Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
статья по теме
Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций. Под "меттакомпетенцией" понимается владение понятийным аппаратом ("Язык о языке"-"language about language "), необходимым для анализа и оценки средств речевого общения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Автор: Янина С.В.
Коммуникативный подход - это реализация способа общения, при котором осуществляется упорядоченная, систематизирующая и взаимосоотнесенная модель обучения иностранному языку как средству обучения в условиях, моделируемых на учебных занятиях речевой деятельности как части экстралингвистической деятельности. Данное определение стало наиболее употребляемым в последние десятилетия в среде преподавателей иностранного языка, так как главной тенденцией процесса обучения данному предмету в настоящее время является коммуникативность. И большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе.
Что же представляет собой коммуникативная компетенция при обучении иностранному языку?
Термин "компетенция" (от лат.competere - быть способным к чему-либо) был введен Н. Хомским в связи с исследованием проблем порождающей генеративной грамматики. Первоначально он означал способность, необходимую для выполнения определенной языковой деятельности в родном языке.
В методической литературе термин "коммуникативная компетенция" включает в себя в настоящее время ряд понятий:
1. Вербально-когнитивная компетенция (verbale-kognitive Kompetenz)
2. Лингвистическая компетенция (lingwistische Kompetenz)
3. Вербально-коммуникативная (verbale-kommunikative Kompetenz)
4. Меттакоммуникативная компетенция (mettakommunikative Kompetenz)
Под "вербально-когнитивной" понимается способность обрабатывать, группировать, запоминать и при необходимости вспоминать сведения, знания, факты, прибегая к языковым обозначениям. "Лингвистическая" обозначает способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций. Под "меттакомпетенцией" понимается владение понятийным аппаратом ("Язык о языке"-"language about language "), необходимым для анализа и оценки средств речевого общения.
Наиболее употребительным в последние годы стал термин "коммуникативная компетенция", в который все выше перечисленные компетенции входят как составные элементы. Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.
Что, прежде всего, необходимо для формирования коммуникативной компетенции у студентов? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.
Именно мотивация - главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность, т.е. необходим мотив. Иначе говоря, мотив - "опредмеченная потребность", но предметы потребности могут быть разными.
Итак, первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету "иностранный язык" является формирование мотивации - мотивации коммуникативной. Какими средствами этого можно достигнуть?
Как показала практика, наиболее действенным средством стало включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, являющуюся ведущей на данном этапе, т.е. использование ролевых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают огромное влияние на психическое развитие студентов.
Как учителем иностранного языка XXI века, использующим современные подходы к обучению данному предмету, мной на практике в процессе формирования коммуникативной компетенции активно применялись ситуативно-ролевые игры. Я старалась построить уроки таким образом, чтобы получилась не сухая выдача информации, а была затронута и решена проблема.
Еще одним эффективным средством формирования коммуникативной мотивации у изучающих иностранный язык является наглядность. Следовательно, при обучении иностранному языку наглядность не должна рассматриваться однобоко, как простая демонстрация конкретного предмета. Ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы. Но тут следует учитывать тот момент, что наглядность должна быть содержательной, нести смысловую нагрузку, соответствовать возрастным способностям. На уроках, семинарах я предлагала студентам заполнить таблицы недостающей информацией, общаясь друг с другом на изучаемом языке. Студентам предлагалось выполнить вариационный тест: чтобы установить, истинные данные утверждения или ложные, студенты должны обменяться информацией, объединить её и принять решение; или студентам предлагалось дополнить незавершенные предложения, руководствуясь жизненным опытом и т.д.
Итак, рассмотрев методические приемы реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, средства и условия его реализации, мы можем сделать вывод, что в распоряжении творчески работающего преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса студентов к овладению иностранным языком и повышение качества обучения данному предмету, с учетом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой.
Литература
1. Школа самоопределения. Изд-во "Политекст", 1994.
2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка.
3. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований.
4. Шилова Н.В. Обучение иностранному языку.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-527125-1416215161.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-643666-1434531547.jpg)
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706201-1447157374.jpg)
Видеореклама как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку.
Данная статья рассматривает вопрос возможности использования видеорекламы на уроках иностранного языка с точки зрения ее ценности в формировании коммуникативной компетенции. В статье уделено внимание ...
Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...
Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка
Стратегия работы по формированию коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/18/picture-1049541-1534623050.jpg)
«Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»
Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программны...