Жизнь и творчество В. Я. Брюсова
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Калашникова Елена Васильевна

Конспект урока по литературе (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bryusov.odt22.94 КБ
Файл bryusov.pptx957.9 КБ

Предварительный просмотр:


ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО В. Я. БРЮСОВА

(11 класс)

Цель урока:

Познавательные: закрепить знания о литературных течениях (символизм, акмеизм, футуризм), познакомить с жизнью и творчеством В.Я. Брюсова, рассмотреть основные темы и мотивы его поэзии.

Практические: уметь давать анализ лирических произведений.

Развивающие: выработать навык выразительного чтения стихотворений.

Воспитательные: привить любовь к литературе, интерес к творчеству В.Я. Брюсова, способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу, способствовать нравственному воспитанию личности.

Оборудование урока: учебник литературы под ред. В. П. Журавлева (2012г.), изд-во «Просвещение», проектор.  


Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.);

    2. Объяснение нового материала (15-20 мин.);

3. Закрепление изученного на практике (15 мин.);

4. Обобщение изученного (2-3 мин.);

 5. Выставление оценок (1-2 мин.).

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке литературы!

Объяснение нового материала:        

Учитель: Итак, на прошлом уроке литературы мы рассмотрели ведущие течения «Серебряного века» и познакомились с их представителями. Сегодня подробнее поговорим о символизме и о писателе, который вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения. Речь пойдет о В. Я. Брюсове. Итак, какое литературное направление мы называем символизмом?

Ученик: Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм. Символизм литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.

Учитель: Хорошо. Что явилось главной эстетической категорией для представителей этого направления?

Ученик: Главной эстетической категорией для данного направления явилась категория символа. Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Учитель: Хорошо. Какое значение в себе заключает символ и как правильно его растолковать?

Ученик: Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством.

Учитель: Хорошо. «Символ — окно в бесконечность», — утверждал Ф. Сологуб. Вот как писал о символе И. Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому». Очень часто в лирике наблюдается так называемая двуплановость образов. Что это такое?

Ученик: Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл существуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.

Учитель: Хорошо. Кого принято считать родоначальником данного направления?

Ученик: Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

Учитель: Хорошо. Как развивался русский символизм?

Ученик: В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, В.Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

К примеру можно привести стихотворение Шарля Бодлера «Альбатрос», написанное в 1859 году. Прекрасный альбатрос олицетворяет свободу, красоту, поэзию. Мир, в котором парит на своих исполинских крыльях альбатрос, противопоставлен миру жестокости и скуки, от которой изнывают матросы, глумящиеся над плененной птицей. Царь высоты становится жертвой насилия. Он уже не может подняться в небо на белых крыльях. И если в небесных просторах альбатрос был могуч и прекрасен, то на узкой палубе, где ради праздной забавы матросы мучают его, он выглядит нелепым и смешным. Судьбу альбатроса Бодлер сравнивает с судьбой Поэта: опустившись с высот возвышенной мечты на землю, Поэт оказывается «среди свиста и брани»:

Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

Учитель: Хорошо. Мы вспомнили, какое литературное течение принято называть символизмом. Назовите поэта, который вошел в историю отечественной культуры как организатор и «мэтр» символистского движения.

Ученик: Это В. Я. Брюсов.

Учитель: Правильно. Итак, познакомимся с его биографией:

      Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года в купеческой семье Матрёны Александровны и Якова Кузьмича Брюсовых. Дед со стороны отца, Кузьма Андреевич, был купец из бывших крепостных, он оставил сыну свой дом, лавку и капитал, но купцом Кузьма Андреевич так и не стал, увлекшись литературой и естественными науками.
По воспоминаниям родных, Валерий Брюсов рос живым, любознательным мальчиком. Читать научился рано — в четыре года, по газетам. Для воспитания в дом приглашали учителей и гувернанток. Вместо игрушек ему покупали модели паровых машин, приборы для физических и электрических опытов. С юных лет Брюсов слушал разговоры об "умных вещах", читал книги научного содержания. Особенно полюбились ему очерки биографий великих людей: Кеплера, Фультона, Ливингстона.
С одиннадцати лет Брюсова отдали учиться в частную гимназию Ф. И. Креймана, причём сразу во второй класс. Новичок Брюсов поступил в класс, как белая ворона, попал под град насмешек и издевательств. С течением времени до гимназистов все же дошло, что он много знает, а главное, умеет хорошо пересказывать целые книги. У него появились товарищи.

