Презентация к уроку литературы в 9 классе по лирике Н.А.Заболоцкого
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Презентация о творчестве одного из самых ярких лириков 20 столетия Николае Заболоцком поможет учителю в подготовке к уроку в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.a.zabolotskiy.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я на земле моей впервые мыслить стал…» Родился Н.А.Заболоцкий недалеко от Казани где его отец Алексей Агафонович Заболотский - агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна сельской учительницей. Детство прошло вблизи Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской . В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 по 1920 годы жил в Уржуме, где учился в реальном училище , увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока. В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета . Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Педагогического института, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов»
Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь . Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач , Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг , полуиспуг , Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Фёдор Степа́нович Ро́котов «Портрет А.Струйской »
В 1938 году Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. « Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали… »
Составляя в 1947 году, после долгого, вынужденного тюрьмой и ссылкой перерыва, сборник своих стихов, Заболоцкий открыл его программной вещью «Я не ищу гармонии в природе...» , написанной в тот же год. Стихотворение построено в полемике с Ф.И.Тютчевым . Ф.И.Тютчев : “Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе...” А каково восприятие Заболоцкого ? Природа у Заболоцкого живая, бесконечно многообразная, изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как человек, тяжким трудом и “бесплодною игрой...”. Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Приведите примеры. Опускающаяся к реке “слепая ночь”, затихающая “в тревожном полусне изнеможенья” вода и — от частного к общему — засыпающая “печальная природа” — все это позволяет поэту создать в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих.
«О красоте человеческих лиц» Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Сколько типов человеческих лиц в восприятии лирического героя? Что же за лица здесь представлены? Нравятся ли они автору? Из словаря Портал-часть архитектуры, главный вход большого здания Сычуг, печень-еда для бедных 1-2 строки -мания величия; как портал не составляет всего здания, но пышностью своей являет его значимость, так и лицо. Но великое только чудится, на самом деле этого нет. 3-4 строки -жалкое лицо, у автора симпатии не вызывает. 5-6 строка-надменность, замкнутость, высокомерие…и ещё лицо – башня-отчуждённость, отдалённость от людей. Вторая половина стихотворения начинается с союза НО (стихотворение построено на антитезе) - Отвергает ли антитеза первые четыре лица? - А какие это лица? - Что вносят они в жизнь?
«Некрасивая девочка» Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Автор внимательно и, казалось бы, беспощадно вглядывается в свою героиню, не находя в ней ничего привлекательного. Но настроение меняется. В чём же красота девочки, по мнению автора стихотворения? Что, по мнению Заболоцкого, делает прекрасной некрасивую девочку? Известный писатель и фольклорист Борис Шергин размышлял: « У человека должно быть сокровище внутри себя, должна быть внутренняя сила, собственное богатство». Каждое время, каждая эпоха рождает свой идеал поэзии и красоты. Но есть красота вечная, непреходящая, нетленная. Это красота души. И хочется верить, что на вашем жизненном пути встретятся по-настоящему красивые люди.
Домашнее задание Стихотворение «Завещание» написано в 1947 году, после отбытия ссылки– за 10 лет до смерти. Какие традиции русской литературы продолжает автор? Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими? Каков главный мотив стихотворения? Какую надежду высказывает поэт?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "Тихая лирика и Николай Рубцов".
Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока "Тихая лирика и Н.Рубцов"....
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Лирика А.С. Пушкина"
Данная презентация «Любовная лирика А.С.Пушкина» может быть использована на уроках литературы в 9 классе. Данная презентация оформлена как сменная выставка- обзор портретов с комментариями к ним.Данна...
Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)
презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...
Презентация к уроку литературы "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина"
В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по лирике А.Н. Заболоцкого
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Лирика А.Н. Заболоцкого. Анализ стихотворения "Не позволяй душе лениться..." ( по рабочей программе, составленной к учебнику Г.С. Мер...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по творчеству Н.Заболоцкого
Презентация к уроку литературы в 8 классе по творчеству Н.Заболоцкого...