Инновационное обучение как перспективное направление в освоении драмы современными школьниками
статья по литературе на тему
Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационное обучение как перспективное направление
в освоении драмы современными школьниками
Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов: 1) А. Адамского (раскрепощение личности ученика); 2) В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя); 3) А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Сказанным обусловлена необходимость активного внедрения инновационных технологий в процесс освоения современными школьниками драматических произведений, рекомендованных учебными программами. Среди основных способов внедрения инновационных технологий в процесс освоения учащимися драматических произведений следует прежде всего назвать ситуационное обучение как частную реализацию личностно ориентированного образования, интерактивное обучение и компьютерные технологии.
Ситуационное обучение предполагает в частности использование кейс-метода, нацеленного на выработку определенного знания с одновременным получением определенных навыков. Разрабатываемая для реализации в учебном процессе модель конкретной ситуации ориентирована на актуализацию того комплекса знаний, который необходимо применить для ее успешного разрешения. При создании моделей конкретных ситуаций на основе прочитанного драматического текста (например, «Что бы Вы предприняли на месте Раневской – героини чеховского "Вишневого сада"?») задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр., что вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников.
По причине сравнительно большого объема драматических произведений и трудностей их восприятия учащимися продуктивным представляется использование такого распространенного интерактивного приема чтения в старших классах, как прием прерванного чтения. Этап восприятия произведения начинаем с осмысления названия произведения: ученикам предлагается дать ответы на вопрос: «Как Вы думаете, о чем это произведение?». Далее на уроке читаются фрагменты произведения. Внимание учащихся обращаем на осмысление собственного читательского восприятия при помощи таких вопросов: «А теперь, как Вы думаете, о чем это произведение? Что случится далее? Почему Вы так думаете?». Школьники размышляют, аргументируют свое мнение, используя текст. После того, как произведение прочитано, ученики должны ответить на такие вопросы: «Заканчивается ли произведение так, как Вы того ожидали? Объясните свой ответ». Ответы школьников иллюстрируют разнообразие читательских рецепций, указывают на понимание идейно-художественного пафоса данного конкретного произведения.
Широко применяются и компьютерные технологии, например, мультимедийная презентация, которую можно использовать на разных этапах постижения драматического произведения. Она позволяет проиллюстрировать наиболее важные (кульминационные) моменты произведения, в том числе кадрами из постановок пьесы. Знакомство со сценическими интерпретациями драматического произведения помогает «читать» его в разных плоскостях и выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение влияния физической активности в формировании потребности здорового образа жизни современного школьника через внеклассные направления ФВ в школе
Здоровый образ жизни, спорт, адаптационый потенциал системы кровообращения...
выступление на тему "Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников."
Выступление на методическом объединении, в котором раскрывается суть инновационного обучения, как одного из условий индивидуально-личностного развития школьников....
Инновационные интерактивные технологии в процессе обучения современного школьника
В современном мире существует множество интерактивных технологий используемых в процессе обучения, особое место среди них занимают интерактивные доски. Растет число образовательных учреждений, которые...
"Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника"
Сообщение на школьном МО...
Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс.
Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс. Раздел программы "Технологии в современном мире". Учебник для учащихся...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»
laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...