Учебная программа по литературе НПО
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему

Симонова Наталья Витальевна

Рабочая программа по литературе для НПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planir._literatura_2016_god.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования

«Вятский электромашиностроительный техникум»

             

           

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.02 литература

технический

общеобразовательный цикл базовый уровень

 

                                           

г.Киров

                                                              2015 г.

          Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по литературе

Организация разработчик: КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»

Разработчик:

Волегова О.Н, Симонова Н.В.– преподаватели русского языка и литературы  КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум»

                             

Рассмотрено на заседании ПЦК                                      

                                                 Протокол № 1 от «___ »_________2015г

                 Председатель ПЦК Сизова Л.А.


                                                СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                           «Литература»

1.1.  Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям среднего профессионального образования:

15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)  

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудова-

                  ния (по отраслям)

15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

     15 .01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Программа учебной дисциплины может быть использована при изучении русского  языка в учреждениях СПО, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования для подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения   дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   290 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  196 часов;

самостоятельной работы обучающегося  94  часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

290

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

196

в том числе:

     практические занятия

Не предусмотрены

     контрольные работы

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

94

в том числе:

     работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме;

    работа с критической литературой (составление конспекта статьи);

    работа со справочной литературой по теме;

    подготовка презентации по теме;

    составление кроссворда по жизни и творчеству писателя;

    самостоятельное прочтение художественных произведений;

    заучивание наизусть стихотворений.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Литература»

Наименование разделов и тем

       Содержание учебного материала, контрольные работы и

практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала 

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме «Творческий и революционный путь Чернышевского Н.Г. и Добролюбова Н.А.»

2

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века

12

Тема 1.1. Обзор русской литературы первой половины ХIХ века

Содержание учебного материала

 Обзор культуры. Литературная борьба.

 Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

1

Тема 1.2. А.С. Пушкин. Основные мотивы и темы лирики.

Содержание учебного материала

Изучение жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, определение основных тем и мотивов лирики.

2

2

Исследование философского начала в ранней лирике: мотивов свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимых противоречий героев южных поэм Пушкина. Наблюдения над эволюцией романтического героя. Определение отношения автора к герою.

2

Рассмотрение гражданских, политических и  патриотических мотивов лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

2

Изучение темы поэта и поэзии. Определение новаторства Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

2

Анализ лирики любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

2

 Рассмотрение философской лирики. Размышления поэта о вечных вопросах  бытия, постижение  тайны мироздания.

2

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!»,«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»,«Осень»,«Бесы»,«Когда по улицам задумчив я брожу…».

 Самостоятельная работа обучающихся:

 Заучивание наизусть стихотворений «Сожженное письмо» или «Я вас любил».

Самостоятельное прочтение романа «Евгений Онегин»

2

Тема 1.3. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».

Содержание учебного материала

Изучение поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Рассмотрение проблемы личности и государства в поэме: образ стихии, образ Евгения и проблема индивидуального бунта, образ Петра. Определение своеобразия жанра и композиции  произведения. Наблюдения над развитием реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

2

2

  Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Пушкине».,

2

Тема 1.4. М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М.Ю.Лермонтова. Характеристика творчества. Определение этапов творчества.

Рассмотрение основных мотивов лирики.

2

2

Тема 1.5. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова.

Содержание учебного материала

Формирование знаний о поэтическом мире М.Ю.Лермонтова: мотивах одиночества; высоком предназначении личности и ее реальном бессилии (сквозная тема  лирики Лермонтова); обреченности человека; утверждении героического типа личности; любви к Родине, народу, природе; интимной лирике; поэте и обществе.

2

2

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина»,«Пророк»,«Она не гордой красотой»,«К портрету»,«Силуэт»,«Мой Демон»,«Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…»,«Памяти А. И. Одоевского»,«Желание». Поэма «Демон».

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с критической литературой  (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Лермонтове».

1

2.Самостоятельное прочтение пьесы «Маскарад», «Герой нашего времени»

2

3.3.Работа со справочной литературой по теме «Развитие понятия о романтизме».

1

Тема 1.6. Н.В. Гоголь «Петербургские повести» («Портрет»).

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Н.В. Гоголя.

Анализ цикла «Петербургские повести»: «Портрет». Рассмотрение композиции, сюжета, героев, идейного замысла.

2

2

Определение мотивов личного и социального разочарования, приемов комического в повести, авторской позиции.

Оценка значения творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

 Самостоятельная работа обучающихся:

 Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме  «Романтизм и реализм» или с критической литературой  (подготовка доклада) по теме «В. Г.Белинский о Гоголе».

Самостоятельное прочтение поэмы «Мёртвые души»

1

Раздел 2.  Русская литература второй половины XIX века.

80

Тема 2.1. Культурно-историческое

развитие России середины XIX века

Содержание учебного материала

Формирование представлений о культурно-историческом развитии России середины XIX века; отражении его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

1

Тема 2.2. А.Н. Островский.

Социально-культурная новизна драматургии.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.Н.Островского. Определение социально-культурной новизны драматургии.

1

2

Оценка театрально-сценического открытия А. Н. Островского. Формирование знаний об А. Н. Островском – создателе русского театра XIX века. Исследование новизны поэтики Островского. Изучение типов деловых людей в пьесах А. Н. Островского, определение природы комического, особенностей языка, авторского отношения к героям, непреходящего значения созданных драматургом характеров.

Тема 2.3.Пьеса А.Н.Островского «Гроза».

Содержание учебного материала

Анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза». Определение самобытности замысла, оригинальности основного характера, силы трагической развязки в судьбе героев драмы; позиции автора и его идеала; роли персонажей второго ряда в пьесе; символики грозы.

5

2

Практические занятия:

Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

1

Контрольная работа:

Написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с критической литературой (подготовка доклада) по теме «Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

1

2. Работа с критической литературой (составление конспекта статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»).

1

3. Самостоятельное прочтение пьесы «Бесприданница».

2

Тема 2. 4. И.А. Гончаров «Обломов».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии И.А. Гончарова.

Обзорное изучение романа И.А. Гончарова «Обломов». Рассмотрение творческой истории романа И.А.Гончарова «Обломов», сна Ильи Ильича как художественно-философского центра романа. Анализ образа Обломова, противоречивости его характера. Сопоставление Обломова и Штольца.  Определение прошлого и будущего России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Сопоставление Ольги Ильинской – Агафьи Пшеницыной). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Критическая оценка романа «Обломов» (Н. Добролюбов, Д. Писарев, И. Анненский и др.). 

3

2

Практические занятия:

Сопоставительный анализ образов Обломова и Штольца.  

1

Тема 2.5. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии И.С. Тургенева.

5

2

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Формирование знаний о временном и всечеловеческом смысле названия и основном конфликте романа «Отцы и дети», об особенностях композиции романа.

2

Рассмотрение Базарова в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

2

Определение нравственной проблематики романа и ее общечеловеческого значения. Значение темы любви в романе. Анализ образа Базарова.

2

Определение значения заключительных сцен романа, своеобразия художественной манеры Тургенева-романиста, авторской позиции в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович)

Практические занятия: 

1.Анализ образа Базарова.

1

2.Работа по выявлению особенностей поэтики Тургенева, оценке роли пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

1

3.Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Контрольная работа:

Написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». 

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с критической литературой (составление конспекта статьи Д. Писарева «Базаров»)

1

2.Самостоятельное прочтение стихотворений в прозе, романов «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо».

     4

Тема 2.6. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Ф.И. Тютчева.

Рассмотрение философичности как основы лирики поэта. Определение символичности образов поэзии Тютчева. Формирование знаний об общественно-политической лирике, тютчевском виде-нии России и ее будущего, о лирике любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. 

1

2

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

1

Тема 2.7. А.А.Фет. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.А.Фета.

Определение связи творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Рассмотрение поэзии как выражения идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Оценка гармоничности и мелодичности лирики Фета, лирического героя его поэзии. 

1

2

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

1

2. Работа с дополнительной литературой (подготовка доклада) по теме  «Жизнь и творчество А.А.Фета или Ф.И.Тютчева».

1

Тема 2.8. А.К. Толстой. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.К.Толстого.

1

2

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...». 

