Эссе воспитателя
материал по литературе ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Я – воспитатель. Мне не очень нравится слово педагог, которое часто используют как синоним слова воспитатель – в этом слове звучат отголоски древнегреческого рабства. Хотя я и люблю Грецию, которой восторгалась при последнем посещении, но то, что этот термин происходит от приставленного к ребенку раба, вынужденного, в силу зависимости от хозяина, следить за ребенком, вызывает у меня какое-то отторжение.
Мне милее наше русское – воспитатель – поскольку оно ближе к тому, что я вкладываю в понимание своей деятельности. А именно: воспитатель – от древнего старославянского слова питать, т.е. насыщать, наполнять душу ребенка всем тем, что ему важно воспринять, когда он входит в большую жизнь.
По основной специальности я учитель биологии и химии, преподаватель со стажем, трудилась в разных учебных заведениях, и вот уже пару лет – молодой пенсионер, но продолжаю работать в Краснодарском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
В принципе, я могла бы уже и не работать, а заниматься, например, воспитанием своей внучки-непоседы – шестилетней Арины Платоновны – и мне бы вполне хватило эмоций и радости в общении с этой артисткой.
Но, почему-то я не могу оставить другую ребятню, собранную на маленьком пятачке огромной страны волею жестокого рока, а чаще – волею или безразличием и жестокостью людей, которые бездумно ввергают самое дорогое, что у нас есть, - наших детей, наше будущее - в бездну.
И, когда я думаю заняться, наконец, собой, передо мной возникают глаза этих детенышей, которых привозят к нам – испуганные, затравленные, часто просто немытые, а иногда и злые, обозленные на весь мир, такой жестокий по отношению к ним. Вот тогда у меня как-то само собой отпадает желание уйти на покой – это было бы равносильно предательству.
Потому что за годы работы в Центре в душе окрепло чувство сопричастности с этими детскими душами, чувство ответственности за их судьбы.
Да, можно было бы просто отрабатывать положенные часы, с холодной душой и исполнением своего функционала, как делаю некоторые, т.н. педагоги.
НО: «Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал Лис Маленькому принцу, когда тот пожаловался ему на капризную Розу.
Да, эти дети – не подарок, в смысле привычек, поведения, граничащего зачастую с преступлениями, и, возможно, по кому-то из них уже плачет колония, и достаточно росчерка пера, чтобы отправить туда маленькую мятущуюся душу.
НО: это наши дети, это мои дети, это маленькие существа, в которые я вкладываю свою душу, весь свой трудный жизненный опыт и – свою любовь.
Так вот, возвращаясь к моей основной специальности: как биолог, могу себе позволить провести некую параллель между маленьким ростком и ребячьей душой. И тому, и другому требуется тепло, добрые лучи солнышка, подпитка свежей водой и витаминками. Многого из этого нашим детям не хватало в прошлой жизни, а чего-то они и вовсе были лишены.
Поэтому я, как мать, как молодая бабушка, как воспитатель, вижу своей главной задачей – дать им то, чего этим юным Божиим созданиям не хватало раньше, без чего они не смогут выжить в нашем всё ещё безумном мире.
Конечно, приходится учить их порой простейшим вещам, тому же самообслуживанию, умению вести себя в обществе, соблюдать элементарные правила гигиены и человеческого общежития.
Но, прежде всего, я хочу дать им шанс обрести собственное Я, которое позволит им начать сначала свою уже трудную жизнь. Да, впереди их ждёт ещё немало испытаний, однако, я очень надеюсь, что наши с ними занятия, душевное общение, общие сопереживания не пройдут зря.
И тому, слава Богу, есть примеры: уже не раз ко мне приходили со словами благодарности наши бывшие повзрослевшие питомцы. Это такое счастье – видеть их серьёзными, состоявшимися людьми, нашедшими себя в жизни! А что ещё надо воспитателю?..
Лет 250 назад Императрица Екатерина Великая наряду со своими большими государственными делами не забыла и о детях, остающихся без попечения родителей, и учредила т.н. «Воспитательный дом» - благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для «приёма и призрения подкидышей и бесприютных детей».
Так вот, на фронтоне центрального здания этого Дома – а это был Дворец графа Разумовского в Санкт-Петербурге – был изображён пеликан, который, по древней легенде, разрывал своё сердце, чтобы прокормить птенцов. А позже эта птица, жертвующая собой ради детёнышей, стала эмблемой всех воспитателей России и помещалась на мундирные пуговицы учителей как напоминание о великой миссии человека, взявшего на себя ответственность за воспитание молодого поколения.
Будь моя воля, я бы сегодня возродила эту замечательную традицию: пусть бы она взывала к уму и сердцу каждого, кто вступил на эту стезю – от министра до рядового воспитателя. И, конечно, этот пеликан, жертвующий собой, как Христос на Голгофе, должен быть на фронтоне здания нашего Центра и других воспитательных учреждений страны.
Потому что нам всем предстоит ещё очень много сделать, чтобы спасти наших детей, чтобы дать им путёвку в жизнь, чтобы их не смели жестокие вихри слепого рока, либо человеческой жестокости в виде тех же прозападных ювенальных технологий или насаждаемых нам извне извращений, отрицающих нормальную семью и саму природу человека.
А ведь это, по большому счёту, уже государственная задача, поэтому мы, воспитатели, вправе рассчитывать на поддержку – ведь мы в какой-то мере формируем будущее нашей страны, великой России.
Наши дети достойны лучшего. И разве не радостно нам всем видеть их светлые лица, слышать их искрящийся смех, чувствовать биение их добрых сердечек в ответ на нашу любовь. Ради этого стоит жить, стоит трудиться, радоваться вместе с ними и - возрастать вместе с ними духовно!
Неслучайно девизом нашего выдающегося земляка, поэта, воспитателя, основателя многих школ и храмов на Кубани, замечательного Кубанского казачьего хора, войскового священника Черноморского казачьего войска, протоиерея Кирилла Россинского было древнее латинское выражение, несущее в себе образ неугасимой свечи: «Aliis inserviendo consumor» - «Расточая себя - свечу другим».
Вот такова она, радостная и светлая судьба воспитателя, человека, питающего наше детство и - наше будущее!
А вы говорите – пенсия… Какая там пенсия!
Да мне не до пенсии сейчас – у меня сегодня очень интересное занятие с моими артистами!
Всё, бегу – дети ждут…
Воспитатель ГКУ СОКК
«Краснодарский СРЦН»
Л.С. Соловьёва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"
Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель». Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» . Когда меркнут дне...
Эссе: "Воспитатель будущего -кто он?"
Кто такой воспитатель......
Эссе воспитател детского дома
Эссе на тему:" Каждому ребенку нужны признание и любовь, к такому, какой он есть»...
Эссе воспитателя школы - интернат
«ЧЕЛОВЕК, ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ДЕТЕЙ, ДОЛЖЕН ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ ИХ, ТОГДА И ОН, И ОНИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ» С.В.ОБРАЗЦОВ...
эссе воспитателя
laquo;Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу, то счастье само вас отыщет».К. Д. Ушинский...
Эссе воспитателя МБДОУ № 45 г.Якутск «Земляничка» Барчаховой Анны Михайловны «Портрет педагога ДОО: вчера и сегодня»
Современный воспитатель, какой он?...
Эссе "Воспитатель - моё призвание"
laquo;Воспитатель - сколько надо любви и огня,Чтобы слушали, чтобы верили,Чтобы помнили дети тебя!»...