А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А. А. АХМАТОВА.
«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...».
ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет. (слайд 1)
«Я родилась 11 (23) июня 1989 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет».
- Творческая разминка.
- Давайте проведем творческую разминку. Тему для этой творческой работы нам подсказала сама Анна Андреевна.
Мы поговорим о весне. Для многих это любимое время года. Для природы это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления. Попробуйте в одном предложении выразить то состояние души, которое вызывает у вас весна.
(Слайды2-4. Учащиеся читают свои примеры, обсуждают вместе с учителем.)
3.Знакомство с творчеством А. А. А х м ато в о й .
- Давайте посмотрим, как А. А. Ахматова в одном предложении, - но развернутом, сложном - передает свое ощущение весеннего пробуждения и природы, и человека.
Читаем стихотворение «Перед весной бывают дни такие...» (слайд 5)
- Какие картины рисует поэтесса?
(Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.)
- Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова- образы.
(Лексика обыденная, разговорная.)
- Что, по-вашему, испытывает лирический герой? Почему так трудно в словах выразить это состояние?
(Из обычных слов рождается нечто неуловимое, необычное.)
Учитель. В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.
Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое*. (Запись в тетради.)
- О чем вы вспомнили, что ощутили, читая это стихотворение Ахматовой?
- Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?
(«И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».)
Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя. Это и есть выразительная художественная деталь.
- Что необычного есть в языке стихотворения?
(Оно начинается с предлога; ряд последующих предложений начинается с союза «и»; предложения простые, небольшие. Возникает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особенность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи, то отрывки из письма, то жалобу, то песенку вполголоса. Они как бы случайно выхвачены из речевого потока.)
4. Комментированное чтение стихотворений
А. Ахматовой.
Учитель. Продолжим разговор о способности Ахматовой «понимать и любить вещи... в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причем «вещи» высвечены с точностью и обостренностью «предметного» видения. Послушайте еще одно стихотворение.(слайд 6)
1-й чтец. Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Учитель. О душевном состоянии почти ничего не сказано, только «сердце - пополам». Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой солнечного луча, который для лирической героини превращается в «праздник золотой» и даже в «утешенье». Обыденная деталь становится значимой. Звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.
А теперь давайте послушаем, как рождались стихи у А. Ахматовой.
2-й чтец. Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения; запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А. А. Ахматовой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Речевая конференция "Весной бывают дни такие..."
Речевая конференция для 7-х классов...
Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)
Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...
Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» , по УМК В.Я. Коровиной...
Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...
А.А. Ахматова. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Изображение войны в стихах М.В. Исаковского, С.С. Орлова и др.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».
Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....