Самостоятельная работа обучающихся:

Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

1

Тема 2.9. Н.А.Некрасов. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Н.А.Некрасова.

Определение гражданского пафоса лирики, своеобразия лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Исследование жанрового своеобразия лирики Некрасова. Определение народной поэзии как источника своеобразия поэзии Некрасова. Выявление разнообразия интонаций. Наблюдения над поэтичностью языка. Изучение интимной лирики.

1

2

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Заучивание наизусть стихотворения Н.А.Некрасова «Элегия».

1

Тема 2.10. Н.А.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Содержание учебного материала

Анализ поэмы  Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Знакомство с замыслом поэмы, жанром, композицией, сюжетом.

2

2

Рассмотрение многообразия крестьянских типов, образа женщины в поэме. Обсуждение проблемы счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

Выявление нравственной проблематики поэмы, авторской позиции.

Определение роли образа «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

Формирование знаний о поэме Некрасова как энциклопедии крестьянской жизни середины XIX века.

Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман

3

Практические занятия:

1.Работа по исследованию особенностей стиля (сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами), своеобразия языка.

1

2.Подготовка к сочинению по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

Контрольная работа:

Написание сочинения по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссворда по творчеству Н.А.Некрасова. Наизусть отрывок из поэмы.(по выбору )

2

Тема 2.11. Н.С. Лесков «Очарованный странник».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Н.С. Лескова.

Анализ повести «Очарованный странник». Определение особенностей сюжета повести. Рассмотрение темы дороги и изображения этапов духовного пути личности (смысла странствий главного героя). Концепция народного характера. Анализ образа Ивана Флягина. Обсуждение темы трагической судьбы талантливого русского человека. Определение смысла названия повести, особенностей повествовательной манеры Н.С. Лескова. 

2

2

Тема 2.12. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».

   Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Знакомство со своеобразием типизации Салтыкова-Щедрина. Рассмотрение объектов сатиры и сатирических приемов, гиперболы и гротеска как способов изображения действительности. Определение своеобразия писательской манеры, роли Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

2

2

Обзорное изучение «Истории одного города»: (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальников», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение»). Определение тематики и проблематики произведения. Обсуждение проблемы совести и нравственного возрождения человека.

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение сказки «Премудрый пескарь».

1

Тема 2.13. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Ф.М. Достоевского.

Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выявление своеобразия жанра. Отражение русской действительности в романе.

5

2

Обсуждение социальной и нравственно-философской проблематики, теории «сильной личности» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 Оценка теории «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Исследование драматичности характера и судьбы Родиона Раскольникова, тайн внутреннего мира человека: готовности к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Рассмотрение символических образов в романе.

 Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.). 

Практические занятия: 

1.Определение роли пейзажа, своеобразия воплощения авторской позиции в романе.

1

2.Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Контрольная работа № 4

Написание сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с критической литературой (составление конспекта статьи  Н.Страхова о романах Ф.М.Достоевского).

2

2.Самостоятельное прочтение романа «Идиот».

3

Тема 2.14. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Содержание учебного материала 

Изучение жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого, духовных исканий писателя.

1

2

Тема 2.15. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Содержание учебного материала 

Анализ романа-эпопеи «Война и мир». Рассмотрение жанрового своеобразия романа, особенностей композиционной структуры, использования художественных принципов Толстого в изображении русской действительности

( следование правде, психологизм, «диалектика души»). Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Определение символического значения «войны» и «мира».

9

2

Изучение духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Выражение в произведении авторского идеала семьи.

Реализация «мысли народной» в романе. Определение значения образа Платона Каратаева.

Анализ картин войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.

Обсуждение проблемы народа и личности.  Сопоставление Кутузова и Наполеона. Развенчание идеи «наполеонизма».

Изображение Толстым светского общества.


Практические занятия:

1.Составление схем «Жизненные искания Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

2.Сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона.

1

3.Сопоставительный анализ женских образов романа.

1

4. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

 Контрольная работа №5

Написание сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

2

Тема 2.16. Творчество Л.Н.Толстого в мировой литературе.

Содержание учебного материала 

Формирование знаний об идейных исканиях Толстого. Знакомство с творчеством позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

2

2

 Оценка мирового значения творчества Л. Толстого. Определение места творчества Л. Толстого в культуре XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее. 

