Н.С.Гумилев. Поэт и его лирический герой.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Губенко Светлана Михайловна

Это урок позволит увидеть, понять и прочувствовать творчество Н.С. Гумилева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumilev.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Н.С.Гумилев. Поэт и его лирический герой.

         

Цель урока – познакомить учащихся 7-го класса с личностью поэта, сформировать читательский интерес к его творчеству, показать неразрывную связь поэта и его лирического героя.

На доске:

Романтика – то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека.

Романтичный – мечтательно-созерцательный.

Экзотический – 1. Необычный для данной местности, несвойственный и чуждый ей.

2. перен. Причудливый, диковинный, поражающий своей странностью.

Конквистадор (испанс.) – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в 15-16 вв., завоеватель.

                                                Ход урока                                                                        

Приложение 1 Слайд 1

- Сегодня вы впервые открываете для себя имя Николая Степановича Гумилева.

Это удивительный человек, силой воли создавший себя, и удивительный поэт, путешественник, романтик. Надеюсь, что вас очарует творчество поэта и не оставит равнодушными его личность.

Запись в тетради темы урока.

 

Слайд 2

(эпизод учебного фильма о Гумилеве или выразительное чтение отрывка из  «Петербургских зим» Г.Иванова)

… Семилетний Гумилев упал в обморок оттого, что другой мальчик перегнал его, состязаясь в беге. Одиннадцати лет он покушался на самоубийство: неловко сел на лошадь – домашние и гости видели это и смеялись. Год спустя он влюбляется в незнакомую девочку- гимназистку. Он следит за ней, бродит за ней по улицам, наконец, однажды подходит и, задыхаясь, признается: «Я вас люблю». Девочка ответила «дурак» и убежала, Гумилев был потрясен. Ему казалось, что он ослеп и оглох. Он не спал ночами, обдумывал способы мести: сжечь дом, где она живет? Похитить ее? Вызвать на дуэль ее брата? Обида, нанесенная двенадцатилетнему, Гумилеву была так глубока, что в тридцать лет он вспоминал о ней смеясь, но с оттенком горечи…

   Гумилев подростком, ложась спать, думал об одном: как бы прославиться. Мечтая о славе, он вставал утром, пил чай, шел в Царскосельскую гимназию. Часами блуждая по парку, он воображал тысячи способов осуществить свою мечту. Стать полководцем? Ученым? Безразлично что – только бы люди повторяли имя Гумилева, писали о нем книги. Удивлялись и завидовали ему.

   Понемногу эти детские мечты сложились в стройное мировоззрение, которому Гумилев был верен всю жизнь. Он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, а и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. И от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев «приказал» себе стать охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать и заработавшим два Георгия. То же, что и с собственной жизнью, он проделал и над поэзией.

Слайд 3

Запись в тетради: «Он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, а и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных»  Г. Иванов «Петербургские зимы»

- Он много странствовал по экзотическим и древним просторам Африки. Он представляет себя конквистадором- искателем приключений.

Слайд 4

(ст-ие «Я конквистадор в панцире железном»)  - чтение стихотворения.

- Образ лирического героя заявлен в первом стихе, прочитайте, кем представляет себя лирический герой?

                                 (Я конквистадор в панцире железном)

- Посмотрите на доску, кто такой конквистадор?

- Давайте попробуем заменить это слово синонимичными понятиями.

   записываем в тетрадь

                        (Конквистадор – воин, рыцарь, путешественник)  

-  К чему стремится лирический герой? Обратим внимание на глаголы.

Выпишите из текста  глагол + существ.  

                       Преследую звезду

                       Прохожу по пропастям, прохожу по безднам,

                       Отдыхаю в саду

                       Найду любовь

                       Создам мечту

                       Зачарую песней битв

                       Вплету лилею голубую

Проверяем, что у вас записано- слайд 5

- Сделаем выводы.

        ( Герой занимает активную жизненную позицию.  Это целеустремленная личность, которая способна создать себе мечту, неутомимо стремится найти свою любовь и  свою

звезду, которую он «весело преследовал», «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Перед мечтой ни за что не отступит: «Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую»)

- Во втором четверостишии есть глаголы, которые не вошли в словосочетания, выписанные нами, но они подчеркивают силу воли героя, его целеустремленность.  Какие это слова?

                 (но я молчу, жду и верю)

- Это деятельная сторона характера лирического героя, а какие слова помогают нам понять настроение душевное?

( весело, радостно, «Как смутно в небе диком и беззвездном!

Он умеет радоваться жизни, способен замечать красоту природы, философски созерцать ее.)

- Н.Гумилев, как и его лирический герой, не любил сидеть дома, его страстью была экзотика, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племен, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, к необычным животным.

