Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе по теме «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» , по УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Учитель русского языка и литературы Кривчик Светлана Викторовна
Тема: «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».
Цели:
-познакомить с фактами биографии С.А.Есенина и А.А. Ахматовой;
- показать роль природы в лирике поэтов; формировать навыки анализа поэтического текста и умения слушать и понимать поэтический текст.
Задачи:
- Продолжить работу над выразительным чтением стихотворений; показать мировосприятие С.А.Есенина под влиянием русской природы в стихотворении «Пороша»; показать образ лирического героя в стихотворении А.А.Ахматовой;
- Побуждать к ассоциативному мышлению для «открытия» работы воображения и содействия успешному творческому процессу деятельности каждого учащегося, вызвать стремление к желанию приобретать опыт исследования и выработки определенного отношения к явлению.
- Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, «Лист исследователя», маркеры, тексты стихотворений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
1) - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. На прошлых уроках вы изучали творчество поэтов И.С.Никитина, А.А. Майкова, А.А.Фета, Е.А.Баратынского. О чем они писали в своих стихотворениях? (О природе).
Учитель: Природа всегда вызывала у человека чувство восхищения. Она поражает нас своей силой, красотой, мудростью. Возможно, поэтому художники стремились запечатлеть природу на своих полотнах, писатели и поэты – в своих произведениях, а композиторы – в музыке.
Сегодня на уроке мы будем слушать друг друга, будем учиться слушать себя.
- Наш урок, я думаю, тоже не пройдет для вас бесследно. Вы познакомитесь с новыми именами и творениями русских поэтов ХХ века.
Урок наш необычный, урок – исследование, а вы в роли исследователей. Что значит исследовать?
(Исследовать-находить искать, делать выводы).
- Кто такой исследователь? (Исследователь- человек, который исследует).
- Какими качествами должен обладать исследователь? (Он должен быть внимательным, наблюдательным, уметь обобщать материал, делать выводы). Слайд № 1
- Каждый научный сотрудник должен обладать определенными знаниями и умениями, чтобы быть способным проводить исследовательскую работу.
-Перед вами лежит «Лист исследователя», который в течение урока должен быть заполнен. Поэтому самое главное для вас - думать и размышлять.
2) Постановка проблемного вопроса: «Первая задача, которую вам предстоит решить - определить тему урока, а поможет в этом эпиграф».
2. Сообщение темы.
Чтение эпиграфа:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И.Тютчев)
- Какие замечательные слова Ф.И.Тютчева, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О природе)
-Мы уже говорили, что вы исследователи, а значит должны быть внимательными и обращать внимание на детали! Кто слушал меня внимательно в начале урока? Творчество каких поэтов будем изучать? (ХХ века).
-Сформулируйте тему нашего урока. (Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века) Слайд № 2.
-Запишите тему урока в «Листе исследователя».
Цель нашего урока не только познакомиться со стихотворениями, но и проанализировать их.
- В этом нам поможет «Тропа исследователя» (Слайд № 3)
3. Актуализация знаний.
-Как вы думаете с чего мы должны начать исследование нашего стихотворения? (С определения темы, о чем говорится в произведении). Слайд №4
- Какая следующая остановка в нашем исследовании? Что изображено на втором рисунке? (Идея, главная мысль) Каждое произведение содержит главную мысль.
Обратите внимание, кто появился на нашей тропе? (Матрешка)
-Какая она? Красивая? А что надо сделать для того, чтобы она стала красивой? Правильно! Какие средства использует поэт, чтобы украсить предмет или явление природы? (Выразительные средства языка).
-Назовите их. (Эпитеты, метафоры, олицетворение, сравнение). Чтобы матрёшка стала живой и могла нам что-то рассказать, мы должны воспользоваться приемом? (Олицетворение).
Заполните пустые ячейки на «тропе исследователя».
4. Исследование материала.
- Сейчас я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. (Слайд № 5 )
1) Актерское чтение «Пороша».
- Вам понравилось стихотворение С.Есенина «Пороша»?
- Как вы понимаете название? Что такое пороша?
Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)
2) Анализ стихотворения.
-Какова тема стихотворения?
-О чем говорится в стихотворении? (О зимней дороге. Лирический герой говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.
-Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”). Он видит лес, настроение меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. Он любуется сказочной картиной. (Строфы 1,2).
Строфа 3: Рассказчик продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха. А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое
Строфа 4: Герой доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”.
Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью
Какие выразительные средства использует Есенин, чтобы показать красоту природы? (Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение):
Эпитеты- серые вороны, бесконечная дорога.
Метафоры - заколдован невидимкой, стелет шаль,
Олицетворения - дорога убегает, дремлет лес.
Одушевленность природы - одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для него природа-это вечный источник красоты и гармонии мира.
Сравнение- белой косынкой подвязалася сосна, понагнулась как старушка.