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составление кроссворда по жизни и творчеству Л.Н.Толстого.

1

 2.Самостоятельное прочтение романа «Воскресение».

3

Тема 2.17. А.П.Чехов. Рассказы.

Содержание учебного материала 

 Изучение сведений из биографии А.П.Чехова.

 Периодизация творчества Чехова.

 Определение своеобразия и всепроникающей силы чеховского творчества.

2

2

Подтверждение художественного совершенства рассказов А. П. Чехова. Определение новаторства Чехова. Анализ юмористических рассказов. Выявление пародийности ранних рассказов. Новаторство Чехова  в поисках жанровых форм. Знакомство с новым типом рассказа.

2

 Анализ рассказов А.П.Чехова: «Студент», «Дома»*,«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой»*, «Палата № 6», «Дом с мезонином».

3

Работа в журналах. Чехов – репортер.

1

Практические занятия:

Сопоставительный анализ героев рассказов А.П.Чехова.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение рассказа А.П.Чехова «Ионыч».

1

Тема 2.18. Драматургия А.П.Чехова.  

Содержание учебного материала 

Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества.

1

1

 «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.

Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Тема 2.19. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад».

Содержание учебного материала 

 Изучение комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». Определение своеобразия    жанра.

4

2

 Изображение дворянства в пьесе «Вишневый сад». Жизненная бесполезность героев.

 Дискуссия о Лопахине («Новый хозяин?»).

 Изображение новых хозяев жизни (Образы Пети Трофимова и Ани).

Практические занятия:

 Подготовка к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

1

 Контрольная работа №6

 Написание сочинения по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

2

Раздел 3. Зарубежная литература.

Тема 3.1. О.Бальзак

«Гобсек»

Содержание учебного материала 

Знакомство с творчеством зарубежных писателей:

В. Шекспир, О. Бальзак,  Г. Флобер.

Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

  1. В. Шекспир «Гамлет».
  2. О. Бальзак «Гобсек».
  3. Г. Флобер «Саламбо».
  4. Творчество поэтов-импрессионистов (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

2

80

Литература XX века.

24

Введение

Содержание учебного материала

 Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

2

1

 Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации на темы:

1. «Живопись» на рубеже XIX и XX веков.

2. «Музыка» на рубеже XIX и XX веков.

3. «Театр» на рубеже XIX и XX веков.

4. «Хореография» на рубеже XIX и XX веков.

3

Раздел 4. Русская литература на рубеже веков.

6

Тема 4.1. И.А. Бунин. Лирика.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии И.А. Бунина.

2

2

Определение философичности лирики Бунина.

2

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

3

Тема 4.2. И.А. Бунин. Рассказы.

Содержание учебного материала

Анализ рассказов И.А.Бунина: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». 

Изображение тонкости восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

2

3

Осуждение бездуховности существования.

Изображение «мгновения» жизни.

Сопоставление реалистического и символического в прозе и поэзии.

Определение роли слова, подробности, детали в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина.

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение рассказов И.А.Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Господин из Сан – Франциско».

2

Тема 4.3.А.И. Куприн «Гранатовый браслет».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.И. Куприна.

Анализ повести «Гранатовый браслет». Рассмотрение смысла названия повести, спора о сильной, бескорыстной любви, темы неравенства в повести. Определение трагичности смысла произведения. Сопоставление символического и реалистического в творчестве Куприна. 

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение повести А.И. Куприна «Олеся».

2

Раздел 5.Поэзия и проза начала XXвека.

16

Тема 5.1. Обзор поэзии к.XIX-н.XX вв.

Содержание учебного материала

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

5

2

Изучение поэзии «серебряного века».

Общая характеристика творчества поэтов: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин и др. Выразительное чтение и анализ стихотворений не менее трех авторов по выбору уч-ся.

Обсуждение проблемы традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Рассмотрение форм ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

 Рассмотрение Серебряного века как своеобразного «русского ренессанса».

Формирование знаний о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме. Изучение творчества поэтов, творивших вне литературных течений.

 Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

 «Поэзия «серебряного века» (по выбору студента).        

