ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТКОЙ КРЕПОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
На примере произведений С. Смирнова «Брестская крепость» и С.П.Алексеева "Брестская крепость"показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против гитлеровской Германии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_brest_krepos.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Р. Д. Гафарова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Индерка Сосновоборского района Пензенской области
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТКОЙ КРЕПОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Цель урока:
- Показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против гитлеровской Германии, раскрыть природу этого подвига; осветить вопросы, связанные с пониманием сложных событий Великой Отечественной войны, вызвать интерес к ним.
- Выяснить, как усвоили и поняли произведение, данное для самостоятельного чтения; развивать умение учащихся работать с текстом; выделять главное, анализировать его.
- Расширить знание героического подвига земляка-защитника Брестской крепости.
Оборудование: фотографии, рисунки, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне.
Предварительная подготовка
1. Задания учащимся:
а) Прочитать книги: С. Смирнов «Брестская крепость», С.П.Алексеева "Брестская крепость".
б) Подготовить сообщение о А. М. Кижеватове.
в) Просмотр фильма «Брестская крепость».
Форма работы: коллективная, групповая.
Ход урока
"Нет ,не сдалась, не пала крепость,
она истекла кровью".
С.С.Смирнов
1.Организационный момент
Сегодня наш урок мы проводим в преддверии праздника Победы. Начнем его с песни Д. Тухманова «День Победы».
2. Актуализация знаний
А) Вступительная беседа
-Ребята, наш урок мы посвятим героям Великой Отечественной войны. Поднимите, пожалуйста, руки у кого родные люди были на войне. А вы знаете, на каких фронтах воевали ваши прадеды?
-На нашем уроке мы должны ответить на вопросы:
- Что мы знаем о Великой Отечественной войне?
- Как люди встретили войну?
А для этого мы перелистаем страницы, опалённые войной, используя исторические факты и художественные произведения.
Б) Человек на войне (презентация)
Включается песня «Священная война»(слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка М. И. Блантера)
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой войне.
В первый день войны солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Каждый год наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память людей, отдавших жизнь за нашу свободу. И хотя прошло 70 лет со Дня Победы, время не властно над памятью людей разных поколений.
Одними из первых приняли на себя удар врага защитники Брестской крепости. Брестская крепость - символ мужества и героизма для каждого человека. О героической обороне Брестской крепости знает весь мир.
Защитники Брестской крепости вели борьбу в труднейших условиях, отвергая один ультиматум за другим. Окруженные, полуголодные, израненные, постоянно мучимые жаждой, герои дрались за каждый метр родной земли, за каждый каземат и подвал. Писатель С.С. Смирнов в своей книге « Брестская крепость» достоверно описал подвиг каждого защитника Брестской крепости.
3. Беседа по книге
1. Восстановите картину начала войны по книге С.Смирнова “Брестская крепость”.
2.Что увидели советские воины, когда после 3 лет фашистской оккупации вошли в крепость?
Вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боёв. Угрюмые камни, избитые пулями и осколками, впитали в себя огонь и кровь.
3. Как описывает С.Смирнов утро 22 июня?
4. Какое чувство владело каждым защитником крепости с самого начала боёв?
Уверенность в том, что враг будет разбит, на помощь подойдут войска, и граница будет восстановлена.
Если бы в первый день обороны кто-нибудь из бойцов посмел бы сказать, что советской армии потребуются даже не годы, а месяцы, чтобы отбить врага, его бы расстреляли на месте, как изменника. Они ждали помощи со дня на день. Эта мысль укрепляла их волю, придавала новые силы.
5. Какое решение приняли защитники крепости и как понимали они свою боевую задачу?
“Будем драться дол конца, каков бы ни был этот конец. Чем дольше продержится крепость, тем дольше полки врага не попадут на фронт.”
Тяжелейшие бомбёжки, огромные численное и техническое превосходство врага– всё это делало очень трудной борьбу гарнизона.
