М. Горький. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
На данном уроке отрабатывается термин “автобиографическая повесть”, проводится работа с текстом и словом писателя, анализируются ключевые сцены, эпизоды повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_m.gorkogo_detstvo.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М. ГОРЬКИЙ. Повесть «Детство» (главы по выбору). Становление характера мальчика.
Задачи:
Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Ход урока.
1. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..
2. Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.
Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
3. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”
Мы видим, что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.
5. Теория литературы.
Это автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)
Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
6. Анализ текста.
Вопросы для обсуждения:
-Какие эпизоды взволновали вас и почему?
-Чем интересны герои этой повести?
-Почему память сохранила эти воспоминания?
-Вспомните, найдите в тексте слова, предложения, характеризующие жизнь в семье деда Каширина.
-Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка, подставляющего руку, хотя он и принимал “ненужную боль” за Алёшу?
-Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так напряжены оба - “учитель” и “ученик”? Что скрывается за отрывистостью, скоростью диалога? Какое впечатление оставляет сцена? Какие чувства вызывает?
(Данная работа проводится в парах, при работе с текстом – с карандашом в руках)
7. Попробуем сформулировать главную мысль повести.
После высказываний ребят читаю слова самого Горького:
“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.
-Согласны ли вы со словами самой повести?
8. Викторина.
1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
9. Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”
10. Вывод.
Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.
15. Домашнее задание.
Попробуйте написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Горький повесть "Детство"
Аналитический материал для анализа содержания повести Горького "Детство". Разбит тпо главам, удобно систематизирован. Подойдет для устных ответов учеников....
Тема урока: Отрочество героя в главах повести «Детство Темы». Испытания в жизни подростка. Теория на уроке: Поступки героев и их характер.
Данный урок проводится в 6-ом классе, технология - проблемно-диалогическая, что позволяет повысить активность учащихся и активизировать их мыслительные процессы. Технологическая карта урока моставлена...
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «КОНКУРС ТАЛАНТОВ» по произведениям М.Горького (повесть «Детство», рассказ «Старуха Изергиль») для 7 класса общеобразовательной школы
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса общеобразовательной школы...
Теплый свет детства ( Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»)
Анализ глав из повести Л.Н. Толстого "Детство"...
Материалы к урокам литературы по теме "Повесть "Детство" Горького"
Карточки с заданиями для работы в группах....
Самостоятельная работа по литературе 7 класс. М. Горький "Детство" (главы): тёмные стороны жизни.
Выполните задание и проверьте....
М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство».
Конспект урока по литературе в 7 классе.М. Горький . Слово о писателе. Автобиографический характер повести "Детство"...
Комментарии
Спасибо за материал!!!
Спасибо за материал!!!