2

Тема 5.2. М. Горький. Ранние рассказы.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М. Горького. 

Анализ ранних рассказов М. Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Отражение правды жизни. Выделение типов персонажей в романтических рассказах писателя. Исследование тематики и проблематики романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Определение авторской позиции и способа ее воплощения.

2

2

 Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение рассказов М.Горького.

2

Тема 5.3. М. Горький. Пьеса «На дне».

Содержание учебного материала

Изучение пьесы М.Горького «На дне».

Изображение правды жизни в пьесе и  определение ее философского смысла. Изображение героев пьесы.

2

2

Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.

 Горький – романист.

Критики о Горьком*. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

Теория литературы: развитие понятия о драме.

1

 Практические занятия:

1.Анализ спора о назначении человека в пьесе М.Горького «На дне». Определение авторской позиции и способов ее выражения.

2

2.Подготовка к сочинению по пьесе М.Горького «На дне»

1

  Контрольная работа:

  Написание сочинения по пьесе М.Горького «На дне». 

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с критической литературой (составление конспекта статьи М.Горького «Неопубликованные письма»).

2

Тема 5.4. А.А.Блок. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Сведения из биографии А.А.Блока.

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

1

1

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А.Блока: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикла «Кармен». «Скифы».

1

Тема 5.5. А.А.Блок «Двенадцать».

Содержание учебного материала

Изучение поэмы А.А.Блока «Двенадцать». Определение сложности восприятия Блоком социального характера революции. Рассмотрение сюжета поэмы и ее героев. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначности финала, образа Христа в поэме. Исследование композиции, лексики, ритмики, интонационного разнообразия поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. 

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение драматургических произведений  и поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад».

1

118

Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор).

14

Тема 6.1 Литературный процесс 20-х годов.

Содержание учебного материала

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.).  Политика партии в области литературы в 20-е годы.

1

1

Тема 6.2. Поэзия 20-х годов.

Содержание учебного материала

Выражение темы  России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.).

1

1

1

2

Знакомство с крестьянской поэзией 20-х годов. Отражение беспокойства за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова, П.Васильева.

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников, А.Крученых, поэты-обериуты). 

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

 «Поэзия 20-х годов» (по выбору студента).

2

Тема 6.3. Проза 20-х годов.

Содержание учебного материала

Анализ разнообразия идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Конармия» И.Бабеля, «Голый год» Б.Пильняка, «Россия, кровью умытая А.Веселого и др.). Изображение гражданской войны в литературе русского Зарубежья (Р.Гуль, П.Краснов, А.Деникин).

2

2

Отражение поисков нового героя эпохи («Чапаев» Д.Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Аэлита» А.Толстого).

Изображение интеллигенции и революции в литературе 20-х годов («Города и годы» К.Федина, «Хождение по мукам» А.Толстого, «В тупике» В.Вересаева, поэма «1905 год» Б.Пастернака).

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е.Замятина, «Чевенгур» А.Платонова). 

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

«Проза 20-х годов» (по выбору студента).

2

Тема 6.4. Публицистика. Сатира.

Содержание учебного материала

Формирование представлений об альтернативной публицистике 20-х годов («Грядущие перспективы» М.Булгакова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Письма Луначарскому» В.Короленко, «Окаянные дни» И.Бунина и др.).

Знакомство с объектами сатирического изображения в прозе 20-х годов (на примере творчества М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, А.Аверченко и др.).

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

1.«Публицистика 20-х годов» (по выбору студента).

2.« Сатира 20-х годов» (по выбору студента).

2

Тема 6.5. В.В.Маяковский. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии В.В.Маяковского.

Рассмотрение основных мотивов лирики В.В.Маяковского. Определение поэтической новизны ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.

Анализ социально-политической лирики Маяковского.

1

2

Представление темы несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

Отражение характера и личности, проблем духовной жизни автора в стихах о любви.

Формирование знаний о сатире Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

1

1

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».

На 1 курсе 128 часов(с.р. 59 ч.)

1

Тема 6.6. С.А.Есенин. Лирика.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии С.А.Есенина.

Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

1

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

1

 Самостоятельная работа обучающихся:

1. Самостоятельное прочтение поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина».

