Открытый урок по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sergey_esenin.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«НЕСКАЗАННОЕ, СИНЕЕ, НЕЖНОЕ…» СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА
(ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ)
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; привить чувство художественного вкуса, уважение и любовь к родной природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет поэта; презентация; репродукции известных художников, изображающих природу; компьютер, проектор, карточки с заданиями.
Эпиграф урока:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С. Есенин
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».
Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в то время.
2. Просмотр фильма (проект, подготовленный к уроку).
Учитель. А теперь давайте отправимся на родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново. А также мы побываем с вами в Воронежском Народном музее Сергея Есенина, который находится в доме №112 по улице Карла Маркса.
(Просмотр фильма, 4.14 мин)
3. Просмотр фильма «Времена года Сергея Есенина» (проект, подготовленный к уроку)
Учитель. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики. Природа в стихах Есенина всегда является очеловеченной – страдающей, ликующей, смеющейся, поющей, тоскующей. Эти стихотворения надо читать внимательно, пытаясь понять основное настроение, вжиться в ритм, в музыку стиха, для того, чтобы понять, как слова складываются в строфы.
(В ходе просмотра дети читают стихи С.Есенина, посвященные временам года, 4.55 мин)
Игорь А. читает стихотворение «Поет зима, аукает…»
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Егор Д. читает стихотворение «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Катя М. читает стихотворение «Восход солнца»
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Юра К. читает стихотворение «Осень»
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.
Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.
И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.
Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.
4. Продолжение рассказа учителя о поэте.
До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.
От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:
К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.
Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию.
В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.
1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец».
27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни.
5. Просмотр фильма «Несказанное, синее, нежное…» (проект к уроку).
(Просмотр фильма, 3.06 мин)
6. Чтение и анализ стихотворений (работа в группах).
I группа (Подготовить выразительное чтение стихотворения и сделать анализ стихотворения)
«Мелколесье. Степь и дали…» (1925).
– Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге) (В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом).
– Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».)
– Чем дороги поэту родные места?
– Отчего возникает мотив грусти? Чем объяснить сочетание удали и горечи – «зарыдали бубенцы»?
– Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха).
– А где же здесь метафора? (Юность русских деревень).
– Найдите олицетворение. (Бубенцы зарыдали; ножка у березки).
– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую, живописную картину).
Словарная работа
– Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?
Мелколесье – редкие насаждения кустарников.
Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.
Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.
Венка – двухрядная гармонь.
Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.
II группа (Подготовить выразительное чтение стихотворения и сделать анализ стихотворения)
«Пороша» (1914).
Выразительное чтение стихотворения.
– Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?
– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)
– Какое состояние передано в стихотворении? (В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности.)
-Выразительные средства, используемые автором в стихотворении (просторечные формы слов «понагнулась», «повязалася»,«оперлася; сравнения «словно белою косынкой подвязалася сосна», «как старушка»,; метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), олицетворения («дремлет лес», «дорога убегает»), эпитеты («серые вороны, «белою косынкой») — делают картину, открывающуюся лирическому герою, зрительно осязаемой.).
(тема дороги, пути, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы)
Словарная работа
Пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных.
II. Творческая мастерская.
– Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.
Ученики получают текст стихотворения Есенина «Что это такое» с пропущенными тропами.
Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова.
Что это такое?
В этот лес _______________________
По пушинкам серебра
Я с винтовкой _____________________
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, ____________________
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь _____________________?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
____________________снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше — лыжи...
Кто-то _________________ бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы __________________
Подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след _______________
Оставляет на снегу?..
Слова для справок: гладкой, завороженный, высокой, хрупкий, заряженной, украдкой, странный, далекий.
Что это такое?
В этот лес завороженный
По пушинкам серебра
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше — лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Подсмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?..
III. Подведение итогов урока.
Сравнить «свой» вариант стихотворения «Что это такое?» с авторским. Прослушивание песен на стихи поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе на тему: «Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. М. В. Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта»
План урока:Вступительное слово учителя……………………………………….1 мин.Проверка Д/З с пояснением…&h...
Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ...
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...