«Становление характера Васютки через преодоление испытаний»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Второй урок по произведению, анализ эпизодов.Сопоставление рассказа со сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий конкурс «Урок Просвещения-2016»
Урок литературы в 5 классе
«Становление характера Васютки через преодоление испытаний»
(УМК «Литература 5 класс» (2013) Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Третья номинация: «Организация работы обучающихся с различными источниками информации на основе заданий УМК (в т.ч. при работе с ЭФУ).
Разработала Голякова С.А.
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Рощинский
Тип урока: получение и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: создать условия для осознания учащимися важности становления положительных качеств характера, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.
Задачи урока:
Образовательные:
способствовать формированию литературоведческих понятий;
осваивать методы анализа литературного произведения;
обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Воспитательные:
развивать интерес к предмету
формировать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
получение навыков анализа литературного текста.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к литературе и русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование и материалы к уроку: компьютер; медиапроектор; экран; компьютерная презентация, раздаточный материал, корзина с шишками.
Ход урока.
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Я вас поздравляю с Международным Днём здоровья. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, подарите здоровье. И с хорошим настроением начнём урок. (Приложение 1. Слайд 1)
- О чем мы будем сегодня говорить? (Включается фильм. Приложение 2.) Догадайтесь сами, ответив на мои простые вопросы-подсказки.
- Она величественна и похожа на океан.
- Она щедра и сурова.
- Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
- Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
- Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
- Что это? Действительно, это тайга.
- Какой вы увидели тайгу в этом фильме? (Тайнственная, загадочная, сильная, мощная, величавая; холодная, равнодушная, безразличная, спокойная, безучастная, вечная, суровая).
- Хорошо. А сейчас о ком пойдет речь?
- Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
- Он беззащитный и в то же время сильный.
- Он сын и одновременно хозяин.
- Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
- Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. (иллюстрация Васютки) (Слайд 2)
II Целеполагание.
- Итак, о чём же у нас пойдёт разговор на уроке? (Как ведёт себя Васютка в тайге? Какие препятствия встречаются на его пути? Как эти испытания формируют характер героя? (Слайд 3)
- Молодцы, ребята! Вы сразу определили тему и цели нашего урока. Откроем тетради, запишем число и тему урока, которую вы определили сами. Я её уточню «Становление характера Васютки через преодоление испытаний»
- Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Слайд 4)
-А потерялся ли в тайге Васютка?
- И да и нет. Чтобы ответить на поставленный вопрос, я предлагаю поработать в группах. Перед вами лежат фрагменты текста (у всех разные эпизоды), в течение нескольких минут вам нужно выяснить, с какими препятствиями, испытаниями столкнулся Васютка. Какие ключевые слова помогают ответить на это вопрос.
III. Групповая работа – (Слайд 5)
Группа 1. Анализ эпизодов от слов «Думая о своей удаче, Васютка, счастливый…» до слов «Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён…»
- Что произошло с Васюткой? Какое испытание первое испытание проходит герой? (Проблема – заблудился, куда идти).
Группа 2. Анализ эпизодов от слов «Сердце у Васютки сжалось…» до слов Сейчас оно стоит, не шевелится…»
- Что ещё испытывает герой, как одним словом назовем это состояние? (Страх).
Группа 3. Анализ эпизодов от слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь...» до слов «Обидно, конечно: может быть, дом близко»…
- Чем осложняется ситуация, какие слова одного смыслового поля встречаются? (Холод, голод, сырость).
Группа 4. Анализ эпизода от слов «Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество» до слов «Даже кедровки и те не подавали голоса»
- Какие ключевые слова повторяются? Нарастает напряженность, как назовем эту ситуацию? (Одиночество).
Группа 5. Анализ эпизода от слов «Гудок! — догадался Васютка...» до слов «Но как привлечь внимание…»
- Как выйти из создавшегося положения, обратимся к пятой группе. Назовите это испытание. (Как привлечь внимание. Сигнал тревоги).
Подведём итог нашим наблюдениям. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему? (Вопрос 4)
(Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести огонь. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.)
Сколько препятствий встало перед маленьким ребенком, вашим ровесником? Попробуем выяснить, как Васютка их преодолевает.
IV Беседа. Преодоление препятствий Васюткой.