2

2. Заучивание наизусть одного из стихотворений автора (по выбору уч-ся).

1

Тема 6.7. Художественное своеобразие творчества С.А.Есенина.

Содержание учебного материала

Формирование знаний о художественном своеобразии творчества Есенина: глубоком лиризме, необычайной образности, зрительности впечатлений, цветописи, принципе пейзажной живописи, народно-песенной основе стихов.

Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

1

Раздел 7. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

22

Тема 7.1 Литературный процесс 30-х- 40-х годов.

Содержание учебного материала

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Рассмотрение единства и многообразия русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Значение Первого съезда советских писателей. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

1

2

Тема 7.2 Отражение индустриализации и коллективизации в лите-ратуре 30-х – 40-х годов.

Содержание учебного материала

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в твор-честве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В.С. Виш-невского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

1

2

Тема 7.3 Тема исторического прошлого нашей Родины.

Содержание учебного материала

Изображение интеллигенции и революции в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Отражение исторической темы в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

1

2

Тема 7.4. Сатира 30-х-40-х годов.

Содержание учебного материала

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

1

2

Тема 7.5. М.И.Цветаева. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М.И.Цветаевой.

Определение основных тем творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

2

2

Рассмотрение поэзии как напряженного монолога-исповеди. Использование фольклорных и литературных образов и мотивов в лирике Цветаевой.

2

Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др.

1

Тема 7.6 О.Э. Мандельштам. Стихотворения.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии О.Э. Мандельштама.

Противостояние поэта веку-волкодаву. Поиски духовных опор в искусстве и природе. 

2

2

Рассмотрение петербургских мотивов в поэзии О. Мандельштама.

Формирование знаний о теории поэтического слова О. Мандельштама.

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

Тема 7.7. А.П. Платонов. Повести.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.П. Платонова.

Наблюдения над поисками положительного героя писателем. Отражение единства нравственного и эстетического. Рассмотрение труда как основы нравственности человека. Изучение принципов создания характеров.

2

2

Анализ социально-философского содержания творчества Платонова, своеобразия художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Отражение традиций русской сатиры в творчестве писателя. 

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение повестей А.П. Платонова.

1

Тема 7.8. И.Э. Бабель. Рассказы.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии И.Э. Бабеля.

Анализ рассказов И.Э. Бабеля: «Мой первый гусь», «Соль». Рассмотрение проблематики и особенностей поэтики прозы Бабеля. Сопоставление трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

1

2

Тема 7.9. И.Э. Бабель  «Конармия».

Содержание учебного материала

Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

1

2

Тема 7.10. М.А.Булгаков «Белая гвардия».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М.А. Булгакова.

Анализ романа  М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Рассмотрение судьбы людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Определение отношения автора к героям романа.

2

2

Честь – лейтмотив произведения.

1

Обсуждение темы дома как основы миропорядка. Сопоставление женских образов, представленных на страницах романа.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение романа «Мастер и Маргарита».

3

Тема 7.11. М.А.Булгаков «Дни Турбиных».

Содержание учебного материала

Знакомство со сценической жизнью пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Определение традиций русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве Булгакова, своеобразия писательской манеры.

1

2

Тема 7.12. М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии М.А. Шолохова.

Обзорное изучение романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Формирование знаний о романе-эпопее «Тихий Дон» как о произведении, изображающем судьбы русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Определение своеобразия жанра, особенностей композиции.

4

2

Рассмотрение столкновения старого и нового мира в романе. Выявление мастерства психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

Анализ образа Григория Мелехова. Изображение трагедии человека из народа в поворотный момент истории, определение ее смысла и значения.

Изображение любви на страницах романа.

Определение многоплановости повествования, традиций Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова, своеобразия художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. 

Практические занятия:

Сопоставительный анализ женских судеб (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»).

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение романа «Поднятая целина» и сборника «Донские рассказы».

3

Раздел  8. Литература русского Зарубежья

Содержание учебного материала

Русское литературное зарубежье 40-90-х годов (обзор).                                                                                                                                         Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство.

     2

2

Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

20

Тема 9.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

Содержание учебного материала

Живопись А. Дайнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. 

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Песни Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

1

Тема 9.2. Военная поэзия.