Слайд 6

Из письма Н.Гумилева поэту М. Кузьмину. 1913г.

«Дорогой Миша, пишу уже из Харара. Вчера сделал 70 километров на муле, сегодня мне предстоит ехать еще 50 километров, чтобы найти леопарда… Здесь есть и львы и слоны, но они редки, как  у нас лоси, и надо надеяться на свое счастье, чтобы найти их.

Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом…»

Поэт охотится на леопардов и акул. Он изучает предания, поверья, легенды, вот одна из них: «Если убитому леопарду не опалить немедленно усов, дух его будет преследовать охотника»

( ст-ие «Леопард») – читаем ст-ие.

- Каким вам представляется лирический герой стихотворения?

( Лирический герой – охотник, впечатлительный человек. Он буквально ощущает присутствие убитого им леопарда, ему кажется, что он слышит, как зверь «мурлычет у постели», что хочет ему сказать. В 4-7 строфах отчетливо слышна аллитерация на р, ш, в.

Она передает и рычание, и мурлыканье зверя.)

- Жалеет ли лирический герой, что убил леопарда?

(Нет. Он жалеет только о том, что «не спалил ему усов».

- Как вы понимаете четыре последних строфы стихотворения?

( Охота – это страсть, она сильнее голоса рассудка:

Только поздно! Вражья сила

Одолела и близка:

Вот затылок мне сдавила

Точно медная рука…

…………………………..

И не в силах я бороться,

Я спокоен, я встаю,

У жирафьего колодца

Я окончу жизнь мою.)

   (ст-ие «Капитаны») – читаем стихотворение

- Ст-ие построено как поэтическое описание живописного полотна. Как вам представляется картина морского фона?  

(Зеленая зыбь моря, скалы, ураганы, клочья пены, гребни волн, паруса кораблей.)

- Давайте внимательно прочитаем 1-е четверостишие и прислушаемся к каждому звуку, что слышите?

«з» - изгибы зеленых зыбей – скрип мачт

«ж» «ш» «с» - на южных, меж скал, жемчужных, шелестят паруса – шорох парусов, накатывающихся волн

- Как относится к своим героям-капитанам автор?

Он называет их «открывателями новых земель» и восхищается ими.

- Что восхищает Гумилева в этих людях?

Они смелые и мужественные (не страшны ураганы, изведали мальстремы и мель,путь их «дерзостный»)

Риторический вопрос в 7 и 8 строфах подтверждает это.

Они отличаются от обыкновенных обывателей, дышащих «пылью затерянных хартий»,т.е. пыльных, никому не нужных книг и документов. Они противопоставлены.

Герои-капитаны изображены идеальными, они обретают себя в романтике странствий. Они не любят сидеть дома - прочь от домашнего уюта и будней цивилизации.              

Да здравствуют приключения и опасности:

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,
Так что
сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

- Капитаны изображены здесь нарочито изысканно, вам не кажется?  Почему?

 В этом весь Гумилев. Я уже сказала вам, что он создал себя силой своего воображения и силой воли, вернее сначала он создал своего лирического героя, а потом под него создавал себя. И в своем стремлении изменить себя он достиг высот. Сегодня уже непонятно, что первично, что вторично. Настоящий эстет, все, к чему он прикасается, должно быть красиво, романтично.

Не случайно сти-ие  «Сады души», перед нами раскрывается внутренний мир поэта.

- Поделитесь впечатлениями, что вас поражает в стихотворении?

- Огромное влияние на Гумилева оказали полотна французского художника Поля Гогена. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир далекой Океании, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные- все это влекло в неведомые заморские страны, будило неуемную фантазию.

Слайды 7- 13

(репродукция картин «Женщина с цветами в руках», «Беседа», «Женщина, держащая плод», «Пейзаж с павлинами», «Сбор плодов» и др)

Путешествие по заморским странам он сумел превратить  поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения с сюжетом полотен французского художника?

 Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них.

Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет

Мастер-класс по анализу лирического произведения на тему "Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет"...

Развитие понятия о лирике и лирическом герое. С. Есенин.

Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к л...

Н.Гумилев. Поэт-символист

Презентация к уроку литературы по теме: "Н.Гумилев. Поэт-символист"...

Николай Гумилев - поэт Серебряного века

Жизнь и творчество Николая Гумилева...

Лирический герой поэзии П.Ф.Морякова (Научно-исследовательская работа)

Научно-исследовательская работа по литературному краеведению...

Урок по ФГОС. А.Блок. Лирический герой.

Урок комплексного применения УУД с акцентом на анализ стихотворного произведения....

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков....