писатель, восходящая северная звезда.

     Первое произведение сборника - «Рукавичка». Это пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом. Этот рассказ — классика самоучителя нравственности в безнравственную эпоху всеобщего одичания. Рассказ  «Рукавичка» дорог автору не только своей узнаваемой автобиографичностью, напоминанием о детстве, но и тем, что здесь происходит борьба добра и зла, которая не проходит для героев бесследно.

2. Презентация ученика.  Жизнь и творчество А. Костюнина

3. Фронтальная беседа.

-Назовите рассказы А. Костюнина, которые вы успели прочитать?

-Каковы ваши первые впечатления о рассказе «Рукавичка»? Кому рассказ понравился? Может быть, кому-то не понравился? Объясните, почему.

-О чем этот рассказ? ( Об истории с рукавичкой, о которой писатель не может и не хочет забыть, о которой вспоминает с горечью и болью в душе )

-Кому посвящается рассказ? Почему? ( Православному священнику Вейкко Пурмонену. Наверное, герой-повествователь чувствует вину перед Юркой Гуровым за то, что он, как все, принимал участие в унижении человеческого достоинства. Этот рассказ можно считать исповедью перед священником, покаянием в своих грехах)

- Из скольких частей состоит рассказ? Как их можно озаглавить? ( Состоит из двух частей, есть экспозиция в начале рассказа и мораль, которая завершает повествование. 1 часть: История с рукавичкой. 2 часть: Смерть Юрки Гурова.)

-Как связаны эти части? (Их связывает герой-повествователь ,который искренно кается за бесчеловечное отношение к Юрке Гурову)

-Когда произошла история с рукавичкой? ( Герой-рассказчик тогда учился в 1 классе)

-Когда произошло самоубийство Юрки Гурова? («В роковые 90-е»).

-О событиях второй части рассказывает тоже герой-повествователь. Как описывает автор жизнь России в 90-е годы? ( Тяжелые испытания для  страны: « остановились заводы», « закрывались фабрики, совхозы», « люди зверели», « безысходное пьянство», « процветало воровство», « милиция бездействовала», «люди устраивали самосуд» )

-Все это мы видим глазами героя-повествователя, но уже взрослого человека. Какое событие во второй части является кульминационным? (Самосуд односельчан: люди решили наказать местных воров,  среди которых был и Юрка Гуров, купанием в ледяной воде в зимнее время.

- Чем закончилось это событие? (Самоубийством Юрки Гурова)

- Почему же герой-повествователь чувствует вину перед Юркой? Приведите цитату из текста.

(… Юрка, Юрка… твоя судьба для меня укор… И чувство вины растет. Что-то повернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу, - говорит герой-повествователь  в конце рассказа.)

4. Задания – кейсы.

1 группа.  Прочитайте эпизод «Учительница ищет рукавичку, унижая детей».

- Что  герои  делают  неправильно, по  вашему  мнению?

- Как  бы  вы  поступили  на  их  месте?

- Какой  выход  из  ситуации  вы  могли  бы  предложить?

- Как повели себя во время обыска учителя, дети? Назовите глаголы, изображающие действия детей и педагога о время обыска.

-Какова роль портретных деталей в тексте? Выпишите  портретные детали детей, учителей; выводы детей.

 (Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем…); (Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать); (Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.); (Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.); (Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала… маленькая… синяя… рукавичка.); (А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор.

    У нас появилось отвращение не только к действию педагога, но и к женщине. Разве могла она учить детей, скорее наоборот – таким место быть надзирателем в тюрьме … Конечно, такое поведение взрослого по отношению к детям вызывает обратную у них реакцию – страх.(Кондроева, опустив голову, молча плакала. Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!.. Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.).  