На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через который впервые осознает себя «литератором». В 1889 году он выпускает рукописный «Листок V класса», в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствие чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова.
В 1893—1899 годах Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

В 1894—1895 годах Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной. Нападки критики и неприятие читателей мало смутило Брюсова: он понимал, что на первых порах это неизбежно.

В 1895—1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов "Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и искусству", вызвали дружное неприятие критики. В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями-символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Сологубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана, а затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.
В 1897 году Брюсов впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.
С 1900 по 1903 год Брюсов — секретарь редакции "Архива". Он публикует здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903). Осенью 1900 года в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897—1900", открывающая второй зрелый период творчества писателя.

Учитель: Какая статья была воспринята как манифест русского символизма?

Ученик: В форме лекции Брюсов прочёл статью «Ключи тайн» в аудитории исторического музея, а через месяц лекция была повторена автором для русского кружка в Париже. Литературные круги расценили её как доказательство свободы современного искусства, манифест новейшего русского символизма.
Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию. К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной", аполлонической лирики.

Учитель: В каком журнале Брюсов был основным действующим лицом?

Ученик: Брюсов был основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма. Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». Кроме него там печатались Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин. В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы» (выходил 1901—1903, 1905 и 1911).

   Учитель: Хорошо. Какую роль в литературном контексте играл данный журнал?

Ученик: Организующая роль Брюсова в русском символизме и — шире — модернизме огромна, возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры. Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов .
Учитель: Хорошо. В чем еще Брюсов принимал активное участие?
Ученик: Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 стал секретарём редакции).

Учитель: Верно. В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая”, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, — один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Как вы считаете, какие начала выступают главными в лирике поэта?

Ученик: В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).
Учитель: Хорошо. Каким настроением проникнуты стихотворения поэта? Ученик: Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

по Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.

Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памиром.

И кончается стихотворение так:

Бесследно исчезнет, быть может,
Что ведомо было одним нам.
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном!

Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов — человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Учитель: Хорошо. Кроме того, в ранней лирике В. Брюсова необходимо выделить мотив беспредельной мечты, которая уносила поэта, как и большинство символистов, в мир, далекий от «серой» реальности. Прочитаем строки из стихотворений.

Ученик: Моей мечте люб кругозор пустынь,

               Она в степях блуждает вольной серной.

Учитель: Хорошо. Кроме того, довольно широко раскрыта историческая тема в поэзии В. Брюсова. Поэт не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:

                Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон...

                Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

                И вот стою один, величьем упоен,

                Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.

Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища — города. Итак, прочтем, в чем же признавался читателю Брюсов.

Ученик: Люблю одно: бродить без цели

               По шумным улицам, один...

               Под вольный грохот экипажей

               Мечтать и думать я привык,

               В теснине стен я весь на страже;

               Да уловлю Господень лик!

Учитель: Хорошо. Центральным образом в поэзии человека является образ человека.

Закрепление изученного на практике:

Учитель: Хорошо. Итак, мы познакомились с ведущими мотивами в лирике Брюсова. На основании таблицы соотнесем строки стихотворений с одним из ее пунктов.

Образ человека в поэзии В. Брюсова

А) Духовные тайны человека, их постижение

Б) Роль человека в судьбах мира

1. Надежды и мечты

1. Царь, владыка

2. Каждодневный труд — «тюрьма земная»

2. Герой

3. Человек - творец

3. «Потребитель жизни»

4. Высокое чувство любви

4. Раб

5. Человек — «природы соглядатай»

1. Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

    И вот стою один, величьем успокоен...

