Урок-игра по былинам
материал по литературе (6 класс) на тему

Сесейкина Ирина Викторовна

Обобщающее занятие по теме "Русский  героический эпос" (на примере русских былин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_geroicheskiy_epos.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Русский героический эпос. Былины.

(На материале былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Урок-игра.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель –   обобщение   и систематизация полученных  знаний о героическом эпосе на примере русских былин.

Задачи:

- повторить  и закрепить знания о русских былинах и об особенностях героического  эпоса; развивать  умение  выразительного чтения; развивать  умение  кратко и четко  формулировать ответ;

 - поддержать интерес  к  русской героической литературе  и положительную  мотивацию к учебной деятельности;

 - содействовать эстетическому воспитанию учащихся; воспитывать доброжелательное отношение  друг к  другу.

Организация  игры:

     

    В игре участвуют 2 команды . Для того чтобы  обеспечить участие каждого  ученика с учетом его индивидуальных особенностей,   виды деятельности для игроков  в команде распределяются так:

  1. Группа активных игроков  1)устно  отвечает на вопросы викторины , 2) собирает текст былины из фрагментов.
  2. Группа отвечающих письменно на вопросы по содержанию обеспечивает баллы  своей команде  для командного зачета;  ученики из этой группы могут ответить на устный вопрос, если  ребята из  активной группы не знают ответа.
  3. Группа художников (2-3 человека) рисует иллюстрацию к былине.
  4. Техническая  группа (2 человека) обеспечивает помощь учителю в проверке письменных ответов, запись и подсчет баллов .

  Домашнее задание к уроку : знать содержание прочитанных  по учебнику былин ;  подготовить материалы для  рисунка и продумать  сюжет рисунка (для группы художников)

   Система оценивания:  1)оценка каждого этапа (вида  деятельности) по пятибалльной системе; 2) командный зачет на знание  содержания былин  складывается из суммы баллов за  все правильные ответы – устные и письменные(1ответ=1балл);  3)доброжелательность и объективность по отношению к команде противника и  к своим игрокам.

За выразительное чтение и (или) за рисунок  возможна   взаимооценка  команд с объяснением  поставленного балла.

  Зрительские симпатии к участникам игры  пишутся (имя игрока)  на  цветных клейких листочках и прикрепляются к доске.

   На доске и на специальных бланках выставляются баллы командам за каждый этап игры. Баллы могут сниматься за  этически недопустимые  поступки в отношении  команды-соперника, а также за нарушение дисциплины.

Ход игры (этапы)

  1. Выразительное  чтение  отрывка  (1 человек от каждой команды).
  2. Викторина на знание былин:

- устные  ответы и

- письменный командный зачет (письменный начинается  сразу, раньше устного и заканчивается в середине 3-го этапа).

      3.  Собрать текст  былины из фрагментов (разрозненных структурных элементов). В помощь дается  таблица. Предлагается  текст былины, которого нет в учебнике.

4.Рисунок – иллюстрация к любому эпическому произведению (группа художников начинает работу  с начала игры).

5. Подведение итогов.

Материалы для проведения игры

  Список участников  команд и распределения видов деятельности

1 команда

2 команда

Капитан

Группа художников

Состав команды

Активная часть

Отвечающие письменно

Баллы за выполнение заданий

1 команда

2 команда

1. 1Выразительное чтение

2.Викторина

Устная

Письменная

3.Реконструкция  текста

4.        Рисунок

  1. Доброжелательность и справедливость по отношению  друг другу

Викторина

Защитываются только ПОЛНЫЕ ответы!

Устные вопросы  для состязания команд.

  1. Перечислить  имена  самых известных былинных богатырей-воинов
  2. Какому князю служили эти богатыри?
  3.  В каком городе он княжил?
  4. Кто из  богатырей был сыном крестьянина?
  5. Кого из богатырей называют «старый казак»?
  6. Кто из богатырей был киевлянином и приближенным князя?
  7. Кто самый молодой из 3-х богатырей?
  8. Как называется художественный прием, используемый в былине

Его добрый конь да богатырскии

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холму стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал

  1. Что означает слово ОРАТАЙ?
  2. Чем занимается богатырь Микула Селянинович, когда к нему подъезжает князь  с дружиной?
  3. Кто это: «сапожки зелен сафьян, вот шилом пяты, носы востры…шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»
  4. Что  говорит князь Владимир Соловью Разбойнику?
  5. Что  приходится делать князю Владимиру, чтобы Соловей-разбойник исполнил  его желание?

