Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию идейного содержания произведения; расширить понятие «характеристика литературного героя»; помочь выявить нравственные законы, определяющие отношения главных героев; определить традиции и новаторство в сказках писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn_karta.doc | 67 КБ |
konspekt_uroka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 7 классе
Учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ с.Петропавловка Дергачевского района Саратовской области» Тарабрина О.Н.
УМК: Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях/ Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2012
Тема урока: «Изображение нравственных пороков общества» (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Тип урока. Урок «открытия» нового знания Цели урока: содержательная: формировать навыки анализа литературного произведения; способствовать развитию понятия «характеристика литературного героя»; деятельностная: учить извлекать необходимую информацию, сопоставлять ранее изученное с новым, выявлять аналогии, создавать информационные модели; определять цель, план действия; работать индивидуально, в паре; оценивать результаты действия. Оборудование: презентация, карточки с заданиями для учащихся, видео (отрывок мультфильма «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения.
Выявить ключевые идеи сказки, показать актуальность этих идей сегодня.
Метапредметные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану; развивать умение находить художественные средства в тексте.
Личностные УУД
Развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Познавательные УУД
Развивать умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД
Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия.
Коммуникативные УУД
Развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Учитель приветствует учеников. | Настраиваются на работу |
II. Актуализация опорных знаний | - На прошлом уроке мы начали изучать творчество М.Е.Салтыкова - Щедрина. - Что знаем по теме урока? - Что должны узнать? | Отвечают на вопросы. - прочитали сказку; - знакомы с определением жанра «сказка»; - знакомы с понятиями «сатира», эзопов язык», «гипербола» - каковы особенности сказки «Повесть…»; - охарактеризовать героев; - какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки; - какие уроки может извлечь из сказки Салтыкова-Щедрина современный читатель |
III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. Создание проблемной ситуации. | - Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ? - Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с произведением замечательного русского писателя, который старался «не дать в обиду мужика». « Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Но сначала мне бы хотелось узнать, насколько хорошо вы знаете текст сказки. Я предлагаю провести «Литературную дуэль». (Я читаю отрывок из произведения, а вы отвечаете: кому принадлежат слова или о ком идет речь. За правильный ответ получаете 1 балл) | Формулируют тему и цели урока. Записывают ответы |
IV. Открытие нового знания. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Физминутка Фронтальная беседа Итоги урока. Рефлексия. Контроль Домашнее задание | Работа с текстом. Сюжет и композиция сказки. -Продолжим анализ «Повести…» Сейчас вы посмотрите отрывок из м/ф и после просмотра ответьте на вопросы: 1. Где начинается действие произведения? 2. Кто герои произведения? (Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж. Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю.Норштейн) - 1.33) -Что вы можете сказать о жанре произведения? (Сочетание жанров сказки, повести, басни). Докажите. -В изображении генералов автор использует новый для вас приём-гротеск. (Запись в тетради: Гротеск- изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Самой известной сценой стала сцена «остервенения» генералов) Выразительное чтение текста (стр.266, автор, 2 генерала) -Чтобы отвлечься от разговоров от еды, генералы решили почитать найденную на острове газету. Как называлась газета? О чем писали в газете? (Весь номер газеты состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель» празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.) Индивидуальное задание. (Жаржанова Д) Задание: 1. Изучив текст произведения, составьте список всех блюд (включая напитки), упомянутых в произведении. Распределите их на две группы: что ели/пили генералы и что - мужик. - Сделайте вывод о том, кто и как питался? Что хотел подчеркнуть автор этими деталями? - Давайте попробуем повторить в движениях, что делает мужик (стр.270 учеб.) - Почему мужик взял себе яблоко, да и то кислое? Для чего свил верёвочку, ведь он сильнее генералов? Как это его характеризует? (Автор, с одной стороны, восхищается способностями мужика, с другой – с горькой иронией указывает на его рабское поведение) Проверка схемы (д.з.) Какие же качества мужика вы отметили в схеме? (Покорность, отсутствие самоуважения, привычка к рабскому положению, трудолюбие) Составьте сравнительную характеристику генералов и мужика (Работа в группах) -Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, которую ставит автор в этой сказке? (Рассказ о нравственных пороках общества) -Что такое нравственность? Порок? Ответить на вопрос или продолжить фразу: - Сегодня на уроке я убедился… - Сегодня на уроке я задумался… - Какие нравственные заповеди оставил М.Е.Салтыков-Щедрин? Итоговый тест Ответить на вопрос или продолжить фразу: - Сегодня на уроке я убедился… - Сегодня на уроке я задумался… - Какие нравственные заповеди оставил М.Е.Салтыков-Щедрин? -Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете к следующему уроку. | Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный вопрос (отвечают на вопросы, обобщают) Учащиеся отвечают на вопрос, приводят доказательства Учащиеся записывают определение Выразительно читают и комментируют эпизод Учащиеся отвечают на вопрос Выступление по заданному вопросу Умение видеть текст, анализировать эпизод Ученики делают сообщения на заранее заданную тему, Повторяют движения Анализируют таблицу. Отвечают на вопросы, делают выводы Работают в парах Отвечают на вопросы, делают выводы Выполняют тест Отвечают на вопросы Записывают задание |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 7 классе МОУ «ООШ с. Петропавловка» Учитель Тарабрина О.Н.