4. Выводы по книге
-В этой книге рассказывается о десятках защитников Брестской крепости.Но сотни и тысячи имен таких же достойных славы героев обороны, как погибших, так и живых, здесь не упомянуты. Даже всех уцелевших невозможно перечислить в одной книге, а другие - и таких огромное большинство - остаются доныне безымянными.
Прочитав эту книгу, вы узнали очень многое о первых днях войны, о подвиге нашего земляка Кижеватова. (Рассказ подготовленного ученика о А. М, Кижеватове»)
-Да, трудностей было много. Но здесь, наверное, были и другие трудности кроме военных? Расскажите об этом.
- Не хватало пищи. Почти все продовольственные склады были разрушены. Иногда обыскивали убитых вражеских солдат, находили куски сахара, плитку шоколада, но эти находки отдавали, прежде всего, раненым, детям, женщинам. Люди превращались в ходячие скелеты, но руки продолжали крепко сжимать оружие.
Не было медикаментов, перевязочных средств. Николаю Гайворонскому осколок немецкой мины распорол живот. Товарищи перетянули эту страшную рану рубашкой, и боец не выходил из строя в течение трех недель и даже принимал участие в штыковых атаках.
Водопровод вышел из строя, колодцев не было. Ночью смельчаки доставали воду, но она поступала в подвалы – для детей и раненых. Жара, дым, пыль мучили бойцов.
5. Беседа по рассказу С. П. Алексеева"Брестская крепость"
-Из рассказа С.П.Алексеева мы узнаём, где происходят события, какие трудности испытывают защитники Брестской крепости. Для чего пулемётчик достал воду?
- Пулемётчик, рискуя жизнью, доставал эту воду, чтобы залить её в пулемёт.
-Удалось ли ему сразу по назначению использовать эту воду?
-Нет, т.к. он увидел ссохшиеся губы бойцов и предложил воду им.
- Почему бойцы отказались?
- Они вспомнили про раненых.
- Досталась ли вода раненым?
- Нет, т.к. раненые решили, что она нужна детям, но и те от неё отказались.
-Почему же вода вновь оказалась у пулемётчика? Зачитайте этот отрывок.
- В чём же была сила защитников Брестской крепости?
- Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости проявили выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество.
-Указом Президиума Верховного Совета Брестской крепости присвоено почётное звание "Крепость-герой".
В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость, благодаря стойкости, мужеству, храбрости, сплоченности.
6. Рефлексия
Мы будем помнить об этой жестокой войне, чтобы больше такого ужаса не допустить никогда. В этот праздник, ребята, принято в первую очередь вспоминать о тех, кто погиб и умер от рук фашистов минутой молчания.
Минута молчания.
70 лет наша страна живет под мирным небом. Но вправе ли мы забывать об этой войне?
Мы не хотим новой войны, поэтому не имеем права забывать о войне прошедшей. Мы вечно будем помнить о тех, кто погиб во имя Победы, во имя мира на земле. Мы благодарны тем, кто помог эту Победу приблизить.
7. Домашнее задание
Дать развернутый ответ на вопрос: "Почему же люди помнят о Победе, хотя прошло 70лет?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Песни Великой Отечественной Войны- музыкальная летопись героического подвига народа"
В данной методической разработке рассказывается о роли песни,, музыки во время Великой Отечественной войны. Приведены примеры истории возникновения песен. Использованы стихи Советских поэтов. Разработ...
Героический подвиг Ленинграда
Тема: Героический подвиг Ленинграда Цели:1. Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.2....
Героические подвиги наших земляков.
Героические подвиги наших земляков....
Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812г.
Урок "Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812г." по форме проведения -интегриррованный урок.Он проводиться совместно учителем истории и учителем русского языка и литературы.На примерах ге...
Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812 г.
Урок " Героический подвиг народа в Отечественной войне 1812г." - интегрированный урок составлен совместно с материалами урока литературы. В уроке заложен большой воспитательный потенциал....
Интеллектуальная игра «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)
Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда) в 10 классе, выстроенная в формате моз...
Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»
Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»...