3) Идея стихотворения - красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги. Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.
- Русская зима - самое спокойное и тихое время года, когда вся природа спит, укрывшись белым одеялом мягкого снега.
Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
Обобщение: хорошо поработали, можно и отдохнуть
Релаксация (музыка+видео ряд)
- Какое врем года вы сейчас увидели?
4) Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». Слайд №6
-Вот и долгие морозы сменяются долгожданным весенним теплом. Снег еще долго будет лежать на холодной земле, а ледяные ветра еще не один раз напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдалась. Уже скоро яркое мартовское солнце начнет пригревать постепенно землю, согревать своими лучами остывший за долгую зиму воздух.
- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово весна?
ВЕСНА
Есть в окрестностях Санкт - Петербурга небольшой уютный городок, названный когда-то Царское Село. С этим пушкинским городком, с его парками и прудами, со всей атмосферой истории и искусства естественно сплелась литературная судьба одного из выдающихся поэтов "серебряного" века - Анны Ахматовой.
В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью.
Вот как она описывает приближение весны, в своем стихотворении «Перед весной бывают дни такие...»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг, (эпитет, олицетворение)
Шумят деревья весело-сухие, (эпитет)
И теплый ветер нежен и упруг. (олицетворение)
И лёгкости своей дивится тело, (олицетворение)
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
5) Самостоятельная работа учащихся.
- Сейчас я предлагаю вам самостоятельно провести аналогичную работу со стихотворением А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие..» и записать результаты в «Лист исследователя». Слайд №7, приложение.
Задание:
1. С помощью зеленого маркера выделите слова, которые помогают определить тему стихотворения, розовым - слова, в которых заключена главная мысль, идея стихотворения. Желтым - выразительные средства языка (эпитеты, олицетворение, метафоры, сравнение).
Проверка выполнения работы.
- Какую картину природы нарисовала поэтесса? (Ожидание весны). Каково настроение лирической героини в это время? Дайте ответ при помощи прилагательных, глагола.
− Сколько предложений в этом стихотворении? О чем говорится в первом
предложении, о чем во втором? В чем особенность этого стихотворения? (Дана картина природы и показаны вызванные ею чувства героини. Еще раз наблюдаем единство природы и человека. Изменяется, обновляется природа – меняется мироощущение человека)
2.Закончите предложение:
Весна для Ахматовой – …
− Дано описание привычных предметов: луга, деревьев, ветра. Казалось бы, таким же привычным должен быть и порядок слов в предложении. А что мы видим здесь? Нарушение порядка слов, такой прием называется инверсией. – Как вы думаете, почему автор меняет порядок слов в предложении? (Инверсия помогает передать особое, весеннее настроение, увидеть, что происходит с природой и человеком).
− Как вы думаете, когда написано стихотворение? (Предположения учащихся о том, что оно написано весной – ошибочно: стихотворение написано, оказывается, летом). Почему летом? Почему в любое время года можно писать о весеннем настроении? Почему обычно не говорят о летнем настроении? (Весеннее настроение – особое, связанное с обновлением,
с ожиданием перемен, радостью).
Обобщение учителем:
Ребята, мы с вами и познакомились с произведениями двух замечательных поэтов ХХ века С.А.Есенина и А.А.Ахматовой, и нам предстоит выяснить, в чем сходство и в чем различие изученных нами стихотворений, о чем предстоит сделать запись в «Лист исследователя».
- Какую природу представляет нам в своем стихотворении Есенин?
- Назовите слова из текста, характеризующие ее.
- О какой природе рассказала нам А.А.Ахматова? Какие слова мы можем записать в таблице сравнительно - сопоставительного анализа?
- Каким настроением проникнуты стихотворения?
- О каких чувствах пишет в своих стихотворениях С.Есенин и А.А.Ахматова? Заполните таблицу.
6) Сравнительно-сопоставительный анализ
С.А.Есенин | А.А.Ахматова |
Природа | |
Зима, тишина, снег, сосна, лес, дорога, степи | Луг, снег, деревья весело сухие, теплый ветер, |
Настроение: | |
Грустное, печальное | Радостное, веселое, пробуждение природы, человека |
Чувства: | |
Чувство любви к природе и родине. |
Вывод:
- И Сергей Есенин, и А.А.Ахматова любили родную природу, это для них самое дорогое, сокровенное. Они помогают увидеть нам ее неповторимую красоту, ее величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.
7. Итог урока.
Д/з учебник с. 186-190 1 стихотворение проанализировать к следующему уроку, одно выучить наизусть (по выбору).
8. Рефлексия.
- Спасибо за урок. Я рада, что на уроке вы были умны, добры, красивы, воспитанны. А как вы себя чувствовали на уроке, какое у вас настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина
Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....
Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)
Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...
А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ
Материал знакомит с поэтическим миром А.Ахматовой...
разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"
В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...
Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....