Тема. Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина).
Тип урока – урок формирования и совершенствования навыков и умений.
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение), работа со словарём, справочниками.
Цели: - на основе языкового анализа сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию идейного содержания произведения; - расширить понятие «характеристика литературного героя»; помочь выявить нравственные законы, определяющие отношения главных героев; - определить традиции и новаторство в сказках писателя
Планируемые результаты:
Предметные УУД
Формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения.
Выявить ключевые идеи сказки, показать актуальность этих идей сегодня.
Метапредметные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; работать по предложенному учителем плану; развивать умение находить художественные средства в тексте.
Личностные УУД
Развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Познавательные УУД
Развивать умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД
Развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия.
Коммуникативные УУД
Развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Оборудование: карточки с заданиями для учащихся, презентация, видео (отрывок мультфильма «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
План урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация и целеполагание
3.Знакомство с новым материалом. Анализ произведения
4. Физминутка
5. Работа в группах.
6.Подведение итогов работы
7. Домашнее задание.
Настоящий писатель – это то же,
что древний пророк:
он видит яснее, чем обычные люди
А.П. Чехов
Конспект урока.
1. Организационный момент (Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку. Посмотрели друг на друга и на меня, подарили друг другу добрую улыбку. Примите мое пожелание: «Желаю всем нам удачной и плодотворной работы на уроке».
2. Мотивация и целеполагание.
- На прошлом уроке мы начали изучать творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.
- Что знаем по теме урока?
-прочитали сказку;
- знакомы с определением жанра «сказка»;
- знакомы с понятиями «сатира», эзопов язык», «гипербола»
- Что должны узнать?
-каковы особенности сказки «Повесть…»;
- охарактеризовать героев;
- какие приемы использовал автор, для того чтобы раскрыть характеры героев и показать жанровые особенности сказки;
- какие уроки может извлечь из сказки Салтыкова-Щедрина современный читатель
- Итак, тема урока: «Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с произведением замечательного русского писателя, который старался «не дать в обиду мужика». « Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!»
Но сначала мне бы хотелось узнать, насколько хорошо вы знаете текст сказки. Я предлагаю провести «Литературную дуэль». (Я читаю отрывок из произведения, а вы отвечаете: кому принадлежат слова или о ком идет речь. За правильный ответ получаете 1 балл)
1. «Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили их (генералов) на волю» (о генералах)
2. « Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же безграничное море» (генералы на необитаемом острове)
3. «Стали искать, где восток и где запад» (генералы пытаются что-нибудь найти на острове)
4. «Вчера … у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед» (генералы читают газету «Московские ведомости»)
5. «Мужик везде есть, стоит только поискать его» (генералы в поисках мужика)
6. «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал по десятку самых спелых яблоков» (мужик кормит генералов)
7. «Не дать ли и тунеядцу частичку?» (генералы о мужике)
8. «Не позволите ли теперь отдохнуть?» (мужик просит генералов)
-Молодцы, хорошо знаете текст «Повести…»
Знакомство с новым материалом
- Первые сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Повесть о том…», «Пропала совесть» были напечатаны в журнале «Отечественные записки» в 1869г. Книга включает 32 произведения и называется так: «Сказки для детей изрядного возраста». – Как вы понимаете выражение «для детей изрядного возраста»? (Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены взрослому читателю, так как автор ставит в них «взрослые», серьезные проблемы.)