- Давайте вспомним, почему мальчик заблудился? Какой таежный закон нарушил главный герой? (Вопрос 3)
( Был невнимательным, ушел от затесей, погнался за глухарем).
Постепенное появление элементов дороги. (Слайд 6)
- Нарушение запрета - характерная черта какого жанра устного народного творчества? Волшебной сказки. По закону сказки главный герой должен пройти путь испытаний. А в нашем произведении, хотя это не сказка, Васютка тоже проходит испытания, чтобы закалить характер и выйти победителем из трудных жизненных ситуаций.
-Как эти препятствия преодолевает Васютка? Докажите с помощью текста, какие знания он применил в трудную минуту, чтобы выбраться из тайги. (Определение частей света по приметам, не тратить патроны…)
- Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?
(Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лёг, то почувствовал, что к нему кто-то крадётся. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнём, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказывал ей о своей беде. Постепенно Васятка начал думать вслух. Наверно, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь).
- Какие умения и навыки помогли Васятке выжить в тайге? (Вопрос 3, с.152) (Слайд 7)
V. Физминутка (Слайд 8 – Запись соловья)
- Давайте представим, что мы вместе с Васюткой в тайге. Поможем мальчику. Встали, посмотрели по сторонам, поикали глухаря, постреляли глухаря, потянулись за шишками, потрясли дерево, присели на корточки, собрали шишки, встали, прогнали комаров, улыбнулись друг другу, сели.
-А что ещё помогло Васютке в преодолении препятствий? Найдите в рассказе слова отца и дедушки, которые ему пришли на память в трудную минуту.
(Вопрос 5, с.152)
(Тайга, наша кормилица, хлипких не любит…) (Слайд 9)
VI. Словарная работа
- Как вы понимаете значение слова «хлипких»? Подберите синонимы к нему. (Слабый, слабохарактерный, больной, бессильный, маломощный, бесхарактерный, слабодушный, слабовольный)
А вот как объясняет это слово словарь Ожегова (Слайд 10)
VII. Работа с иллюстрациями (проверка домашнего задания)
Дома вы нарисовали иллюстрации к рассказу. Как вы думаете, какие из них могут быть озаглавлены «Тайга хлипких не любит»? Почему? (Вопрос 7, с.152)
(Слайд 11)
(защита рисунков 1-2 человека)
VIII. Рефлексия.
- Ребята, преодоление жизненных испытаний, препятствий закаляют волю, формируют характер. Происходит ли становление характера нашего героя? Изменили его испытания, через которые он прошёл?
-Какие черты характера проявились у Васютки в тайге? У вас на столах лежат кедровые шишки, на которых написаны качества характера. Выберите из них те, которые помогли герою преодолеть испытания и сформировать его характер. (Вопрос 3) (Учитель «складывает» шишки в корзину)
(Внимательность, наблюдательность, собранность, умение применять знания на практике). Вы правы, мальчик с детства впитал таежные законы, выполнение которых помогло ему в трудную минуту.
- Вернёмся к началу рассказа. Зачем Васютка пошёл в тайгу? (За орешками) Набрал ли он их? Нет. Но зато он приобрёл гораздо больше: вот эту бесценную корзину качеств, которые помогли нашему герою не затеряться и найти дорогу к дому. Я желаю вам, ребята, чтобы такая корзина положительных качеств характера была у каждого из вас.
- Об этом говорит и народная мудрость.
IX. Домашнее задание (по выбору): (Слайд 12)
- Подберите пословицы и поговорки, которые помогли бы раскрыть характер героя (базовый уровень).
- Выполнить задание 1 на с.152 (повышенный уровень)
X.Самооценка. (Слайд 13)
Наш урок, ребята, подходит к концу. Спасибо за активное участие. Вы хорошо поработали, а теперь давайте оценим свою работу.
Список информационных источников.
1.Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35
2.Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...
Методическая разработка классного часа "Становление характеров"
Классный час гражданско - патриотической направленности, можно использовать как с учащимися суворовских училищ, так и с учениками общеобразовательных школ...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.
На данном уроке отрабатывается термин “автобиографическая повесть”, проводится работа с текстом и словом писателя, анализируются ключевые сцены, эпизоды повести....
Презентация к уроку литературы "Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный".
Данная презентация может быть использована учителем при проведении урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...