Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gogol_zakoldovannoe_mesto_5_kl_tk.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель: Охотникова С.А.
ОУ: ГБОУ школа №320
Тема урока: Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: формирование смыслового чтения
Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, прием «Инсерт»
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Опорные понятия: юмор, лирика
Новые понятия: сатира, гротеск, фантастика
Межпредметные связи: русский язык тема «Лексикология: диалектные и устаревшие слова»
Образовательные ресурсы: учебник «Литература. 5 класс»
Задачи:
- Акцентировать внимание на мировоззрении писателя,
- формировать умение опознавать устаревшие и диалектные слова, определять их роль в художественном тексте;
- формировать умение критического чтения научной статьи;
- формировать умения сопоставления информации, опираясь на литературоведческую терминологию (реальное и фантастическое, трагическое и комическое);
- формировать умение читать текст с использованием устаревших и диалектных слов, интонировать при чтении;
- развивать умение самоконтроля в процессе построения грамотного и обоснованного собственного высказывания.
Результаты:
предметные
- понимать, что такое сатира, гротеск, фантастика;
- знать определения сатира, гротеск, фантастика;
- правильно читать устаревшие и диалектные слова;
- уметь переводить текстовую информацию в таблицу;
- уметь читать по ролям, передавая интонацией характер, настроение героя;
- уметь сопоставлять полученную информацию с ранее полученной, проводить параллели, видеть художественное произведение в разрезе народного литературного наследия.
метапредметные
регулятивные
- осуществлять прогнозирование, планирование и контроль учебной деятельности;
- осуществлять взаимопроверку;
познавательные
- Самостоятельное выделение познавательной цели;
- Поиск и выделение информации;
- смысловое чтение;
- анализировать языковые явления, классифицировать и делать выводы, строить рассуждение по образцу;
коммуникативные
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем;
личностные
- осуществлять целеполагание;
- найти ответ на вопрос «Какое учение имеет смысл для меня?» (мотивация)
- стремиться к личностному самоопределению;
- стремиться к обогащению собственной речи, совершенствованию норм
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Организационный момент | Проверить готовность к уроку
| Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: готовность к сотрудничеству Регулятивные: самоорганизация и саморегуляция |
Проверка домашнего задания, Целеполагание и определение задач урока | Что было задано на прошлом уроке? Как по домашнему заданию определить, что мы сегодня будем делать? Диктует термины | Озвучивают ДЗ, напоминают, что они должны продемонстрировать знание терминов, знание биографии писателя, умение работать с текстом. Пишут терминологический диктант | Личностные: самоопределение и самоконтроль Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: демонстрация знаний логические: выстраивать последовательность урока Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Актуализация Слушает учащегося -Какие трудности вызвало чтение «Заколдованное место»? Словарная работа учитель распределяет слова в два столбика - Почему эти слова появились в повести? - стр. 158 Давайте прочитаем в учебнике, какое место занимает повесть в литературе и какие ее особенности отмечают литературоведы и читатели. При чтении помечайте ! я знал + новое для меня - вызывает сомнение ? что это | Ученик рассказывает о жизни Гоголя. Дети отмечают особенности жизни писателя: - знаком с народной жизнью, - знал быт украинской деревни, - любил украинские сказки, песни, предания Называют «трудные» и «незнакомые слова» Записи в тетради - объясняют, почему слова записаны в два столбика. ДИАЛЕКТНЫЕ И УСТАРЕВШИЕ СЛОВА (связь с темой по русскому языку) - для создания колорита украинской жизни Чтение учебника с пометами Фиксирование затруднения ? юмор ? сатира ? фантастика ? гротеск - лирика - комическое ! бытовое - Формулируют тему урока Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» - оформляют свои результаты в виде таблицы с графой для примеров | Личностные: самоопределение и самоконтроль Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: демонстрация знаний и отсутствия знаний логические: находить причинно-следственные связи происходящего Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Предлагает ученикам сформулировать задачи урока | Ставят задачи: Как подобрать пример к незнакомым терминам? - найти значение определений неизвестных терминов и подобрать в тексте примеры; - доказать, что повесть содержит сатиру, юмор, гротеск, фантастику, лирику, комическое, бытовые зарисовки. - научиться читать повесть Гоголя и передавать ее художественные особенности | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (Изучение нового материала) | прогнозирование - Как определить подходит ли нам пример из текста? Проектирование (фронтальная форма) Подумайте: какие действия и в какой последовательности мы должны выполнить? | Высказывают предположения Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). - начать с самых трудных и неизвестных слов (чтобы учитель мог помочь и скорректировать), закончить легкими можно и дома - внимательно читать определение - найти его исключительные особенности - применить их к тексту; - заполнить таблицу - сделать вывод: Какие художественные особенности есть в повести Н.Гоголя? | Личностные: самоопределение Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичное закрепление На смысловое чтение | Предлагает задание для самостоятельной словарной работы с текстом - Кто нам рассказал эту фантастическую историю? - Где Гоголь дал нам ответ? Почему сразу Гоголь указал род деятельности рассказчика? | Используя содержание текста, дополняют записи: - рассказчик дьячок- служитель церкви, служит Богу (в заглавии повести) | Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует деятельность учащихся в группах по применению новых знаний
В парах: - Посмотрите на последние три записи и определите основную идею произведения. | Находят в тексте ответы на поставленный вопрос и формулируют доказательство правоты своего ответа. - Как морочит голову нечистая сила? - Жажда богатства, поиск клада Формулируют основную мысль произведения или роль художественных приемов в тексте. - Гоголь хотел показать, что нарушение божьих заповедей приводит к искушению, что человек не устоит перед злом, но получит по заслугам. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний | - Какие два вывода мы сформулировали? Давайте прочитаем отрывок, где во всей красе Гоголь показал нечистую силу. Мотивы каких русских народных сказок Вы нашли в повести? | - Что рассказ дьячка фантастический - Идея автора показать действие нечистой силы. Читают по ролям сцену в лесу с голосами животных - «Морозко», «Бобовое зернышко», «Зимовье» | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию: 1.Оцените личный результат своей деятельности на уроке + научился + - затрудняюсь - не получается Что я узнал на уроке? Какими действиями на уроке я доволен? Какое произведение мы сегодня изучали и кто его автор? | Дети отвечают по тетради: - нахожу в научном тексте термины, их определение - на основе определения могу раскрыть смысл термина и привести пример из текста, - могу сделать вывод после наблюдений - вижу связи с другими произведениями - могу интонировать и выразительно читать текст с устаревшими и диалектными словами. Устно дают оценку своей деятельности и определяют уровень своей мотивации на уроке, фиксируя в памяти изученный материал. | Личностные: смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся
«ИВСЯ в повести Гоголя «Заколдованное место» (гипербола, сравнение, эпитет) 2. «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова читать. | Анализируют и выявляют степень готовности | Личностные: самоопределение Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"
На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...
Презентация по повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" 5 класс, ФГОС
Данная презентация поможет выяснить и закрепить значение непонятных для учащихся слов в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место" (учебник Коровиной В.Я. Литература. 5 класс, 1 часть, ФГОС)...
Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
Урок литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место" знакомит учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, особенностями его мира, первой его книгой "Вечерами на хуторе близ Дикань...
Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....
Открытый урок по Литературе 6 класс "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"
Конспект урока...
Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.
Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.Цели урока:1.Образовательные:обогатить представления о художественном мире ранней ...