     Ученики делают вывод о безнравственном поведении учительницы, которая, ведя себя подобным образом, унижает достоинство ребенка. Чтобы лучше показать «дикое» поведение учителя, А. Костюнин употребляет глаголы, показывающие резкую смену действий взрослого человека. Это антигуманное  поведение вызывает у нас отвращение к педагогу, ведь учитель должен объективно разбираться в различных ситуациях. А не вызывать негодование и страх в душе ребенка! Если бы учительница из-за пропажи рукавички не стала поднимать шум в классе, обыскивая и унижая каждого, правильно смогла разобраться в этой ситуации, рассказ не имел бы такого трагического конца. Смерть человека.

 2 группа. Прочитайте эпизод «Отношение к Юрке Гурову в школе и после её окончания».

- Кто виновен в возникновении конфликта?

-Как ведут себя участники конфликта?

-Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы из них выходили?

-Какое событие в 1части оказалось роковым, судьбоносным для Юры

-Как начали относиться к Юрке после этого случая?

 -О событиях второй части рассказывает тоже герой-повествователь. Как описывает автор жизнь России в 90-е годы

-  Как поступок учительницы можно соотнести с роковыми 90-ми годами?

 -Чьими  глазами видим эти события?  Какое событие во второй части является кульминационным?

- Чем закончилось это событие?

Ученики зачитывают текст, делая вывод о прочитанном.

(Его в школе  унижали, били, даже родные братья не могли защитить от позора. Каждый считал « за честь унизить мальчика». Принимал в этом участие и герой-повествователь. Юрка для всех был «изгоем» И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх.

 2 часть рассказывает  тот же герой-повествователь, но уже взрослый человек. Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы.

Люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте.

Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла. Уносили последнее: ночами выкапывали картошку на огородах, тащили продукты из погребов. Квашеную капусту, банки с вареньем и овощами, заготовленную до следующего урожая свёклу и репу – всё выгребали подчистую.

Многие семьи зимовать оставались ни с чем. Милиция бездействовала. «Люди устраивали самосуд» ? Самосуд односельчан-кульминация: люди решили наказать местных воров , среди которых был и Юрка Гуров, купанием в ледяной воде в зимнее время.)

5. Фронтальная беседа-обобщение.

Учитель:   Итак, какую проблему поднимает автор в этом рассказе и как ее можно избежать в жизни? Были ли поступки в вашей жизни, за которые и сейчас вам стыдно?

Ученики:   А.Костюнин поднимает проблему жестокого отношения людей друг к другу. Это отношение может иметь для каждого из нас различные последствия, а порой и трагические. Изначально поведение педагога было неправильным, нельзя было унижать учеников перед всеми. Необходимо было поговорить с каждым отдельно. Тогда, может, и жизнь Юрки  сложилась бы по-другому.

Учитель:  Каково поведение автора в начале и в конце рассказа?

Ученики:  В начале рассказа он пропускает через себя эту ситуацию, также испытывая страх, как и другие дети. Он не может правдиво оценить ситуацию. Спустя годы, повзрослев, он переоценивает случившееся и жалеет сломанную судьбу Юрки Гурова. Но уже поздно исправлять ошибку, допущенную в школе учительницей.

Учитель:  Ребята, почему А. Костюнин начал и закончил рассказ словами из Евангелие от Матфея.

Ученики:  С одной стороны, автор винил себя в том, что он тоже причинял Юрке боль. Ведь жизнь Юрки Гурова была тяжелой, с другой -  он каялся, думаю, прося прощение у Юрки, вспоминая плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу… Его жалобное: «Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе!».

Боль преследовала автора: «Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только «после сего куска и вошёл в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».

Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт.

Что-то провернулось в моей душе. Заныло.

Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…»

6.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Что это значит: жить по совести?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...

Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....

Урок внеклассного чтения в 8 классе «Детство, опалённое огнём войны» по отрывку из романа Риты Гуенко «Дети войны»

Цель:  знакомство  обучающихся с новым писательским именем,  текстом его произведения и осознание проблемы детских страданий в годы войны, расширение знаний о Великой Отечественной войн...

Презентация к уроку "Свет из детства" (по рассказам "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Презентация к уроку "Свет из детства" содержит наглядный материал к этапам урока и дает зрительные образы по содержанию занятия. Она может быть использована и при начальном знакомстве с расс...