Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка
статья по теме
Презентация личного вклада в развитие образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnyy_vklad_.pptx | 192.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия формирования личного вклада в развитие образования Образовательные стандарты второго поколения Высокие требования общества Общение – ведущий вид деятельности подростков Проблема дефицита культуры речи Реальный уровень сформированности коммуникативных навыков Противоречие поиск средств формирования коммуникативных УУД Самообразование, изучение теоретических аспектов проблемы Применение новых технологий обучения Участие в работе проектных групп Сотрудничество с педагогическим сообществом (публикации, семинары, открытые мероприятия) Включение учащихся в различные формы работы (проекты, конкурсы, кружки, олимпиады)
Актуальность личного вклада в развитие образования Определение роли русского языка как учебного предмета («Фундаментальное ядро содержания общего образования») Модель выпускника («Планируемые результаты освоения ООП») Переход учащихся 5 классов на новые стандарты в 2015 году. Обеспечение преемственности при переходе из начального звена. Поиск средств формирования УУД (в том числе коммуникативных)
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.) Концепция совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества (В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) Труды педагогов (Ш.А . Амонашвили , А.Г. Асмолов , Я.Л. Коломинский , А.В. Мудрик и др .)
Коммуникативные УУД обеспечивают: - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. К к оммуникативным УУД относятся:
Принципы коммуникативной направленности обучения: речевая направленность (обучение через общение); функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют); ситуативность (ролевая организация учебного процесса); новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения); принцип по «нарастающей»: от простого к сложному. личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Цель и задачи педагогической деятельности Цель : обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. Задачи: - выявить средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы и ввести их в педагогическую практику; - создать необходимые условия для формирования коммуникативных УУД на уроках; - развивать готовность и способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию
Ведущая педагогическая идея Личностное развитие, полноценная социализация школьников в XXI веке невозможны без целенаправленного формирования у них коммуникативных универсальных учебных действий.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Проектная и исследовательская деятельность учащихся Парная и групповая формы работы Нестандартные задания Дискуссия Театрализация Работа с текстом Игровая деятельность Внеклассная работа по предмету Средства формированияУУД
Диапазон личного вклада в развитие образования Системность работы по формированию коммуникативных УУД учащихся (уроки русского языка и литературы, внеурочная деятельность , подготовка к олимпиадам, конкурсам, занятия в кружке). Комбинирование различных методов и технологий при достижении поставленной цели.
Результативность деятельности и достигнутые эффекты Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время, использование коллективных форм работы обеспечивает: развитие творческих способностей учащихся; появление большего интереса к изучению предмета; выявление потенциальных возможностей каждого ученика; реализацию ведущей возрастной мотивации – общения ; развитие самостоятельности, уверенности в себе; повышение успеваемости.
Позитивная динамика качества знаний учащихся и уровня обученности .
Позитивная динамика качества знаний учащихся и уровня обученности .
Успешность сдачи ОГЭ по русскому языку Год 2013 2015 100% 100%
Победы учащихся в конкурсах, олимпиадах Учебный год Классы ФИ обучающегося Учебный предмет Рейтинг 2013-2014 6 «Б» Абрамов Никита Литература призер 2014/2015 5 «Б» Малахова Ирина Литература призер 7 «А» Кривоносов Никита Русский язык Победитель 7 «А» Кривоносов Никита Литература Победитель 7 «Б» Абрамов Никита Русский язык призер 7 «Б» Никитин Кирилл Литература призер Школьный уровень Учебный год Классы ФИ обучающегося Учебный предмет Рейтинг 2014-2015 7 «А» Кривоносов Никита Литература призер Муниципальный уровень
Победы учащихся в конкурсах, олимпиадах Учебный год ФИО участника Класс Название Примечание 2012-2013 Команда участников 6-10 класс Городской конкурс редакционных активов школьных газет «Хоть газета и мала, очень много нам дала!» Диплом, 1 место 2014-2015 Команда участников 7 -10 класс Городской конкурс редакционных активов школьных газет «Хоть газета и мала, очень много нам дала!» Диплом, 3 место 2015 Хахалин Артем 8Б Конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Ильяшевские чтения Победитель (диплом)
Транслируемость практических достижений деятельности Публикация методических и дидактических материалов в сетевом педагогическом сообществе. Выступления на заседаниях ШМО, педагогических советах. Открытые уроки и внеклассные мероприятия . Опыт имеет адресную направленность: учителя русского языка и литературы, начинающие работу по ФГОС.
Транслируемость практических достижений деятельности Трудности и риски: -затруднения при создании игровых ситуаций, организации дискуссий в классе с несплоченным коллективом; -риск поддаться «занимательности» учебного процесса в ущерб принципу научности; - трудности в связи с отсутствием разработанной системы оценки сформированности коммуникативных УУД; Пути выхода из затруднений: - развитие доброжелательных взаимоотношений в коллективе; -разумное использование игровых моментов и занимательных заданий; - разработка и внедрение системы оценки уровня сформированности УУД .
Литература Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде . – М., 2001. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении - М., Просвещение, 1991. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова , четвертое издание, М., Просвещение, 2011 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...
презентация "Песня как средство формирования коммуникативной компетенции на уроке английского языка"
моя презентация на защиту категории, 2018г...