-Какие же «взрослые» проблемы решает автор сказок? Вспомним то время, когда жил М.Е.Салтыков-Щедрин. Что вы можете рассказать об этой эпохе?
(1861г. - отмена крепостного права, эпоха реакции, ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина)
3. Работа с эпиграфом А.П.Чехова. (Запись эпиграфа в тетрадь) Как понимаете слова писателя? (Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю, значит, взрослым людям. В основе сказок Щедрина лежат особенности русского национального характера и жизненные обстоятельства героев. Создавались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.)
- Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические.
- Что такое сатира? (Сатира - острое и беспощадное обличение отрицательных явлений действительности)
- Смех - основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Работа с текстом. Сюжет и композиция сказки.
-Продолжим анализ «Повести…» Сейчас вы посмотрите отрывок из м/ф и после просмотра ответьте на вопросы:
1. Где начинается действие произведения?
2. Кто герои произведения?
(Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж. Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю.Норштейн) - 1.33)
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Где начинается действие произведения? (В Петербурге, на улице Подьяческой - подьячий - на Руси XVI - начала XVIII века помощник дьяка, канцелярист. Дьяк - должностное лицо в государственных учреждениях)
- Кто герои произведения? (Два генерала).
- Кто такой генерал? (Генерал - высокий военный чин).
- Имеется ли в сказке указание на то, как был получен чин генерала героями?
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал «Табель о рангах», поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.)
-Что вы можете сказать о жанре произведения?(Сочетание жанров сказки, повести, басни). Докажите.
-Какие элементы русской сказки встречаются в тексте?
(«Жили да были два генерала» - это типично сказочный зачин. Перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» - тоже из известной сказки о Емеле и волшебной щуке.)
-Какие события не вписываются в сказочный сюжет? (Реальные события-это эпос, а повесть - жанр эпоса)
(Причина, по которой произошло странное событие перемещения на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьёзны, и за это неожиданно для себя наказаны).
-Что роднит сказку с басней? (Аллегория, эзопов язык)
-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Вспомните, в каком еще произведении главный герой попадает на необитаемый остров и несколько лет проводит там в одиночестве?
(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо)
-Как ведет себя Робинзон на необитаемом острове? Какие качества характера проявляет?
(Робинзон не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал своё жилище уютным и безопасным.)
- Сказка, о которой мы сегодня говорим, написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Этот роман многократно издавался в России. В чем отличия ситуации романа и «Повести…»?
(В обоих случаях ситуация - борьба за выживание - одинакова, но поведение действующих лиц противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают).
- Как ведут себя генералы на необитаемом острове? (Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров).
-В изображении генералов автор использует новый для вас приём-гротеск. (Запись в тетради: Гротеск- изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Самой известной сценой стала сцена «остервенения» генералов) Выразительное чтение текста (стр.266, автор, 2 генерала)
-Чтобы отвлечься от разговоров от еды, генералы решили почитать найденную на острове газету. Как называлась газета? О чем писали в газете? (Весь номер газеты состоял из описания еды. Газетные статьи бессодержательны: ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Характерная деталь: заботливый «распорядитель» празднества следит, чтобы «все гости получили по куску». Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.)
Индивидуальное задание. (Жаржанова Д)
Задание:
1. Изучив текст произведения, составьте список всех блюд (включая напитки), упомянутых в произведении. Распределите их на две группы: что ели/пили генералы и что - мужик.
Генералы: кофе, сдобные булки; рябчики, индейки, поросята подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом; «шекснинска стерлядь золотая» , фазан, земляника; осётр, обложенный огурчиками и в пасти держащий кусок зелени; подливка разнообразная, уха из налима; бифштексы, спелые яблоки, суп, селедка
Мужик: мякинный хлеб, кислое яблоко
- Сделайте вывод о том, кто и как питался? Что хотел подчеркнуть автор этими деталями?
- Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике
-Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика.)
-Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?
(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется).
- Каким мы видим мужика? Что он умеет делать?
Физминутка. – Давайте попробуем повторить движения мужика.(Полез на дерево, нарвал яблок, покопался в земле, два куска дерева потер друг о дружку - извлек огонь, силком поймал рябчика)
- Почему мужик взял себе яблоко, да и то кислое? Для чего свил верёвочку, ведь он сильнее генералов? Как это его характеризует? (Автор, с одной стороны, восхищается способностями мужика, с другой – с горькой иронией указывает на его рабское поведение) Проверка схемы (д.з.) Какие же качества мужика вы отметили в схеме? (Покорность, отсутствие самоуважения, привычка к рабскому положению, трудолюбие)
- Итак, кто является главными героями сказки? Составьте сравнительную характеристику генералов и мужика (Работа в группах)
Сравнительно – сопоставительная характеристика генералов и мужика | ||||
Характеристика героев | Генералы | Мужик | ||
Внешний облик | В ночных рубашках, на шее по ордену | Громаднейший мужчина | ||
Отношение к труду | жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни | Трудолюбивый, ловкий, находчивый | ||
Умственные способности | «…ничего не понимали», слов никаких не знали | Догадливый, умный | ||
Отношение к другим людям | Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы | Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ |
Вывод. Кто из героев заслуживает уважения и почему?
- Долго ли, коротко ли, но генералы соскучились. И начали они нудить мужика - доставь да доставь их на Подьяческую. Перескажите развязку.
(Возвращение генералов в Петербург: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)
- В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Как эта традиция соблюдена в «Повести…»? (Генералы, разбогатев, вспомнили о своём спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Писатель, рассказывая о том, как наградили мужика, высмеивает генералов. Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «благодарность» с кем-то из слуг).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, которую ставит автор в этой сказке? (Рассказ о нравственных пороках общества)
-Что такое нравственность? Порок?
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила, нормы поведения.
Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства.
Общество – 1) совокупность людей, объединенных исторически
обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.
2) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
Вывод:
-Жизнь за счет народного труда превратила генералов в паразитов. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения и помещиков, и генералов и только к богу обращается за помощью.
-Какая же главная черта народа ? (Терпеливость)
-Кто из поэтов 19века тоже говорит об этой характерной черте русского народа? (Некрасов в стих «Железная дорога». Награда за труды: бочка вина)
- Есть ли в сказке Салтыкова-Щедрина положительные герои? (Нет. Он осуждает паразитическую жизнь генералов, но и в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждает чрезмерную покорность и неистощимое терпение)
- Сейчас нет крепостного права. Мы живем совершенно в другом мире. Может, сказки Салтыкова-Щедрина отправить на «пенсию»? Как вы думаете?
- Традиции сатирика Салтыкова-Щедрина продолжали и продолжают в своем творчестве писатели и поэты 19,20, 21в. (19в.: Ф.М.Достоевский, 20в.: М.А.Булгаков, В.С.Высоцкий, 21в: М.Жванецкий, М.Задорнов и др.)
Индивидуальное задание (Свистунова М.)
- Чтобы завершить наш урок, предлагаю выполнить тест. Проведем контроль знаний.
-Подведем итог нашей совместной деятельности.
Ответить на вопрос или продолжить фразу:
- Сегодня на уроке я убедился…
- Сегодня на уроке я задумался…
- Какие нравственные заповеди оставил М.Е.Салтыков-Щедрин?
Домашнее задание
-Как вы думаете, что случилось бы с генералами, если бы они не нашли мужика? С-Щ тоже подумал об этом и написал сказку «Дикий помещик», которую вы прочитаете к следующему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Тест по литературе по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Тест по произведению М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" проверяет у обучающихся знание содержания произведения. Тест состоит из 8-ми вопросов для первог...
Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....
Конспект урока литературы в 7 классе по произведению М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Тип урока: урок закрепления знаний.Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.Цели урокаобразовательные: рассмотреть ...
М.Е.Салтыков -Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Разработка урока литературы в 7 классе...
Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...