2. Город и камни люблю,

    Грохот его и шумы певучие, -

    В миг, когда песню  глубоко таю,

    Но в восторге слышу созвучия.

3. Они кричат: за нами право!

    Они клянут: ты бунтовщик,

    Ты поднял стяг войны кровавой,

    На брата брата ты воздвиг!

4. Довольствие ваше — радость стада,

    Нашедшего клочок травы.

    Быть сытым — больше вам не надо,

    Есть жвачка — и блаженны вы!

5. Когда порой душа отчаяньем объята,

    Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,

    И каждый новый день товарища иль брата

    В могилу общую крюками волокут

6. Как отчий дом, как старый горец горы,

    Люблю я землю: тень её лесов,

    И моря ропоты, и звёзд узоры,

    И странные строенья облаков.

Ответы: 1 — Б1;    2 — А1;    3 — Б2;    4 — Б3;    5 — Б4;    6 — А5.

          Обобщение изученного:

Учитель: Итак, какой вклад внес в русскую культуру В. Я. Брюсов?

Ученик: Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.

Учитель: Хорошо. Какие мотивы преобладают в лирике Брюсова?

Ученик: Главным является раскрытие образа человека, города.

Учитель: Хорошо.

          Выставление оценок:

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку нужно будет подготовить теоретический материал, с которым вы познакомились сегодня и напишите развернутый ответ на вопрос: «Как раскрыта тема города в поэзии В. Я. Брюсова?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жизнь и творчество Валерия Брюсова»

Слайд 2

Символизм Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм . Символизм – литературное течение , одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение. Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon , что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл существуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся. Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера . Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

Слайд 3

В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли « младосимволисты »: Белый, Блок, Соловьев, В.Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый. К примеру можно привести стихотворение Шарля Бодлера «Альбатрос», написанное в 1859 году. Прекрасный альбатрос олицетворяет свободу, красоту, поэзию. Мир, в котором парит на своих исполинских крыльях альбатрос, противопоставлен миру жестокости и скуки, от которой изнывают матросы, глумящиеся над плененной птицей. Царь высоты становится жертвой насилия. Он уже не может подняться в небо на белых крыльях. И если в небесных просторах альбатрос был могуч и прекрасен, то на узкой палубе, где ради праздной забавы матросы мучают его, он выглядит нелепым и смешным. Судьбу альбатроса Бодлер сравнивает с судьбой Поэта: опустившись с высот возвышенной мечты на землю, Поэт оказывается «среди свиста и брани»: Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане, Недоступный для стрел, непокорный судьбе, Но ходить по земле среди свиста и брани Исполинские крылья мешают тебе.

Слайд 4

Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 декабря 1873 года в купеческой семье Матрёны Александровны и Якова Кузьмича Брюсовых. Дед со стороны отца, Кузьма Андреевич, был купец из бывших крепостных, он оставил сыну свой дом, лавку и капитал, но купцом Кузьма Андреевич так и не стал, увлекшись литературой и естественными науками. По воспоминаниям родных, Валерий Брюсов рос живым, любознательным мальчиком. Читать научился рано — в четыре года, по газетам. Для воспитания в дом приглашали учителей и гувернанток. Вместо игрушек ему покупали модели паровых машин, приборы для физических и электрических опытов. С юных лет Брюсов слушал разговоры об "умных вещах", читал книги научного содержания. Особенно полюбились ему очерки биографий великих людей: Кеплера, Фультона , Ливингстона. С одиннадцати лет Брюсова отдали учиться в частную гимназию Ф. И. Креймана , причём сразу во второй класс. Новичок Брюсов поступил в класс, как белая ворона, попал под град насмешек и издевательств. С течением времени до гимназистов все же дошло, что он много знает, а главное, умеет хорошо пересказывать целые книги. У него появились товарищи. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через который впервые осознает себя "литератором". В 1889 году он выпускает рукописный "Листок V класса", в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствие чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова. В 1893—1899 годах Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша . На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

