Урок по ФГОС. А.Блок. Лирический герой.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок комплексного применения УУД с акцентом на анализ стихотворного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.blok_._liricheskiy_geroy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 9
Дата
УМК: под редакциейВ.Я.Коровиной «Литература 9 класс».
Тема:А.Блок. Трагедия лирического героя.
Тип урока: урок комплексного применения УУД .
Результаты:
Предметные
- подбирать материал и готовить сообщение;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- анализировать лирические произведения;
- выразительно читать стихотворения;
- характеризовать образы;
- составлять ассоциативные ряды и на их основе формулировать микровывод.
Метапредметные
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.
2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи,
3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
6. Развивать творческие способности учащихся.
Личностные
- формировать социокультурную компетентность.уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- осознание черт этнической индивидуальности.
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
|
|
|
|
Оформление доски: эпиграф
Это настоящий, волею божий поэт
и человек бесстрашной искренности.
А.М.Горький.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока, исходя из того, что сведения о балладе нам уже знакомы. Используйте опорные слова:
| Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу | Настраиваются на плодотворную работу Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения | А. А. Блок родился в одной из самых культурных семей России. Его отец – А. Л. Блок – философ, профессор Варшавского университета (портрет), мать – А. А. Бекетова, дочь известного учёного - ботаника, ректора Петербургского университета (портрет). Его же - ной стала Л. Д. Менделеева – дочь известного учёного - химика(портрет). Семья Бекетовых, в которой он рос, была средоточием культурных, литературных, научных интересов. Ребёнок был окружён любовью и заботой близких. В то же время А. Блок с детства и всю жизнь переживал драму своего рода – «безотцовщину», которая во многом повлияла на его внутренний мир, на всю судьбу. Личность поэта созревала в напряжённых религиозных исканиях, в глубоких мистических и романтических переживаниях. А. Блок жил на рубеже двух веков – XIX - XX! Говоря словами Блока, «в эпоху распахнувшихся на площадь дверей, отпылавших очагов, потухших окон», живёт в «страшном мире», открыв глаза «на непроглядный ужас жизни». Но поэт вс1 же живёт в этом мире, пытается «забыться в нём». Однако поэт не хочет мириться со «страшным миром», он бунтует против него.
| Вступительное слово учителя. Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся Выдвигает проблему. Проводит параллель с ранее изученным материалом | Слушают объяснение учителя, включаются в обсуждение/ С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Беседа, словарная работа с теоретическими понятиями. | Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии –(1895-1917) – эпоха возрождения духовности и культуры. Эскиз – набросок. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. | Объясняет понятия. | Записывают понятия. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
Работа по теме урока | Анализ стихотворений. | 1. Информация об авторе, о стихотворении, дать краткую творческую справку. 2. Какое место занимает стихотворение в творчестве автора, является ли типичным для него, почему. 3. Связь с биографией автора, прототипы и адресаты стихотворения. 4. Каков смысл названия стихотворения, эпиграфа. 5. Жанр стихотворения. 6. Идея (что хотел сказать автор), тема (о чём стихотворение). 7. Основная мысль, её развитие. 8. Эмоциональная окраска, эмоциональное воздействие. 9. Преобладание личностного или общественного в стихотворении. 10. Авторское «я», отождествляется ли автор и лирический субъект (герой). 11. Особенности композиции. | Руководит анализом стихотворений, напоминает порядок анализа поэтических произведений. | С полнотой понятия и глубиной анализируют стихотворения, опираясь на схему анализа. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
Контроль анализа стихотворений. | Контрольные вопросы. Стихотворение «Вхожу в тёмные храмы…»- Какое впечатление от стихотворения? (Проникнуто тревогой о том, что не состоится встреча с Прекрасной Дамой) - В каком году написано? (1902 г) - Чем ознаменован этот период жизни А.Блока? (Главное место в духовной жизни поэта занимали непростые отношения с Любовью Дмитриевной. В своём чувстве к ней Блок видел воплощение соловьёвской идеи о Вечной Женственности) Стихотворение «Девушка пела». - Какой образ создан поэтом в этом стихотворении? (Образ Бога, храма, высота духовности) - В каком году написано? (В 1905 г.) - Чем знаменателен этот год для нашей страны? (Русско-японская война) - Звучит тема несбывшихся ожиданий. Стихотворение одновременно светлое и грустное. Стихотворение «Ожидание». - Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? ( если ученикам трудно ответить сразу, можно вернуться к этому позднее) - Какова стилистическая окраска стихотворения? - Так какое же настроение вызывает в нас это стихотворение? | Сопровождает и контролирует мини-проект. | Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Заполняют таблицу по предложенным темам. | установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К).достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л). | |
IV. Физминутка | Электронная физминутка. | Приглашает учащихся отдохнуть | Выполняют упражнения | Регулятивные | |
Включение в систему знаний и повторение | Отчет о выполненной работе. | Обучающиеся стараются ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. | Побуждает к высказыванию своего мнения. | Защищают свое мнение. Высказывают свое мнение. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) |
V. Подведение итогов | беседа | Отвечают на вопрос: Каков лирический герой в мире поэзии А.Блока? | Задает проблемный вопрос, подводящий итог уроку | Отвечают на поставленный вопрос. | Регулятивные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений |
VI. Рефлексия | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? | Личностные – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||
VI. Домашнее задание | Проблемный вопрос. | Анализ стихотворений по учебнику. Стр. 73-75. | регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет
Мастер-класс по анализу лирического произведения на тему "Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет"...
Развитие понятия о лирике и лирическом герое. С. Есенин.
Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к л...
Н.С.Гумилев. Поэт и его лирический герой.
Это урок позволит увидеть, понять и прочувствовать творчество Н.С. Гумилева....
Лирический герой поэзии П.Ф.Морякова (Научно-исследовательская работа)
Научно-исследовательская работа по литературному краеведению...
Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами би...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков....