Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Чеснокова Елена Ивановна

Урок литературы в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_turgenevu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Урок литературы в 6 классе с применением здоровьесберегающих технологий

     

Учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

Тольятти – 2010.

Тема. Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Цель: показать мир детства,представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»,через анализ портретов и разговоров мальчиков,их рассказов.

Задачи:  -познакомить уч-ся с биографией И.С.Тургенева, с историей рассказа «Бежин луг»,найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков,повторить понятие портрета,показать, как автор относится к своим героям, рассказать об историях,рассказанных мальчиками,выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

- развивать внимание,память, мышление, умение анализировать,делать выводы;

- воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование: проектор, доска,презентация, иллюстрации русских художников,изображающие крестьянских детей.

Ход урока.

  1. О.м.
  2. Вступительное слово учителя. Актуализация цели.

Сегодня на уроке мы окунёмся в мир детства, созданный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

В начале урока познакомимся с биографией И.С.Тургенева. (Сопровождается показом слайдов) Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец дослужился до поручика, мать, Варвара Петровна, сильная, властная женщина,владелица усадьбы Спасское Орловской губернии. Вокруг просторного 2хэтажного дома были разбиты парки, сады, оранжереи,парники. Именно там, в окружении прекрасных пейзажей, прошло детство Тургенева. Он впитывал красоту окружающего мира, общался с крестьянскими детьми. Однако он рано стал замечать произвол и капризы помещиков и бесправие крестьян.

- Какое произведение Тургенева,рассказывающее об этом, вы уже читали?

В 15 лет Тургенев поступил В Московский Университет на словесное отделение. Здесь же он начинает писать стихи, поэму. В 1852 году в свет выходит сборник «Записки охотника», о котором В.Г,Белинский скажет: Тургенев «…зашёл к народу с такой стороны,с какой до него к нему никто не заходил». Рассказ «Бежин луг» родился из одной заметки: «Август 50г. Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь».

3. Релаксация.

Закройте глаза и представьте себе летнюю ночь. (звучит музыка). Опишите, что вы представили. (устное словесное рисование)

  1. Анализ рассказа.

- Вспомните содержание рассказа «Бежин луг». Автор заблудился в темноте и наткнулся на крестьянских детей. Что делали здесь ребятишки?

- Что значило для них ночное?

 (самостоятельность,свобода.)

- Далее Тургенев подробно описывает внешность детей. Как называется в литературе такое описание внешности?

(портрет)

- Прочитайте портреты крестьянских детей. Начнём с Феди.

Как ведёт себя Федя на протяжении всего рассказа?

 (он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнаётся. Ночное для него развлечение)  .

- Каким предстаёт пере нами Павлуша?

- Что свидетельствует об уме Павла,его наблюдательности и любознательности?

(«а куда кулички летят?» белый голубок. Это цапля кричит.)

- Можно ли сказать,что он хозяйственный?

- Какие истории он рассказывал? Как он относится к непонятному, странному,которое пугает других мальчиков?

(О солнечном «предвидении». Павел старается всё объяснить,понять, у него есть знания о мире,приобретённые благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьёзная рассудительность)

- О чём говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?

 (О смелости, ловкости, решительности.)

-  Обратимся к другому мальчику – Илюше. Зачитайте его портрет.

- Что вы можете рассказать о нём?

( он больше всех знает поверий. Работает на заводе, хотя ему нет и 12, что говорит о нелёгкой доле крестьянских детей)

- Как вы думаете, какой он рассказчик? Почему?

 (Он умеет заинтересовать ребят своими рассказами,значит он хороший рассказчик. Его речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.)

- Портрет Кости. О чём рассказывал Костя?

 ( о русалке,Гавриле-плотнике,о Васе)

- Какого героя становится жалко с первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?

аню. Тургенвв подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том, что Ваня маленький, тщедушный.)

5. Физминутка. (массаж биологически активных точек на ушных раковинах, Т.Н. третьего глаза, на висках.)

6.

- Вспомните себя в лагере. После отбоя о чём вы разговариваете? Конечно, о страшилках. Вот и мальчики 19 в. Тоже начинают рассказывать разные истории. Как из можно назвать?Россказни, предания, поверья? Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях,участником или свидетелем которых был рассказчик. В рассказе 11 быличек. Расскажите о тех, которые вам понравились. (Выборочный пересказ.)

«Илюша о домовом»

«Костя о русалке»

«Павел о солнечном затмении»

- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?

(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум  и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично.)

- О чём говорит финал рассказа?

(не всё так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается – утро)

7. Итоги.

- как относится автор  крестьянским детям) Кого он выделяет? Почему?

(С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы.(Якушин)

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили? Ответить на вопрос вам помогут репродукции картин русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей.

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

- Петров писал: «Бежин луг» вводил в литературу проблему изображения детского мира, детской психологии»

- Можно ли позавидовать тем детям? А они вам могли ли позавидовать? В чём?

8. Д.з. Характеристика Павлуши (письменно).

Отметки за урок с оценкой работы уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». К уроку прилагается рабочая карта.

КОНСПЕКТ урока по литературе в 6 классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(урок-образ). К уроку прилагается  рабочая карта....

Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», 6 класс

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев. Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».Тип урока: обобщение изученного....

Презентация к уроку "Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг", 6 класс

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. И. С. Тургенев. Тема урока:  «Мир детства в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».Тип урока: обобщение изученного....

Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Цели и задачи урока:выявить роль пейзажа в произведении;развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;воспитание трепетного отношения к природе....

Урок по литературе по рассказу И.С. Тургенева " Бежин луг". Роль пейзажных зарисовок в рассказе " Бежин луг".

В ходе урока ученики приходят к выводу о том, каким талантливым писателем-пейзажистом был И.С.Тургенев. Отмечают текстовые средства выразительности,.помогающие автору создавать картину русской природы...