Письменные вопросы

  1. Как называется художественный прием, используемый в былине:

Нечестно за столом сидит,

Нечестно хлеба с солью ест -

По целой ковриге за щеку мечет

     И целу лебёдушку вдруг проглотил.

  1. Назвать имя героев  былины про встречу князя с оратаем.
  2. Куда и зачем  поехал молодой князь?
  3. Что не смогла  сделать вся княжеская дружина, но смог один богатырь?
  4. Чем оратай превзошел князя  и его воинов?
  5. Сколько дней  дружина ехала до оратая??
  6. Кто это: «кудри качаются,..глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя»
  7. Кого богатырь ругает так : «Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!» Что это  означает?
  8. Какие подвиги совершает Илья Муромец по дороге из Мурома в Киев?
  9. Кто кого называет «мужичище-деревенщина»?
  10. Что сделал этот «мужичище-деревенщина»?
  11. Сколько детей у Соловья-разбойника?
  12. Кто подносит чарку Соловью-разбойнику?
  13. Что произошло, когда Соловей-разбойник засвистел в Киеве?
  14. Как повел себя князь Владимир, когда Соловей-разбойник свистел?
  15. Почему Соловью богатырь велит свистеть в полсвиста и кричать в полкрика?
  16. Установить соответствия (если есть)

Богатырь

Илья Муромец

Микула Селянинович

Вольга  Святославович

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Побежденный противник

Калин-царь

Тугарин

Змей (Змея)

Разбойники

Соловей-разбойник

Текст былины для реконструкции (цифрами  обозначены фрагменты, на которые разрезается текст)

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

1.Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали -

Выезжали два могучие богатыря:

Что по имени Алешенька Попович млад

А со молодым Якимом Ивановичем.

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское.

Они ездили-гуляли по чисту полю,

Ничего они в чистом поле не наезживали,

Не видели они птицы перелетныя,

Не видали они зверя рыскучего.

Только в чистом поле наехали -

Лежат три дороги широкие,

Промежу тех дорог лежит горюч камень,

А на камени подпись подписана.

2.Взговорит Алеша Попович млад:

- А и ты, братец Яким Иванович,

В грамоте поученый человек,

Посмотри на камени подписи,

Что на камени подписано.

И скочил Яким со добра коня,

Посмотрел на камени подписи

Расписаны дороги широкие

Первая дорога в Муром лежит,

Другая дорога - в Чернигов-град.

Третья - ко городу ко Киеву,

Ко ласкову князю Владимиру.

Говорил тут Яким Иванович:

- А и братец Алеша Попович млад,

Которой дорогой изволишь ехать?

Говорил ему Алеша Попович млад:

- Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,

Ко ласковому князю Владимиру -

В те поры поворотили добрых коней

И поехали они ко городу ко Киеву...

3.А и будут они в городе Киеве

На княженецком дворе,

Скочили со добрых коней,

Привязали к дубовым столбам,

Пошли во светлы гридни,

Молятся спасову образу

И бьют челом, поклоняются

Князю Владимиру и княгине Апраксеевне

И на все четыре стороны.

Говорил им ласковый Владимир-князь:

- Гой вы еси, добры молодцы!

Скажитеся, как вас по имени зовут -

А по имени вам можно место дать,

По изотчеству можно пожаловать.

Говорит тут Алеша Попович млад:

- Меня, государь, зовут Алешею Поповичем,

Из города Ростова, сын старого попа соборного.

В те поры Владимир-князь обрадовался,

Говорил таковы слова:

- Гой еси, Алеша Попович млад!

По отечеству садися в большое место, в передний уголок

В другое место богатырское,

В дубову скамью против меня,

В третье место, куда сам захошь.

Не садился Алеша в место большее

И не садился в дубову скамью -

Сел он со своим товарищем на палатный брус.

4.Мало время позамешкавши,

Несут Тугарина Змеевича

На той доске красна золота

Двенадцать могучих богатырей,

Сажали в место большее,

И подле него сидела княгиня Апраксеевна.

Тут повары были догадливы -

Понесли яства сахарные ипитья медвяные,

А питья все заморские,

Стали тут пить-есть, прохлаждатися.

А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,

По целой ковриге за щеку мечет -

Те ковриги монастырские,

И нечестно Тугарин питья пьёт -

По целой чаше охлёстывает,

Которая чаша в полтретья ведра.

И говорит в те поры Алеша Попович млад:

- Гой еси ты, ласковый государь Владимир-князь!

Что у тебя за болван пришел?

Что за дурак неотесанный?

Нечестно у князя за столом сидит,

Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,

Тебе, князю, насмехается.