Слайд 5

В 1894—1895 годах Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной. Нападки критики и неприятие читателей мало смутило Брюсова: он понимал, что на первых порах это неизбежно. В 1895—1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов "Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и искусству", вызвали дружное неприятие критики. В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями-символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым , Ф. Сологубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана , а затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами. В 1897 году Брюсов впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт , ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах. С 1900 по 1903 год Брюсов — секретарь редакции "Архива". Он публикует здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903). Осенью 1900 года в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897—1900", открывающая второй зрелый период творчества писателя. В форме лекции Брюсов прочёл статью «Ключи тайн» в аудитории исторического музея, а через месяц лекция была повторена автором для русского кружка в Париже. Литературные круги расценили её как доказательство свободы современного искусства, манифест новейшего русского символизма. Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию. К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной", аполлонической лирики.

Слайд 6

В 1904—1908 годах Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". После закрытия "Весов" в 1909 году, с сентября 1910 года в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль". В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней (стихотворение "Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось (стихотворение "Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии. В своих переводах Брюсов сохранил индивидуальные особенности каждого автора: их раздумья, оттенки чувств, звучание стиха. В таких программных для Ованеса Туманяна стихах, как «Армянское горе» и «Лампада просветителя», Брюсов передал глубокую скорбь поэта и надежду на лучшее будущее народа. В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении. Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе , возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом. Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера. Умер поэт в Москве 9 октября 1924 года.

Слайд 7

Лидер символизма Брюсов был основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма . Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором « Весов». Кроме него там печатались Андрей Белый , Константин Бальмонт , Вячеслав Иванов , Максимилиан Волошин , Михаил Кузмин . В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы» (выходил 1901—1903, 1905 и 1911). Организующая роль Брюсова в русском символизме и — шире — модернизме огромна, возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи , имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию « мага», «жреца » культуры. Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников », повлиявшего на творчество целого поколения . Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов . Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 стал секретарём редакции).

Слайд 8

В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, “искателем смутного рая” , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все “сокровища” , заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова.

Слайд 9

Основные черты творчества Брюсова В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»). Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». по Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».

Слайд 10

Анализ стихотворения « Грядущие гунны » Стихотворение «Грядущие волны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10 августа 1905 г. В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде. В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова . Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так: Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме, Вы во всем неповинны, как дети! А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры. Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".

Слайд 11

Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова " Грядущие гунны " великолепно демонстрирует идеологию серебряного века. Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром? Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памиром. И кончается стихотворение так: Бесследно исчезнет, быть может, Что ведомо было одним нам. Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном! Какой самоубийственный гимн, какой сложный человек, восторженно думали многие читатели того времени. А ведь Брюсов -- человек, хотя и талантливый, совсем несложный, а наоборот, примитивный и даже с примитивной хитростью, что гунны учтут его гимн. И гунны, явившись, действительно учли этот гимн и самого Брюсова пощадили и даже слегка возвеличили его.

Слайд 12

Валерий Брюсов внес значительный вклад в русскую культуру ; современные читатели благодарны ему за то, что он своим творчеством создавал эпоху “серебряного века”, эпоху блистательных достижений отечественной поэзии.

Слайд 13

А) Духовные тайны человека , их постижение Б) Роль человека в судьбах мира 1. Надежды и мечты 1. Царь, владыка 2. Каждодневный труд — «тюрьма земная» 2. Герой 3. Человек - творец 3. «Потребитель жизни» 4. Высокое чувство любви 4. Раб 5. Человек — «природы соглядатай»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь и творчество В.Я.Брюсова».

Урок литературы по теме "Жизнь и творчество В.Я. Брюсова" систематезирует знания учащихся о литературных течениях (символизме, акмеизме, футуризме), знакомит с жизнью и ворчеством В.Я. Брюсова, ...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Конкурс знатоков творчества П.П. Бажова Викторина "Жизнь и творчество уральского писателя».

Конкурс знатоков творчества  П.П. БажоваВикторина "Жизнь и творчество уральского писателя»....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....