Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе Ю. казаков Тихое утро
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_yu._kazakov_tihoe_utro.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: И некому было крикнуть о помощи… Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Цель: проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание
на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Ход урока.
1.Юрий Павлович Казаков –писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения?
Что такое добро? Что такое зло?
В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаенные уголки своих героев. А читатель должен сам решить ,насколько герои Казакова хороши.
Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов:
- Что такое добро? Что такое зло?
(поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой)
(зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей)
- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
(добро и зло существует не извне, в душе человека)
-Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына(на доске)
«…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»
- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?
(нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку
свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения»)
-Задачи нашего урока: проследить за поступками, мыслями, чувствами главного героя, найдя, исследуя «точки» нравственных « взлетов» и «падений».
2.Анализ рассказа по плану
1.Веселое утро (ответ)
-Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
(настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)
- Найдите описание деревни. Для чего оно дано?
(утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение)
- Мирный, радостный, добрый рассвет вдохновлял художников, музыкантов. Прослушайте отрывок музыкального произведения «Рассвет на реке», чтобы лучше поняли внутреннее утреннее состояние Яшки.
(Звучит музыка)
-Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали?
(покой, тишина, умиротворение, радость)
2.Яшка будит Володю. (Рано) (ответ)
- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
(он не получил ожидаемого признания)
- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (выраз. чтение)
(Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)
- Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям диалог Яшки и Володи. (чтение по ролям). Как удалось передать чувства героев? Какие?
(спросить 1-2 ученика) (злость, раздражение).
- Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? (выборочное чтение)
- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
- Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей?
3. У колодца. ( ответ)
Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
4. По дороге на рыбалку ( ответ)
- Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
5. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев).
6. Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога)
7.Рыба ушла
Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.
8.Лещ.
9. Ком земли.
10. Володя тонет.
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?
- Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, « убежать никак нельзя»? ( Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него).
- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.
-Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке.
-Художественный пересказ от лица Яшки
- Самостоятельная работа.
11. Любовь истинная.
Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков.
Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
12. Описание природы в чаще рассказа какие мысли и чувства вызывает.
( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.)
Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.
13. Сравнительная характеристика мальчиков.
( как они просыпаются, готовятся к рыбалке)
И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу- все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись а такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими.
Загляни в будущее героев?
Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми.
Катя нарисовала иллюстрацию к рассказу. Какой момент изобразила Катя? Что получилось удачно?
- Ваши впечатления от рассказа.
Д/з. подготовить устное сочинение сообщение, рассказ на темы:
- Рассказ о трудном случае из своей жизни, рассказав, описав настроение, чувства, которые пережили.
- Характеристика главного героя
- Сравнительная характеристика героев
- Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим.
Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...
Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Конспект урока и презентация по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро"....
Ю.П.Казаков «Тихое утро». Два мальчика- два разных жизненных опыта, два разных характера.
Открытый урок по литературе в 5 классе по программе Б. А. Ланина ....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Ю.Казаков "Тихое утро"
Для проведения урока необходимо знание текста произведения учениками...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Ю. П. Казаков. "Тихое утро"
Материал для самоподготовки семиклассников в условиях дистанционного обучения....
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые и сложные предложения" для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков "Тихое утро")
Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова "Тихое утро" взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые ...
Урок литературы в 7 классе. Ю. П. Казаков. “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки.
Урок литературы по произведению Ю.П.Казакова "Тихое утро" с использованием следующих технологий: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, игровая. ...