А у моего сударя-батюшки

Была собачища старая,

Насилу по подстолью таскалася,

И костью та собака подавилася -

Взял ее за хвост, да под гору махнул.

От меня Тугарину то же будет!-

Тугарин почернел, как осенняя очь,

Алеша Попович стал как светел месяц.

5.И опять в те поры повары были догадливы -

Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,

Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,

Всю вдруг проглотил,

Еще ту ковригу монастырскую.

Говорит Алеша на палатном брусу:

- Гой еси, ласковый государь Владимир-князь!

Что у тебя за болван сидит?

Что за дурак неотёсанный?

Нечестно за столом сидит,

Нечестно хлеба с солью ест -

По целой ковриге за щеку мечет

И целу лебёдушку вдруг проглотил.

У моего сударя-батюшки,

Фёдора, попа ростовского,

Была коровища старая,

Насилу по двору таскалася,

Забилася на поварню к поварам,

Выпила чан браги пресныя,

От того она и лопнула.

Взял за хвост, да под гору махнул.

От меня Тугарину то же будет!

Тугарин потемнел, как осенняя ночь,

Выдернул кинжалище булатное,

Бросил в Алешу Поповича.

Алеша на то-то верток был,

Не мог Тугарин попасть в него.

Подхватил кинжалище Яким Иванович,

Говорил Алеше Поповичу:

- Сам ли бросаешь в него или мне велишь?

- Нет, я сам не бросаю и тебе не велю!

Заутра с ним переведаюсь.

Бьюсь я с ним о велик заклад -

Не о ста рублях, не о тысяче,

А бьюсь о своей буйной голове.-

В те поры князья и бояра

Скочили на резвы ноги

И все за Тугарина поруки держат:

Князья кладут по сто рублей,

Бояре по пятьдесят, крестьяне по пяти рублей;

Тут же случилися гости купеческие -

Три корабля свои подписывают

Под Тугарина Змеевича,

Всякие товары заморские,

Которы стоят на быстром Днепре.

А за Алешу подписывал владыка черниговский.

6.В те поры Тугарин взвился и вон ушел,

Садился на своего добра коня,

Поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать

В те поры Алеша не слушался,

Взвился с товарищем и вон пошел,

Садилися на добрых коней,

Поехали ко Сафат-реке,

Поставили белы шатры,

Стали опочив держать,

Коней отпустили в зелены луга.

Тут Алеша всю ночь не спал,

Молился богу со слезами:

- Создай, боже,тучу грозную,

А й тучу-то с градом-дождя!

Алешины молитвы доходчивы -

Дает господь бог тучу с градом-дождя.

Замочило Тугарину крылья бумажные,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

Приходил Яким Иванович,

Сказал Алеше Поповичу,

Что видел Тугарина на сырой земле.

7.И скоро Алеша наряжается,

Садился на добра коня,

Взял одну сабельку острую

И поехал к Тугарину Змеевичу.

Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,

Заревел зычным голосом:

- Гой еси, Алеша Попович млад!

Хошь ли, я тебя огнем спалю,

Хошь ли, Алеша, конем стопчу,

Али тебя, Алеша, копьем заколю?

Говорил ему Алеша Попович млад:

- Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад.

Бился ты со мной о велик заклад

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы - сметы нет.-

Оглянется Тугарин назад себя -

В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.

И пала голова на сыру землю, как пивной котел.

8.Алеша скочил со добра коня,

Отвязал чембур от добра коня,

И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,

И привязал к добру коню,

И привез в Киев-град на княженецкий двор,

Бросил середи двора княженецкого.

И увидел Алешу Владимир-князь,

Повел во светлы гридни,

Сажал за убраны столы;

Тут для Алеши и стол пошел.

Сколько время покушавши,

Говорил Владимир-князь:

- Гой еси, Алеша Попович млад!

Час ты мне свет дал.

Пожалуй, ты живи в Киеве,

Служи мне, князю Владимиру,

Долюби тебя пожалую.

В те поры Алеша Попович млад

Князя не ослушался,

Стал служить верой и правдою.

То старина, то и деяние.

Таблица  для  помощи в  реконструкции текста былины.

Композиция былины

I.Зачин

Сообщение о богатыре,описание богатыря, его коня, оружия . Выезд героя.

II. Основная часть

1.События, подготавливающие основное деяние героя

2.Встреча с эпическим противником.

3. Кульминация

Разговор со встреченными людьми, надпись на камне,

Описания героя или его будущего противника,  подвиги на пути к главной цели

Описание начала  боя, описание противника

Бой и победа богатыря над противником

III. Концовка.(Развязка)

Благодарность людей, прославление героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...