Содержание учебного материала

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю Друнина, М. Джалиль и др. 

4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Патриотическая поэзия Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

1

Тема 9.3. Проза и драматургия.

Содержание учебного материала

Формирование представлений о публицистике военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева.

6

1

Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. 

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

3

Тема 9.4. Произведения первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала

Изучение произведений первых послевоенных лет. Обсуждение проблем человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил (По произведениям Э. Казакевича, В Некрасова  («В окопах Сталинграда»), А. Бека, В. Ажаева и др.).

2

2

Тема 9.5. А.А. Ахматова. Лирика.

Содержание учебного материала

Изучение жизненного и творческого пути А. А. Ахматовой, определение основных тем и мотивов лирики.

Анализ ранней лирики А. А. Ахматовой (глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога), тематики и тональности лирики периода первой мировой войны (судьба страны и народа).

Рассмотрение личной и общественной тем в стихах революционных и первых послереволюционных лет; темы любви к родной земле, к Родине, к России; пушкинской темы в творчестве Ахматовой; темы любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет; темы поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

 Наблюдения над своеобразием лирики Ахматовой.

1

2

Практические занятия:

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Ахматовой: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был» и др.

1

Тема 9.6. А.А. Ахматова «Реквием».

Содержание учебного материала

Формирование представлений о поэме А.А. Ахматовой «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини поэтессы.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии, поэтическое мастерство.

1

1

Тема 9.7. Б.Л. Пастернак. Лирика.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Б.Л. Пастернака.

Наблюдения над эстетическими поисками и экспериментами в ранней лирике. Определение философской направленности лирики. Выделение темы пути как ведущей в поэзии Пастернака.

1

2

Особенности поэтического восприятия. Простота и легкой поэтической лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. 

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь» и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

3

Тема 9.8. А.Т.Твардовский. Лирика.

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии Б.Л. Пастернака.

Наблюдения над эстетическими поисками и экспериментами в ранней лирике. Определение философской направленности лирики. Выделение темы пути как ведущей в поэзии Пастернака.

1

2

Определение художественного своеобразия творчества А.Т.Твардовского.

Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Вся суть в одном-единственном завете», Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война» и др.

 Контрольная работа:

Написание сочинения по творчеству М.Булгакова, М.Шолохова, Б.Пастернака и А.Твардовского.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение стихотворений и поэм А.Т.Твардовского.

1

Раздел 10. Литература 50-80-х годов (обзор).

16

Тема 10.1. Изменения в общественной и культурной жизни страны.

Содержание учебного материала

Смерть И.В. Сталина. ХХ съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

1

1

Тема 10.2. Поэзия 60-х годов.

Содержание учебного материала

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадулиной, Е. Винокурова, Р. Рожденственского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, С. Наровчатова, Д. Самойлова, Л Мартынова, Е. Ви-нокурова, Н. Старшинова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др.

Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А. Твардовского.

1

1

2

Изучение авторской песни. Оценка ее места в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Определение значения творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра творческой песни. 

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по теме: «Поэзия 60-х годов» (по выбору уч-ся).

2

Тема10.3. Проза. Драматургия.

Содержание учебного материала

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым…» и др.

1

2

Тема 10.3.1. Новое осмысление проблемы человека на войне.

Содержание учебного материала

Анализ романов Ю. Бондарева «Горячий снег», В. Богомолова «Момент истины» и др. Определение роли произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

2

Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстре-мальной ситуации в произведениях В. Быкова «Сотников», Б. Окуджава «Будь здоров, школяр»,  др. 

1

2

В. Кондратьева «Сашка».

1

Тема 10.3.2. «Городская проза».Очерк жизни и творчества Ю. Трифонова.

Содержание учебного материала

Определение тематики, нравственной проблематики, художественных особенностей произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

2

2

Тема 10.3.3. «Деревенская проза».В .Шукшин. Рассказы.

Содержание учебного материала

Изображение жизни советской деревни: глубины, цельности духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Куприна, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

2

2

2

2

Содержание учебного материала 

Изучение сведений из биографии В.М. Шукшина.

Рассмотрение изображения жизни русской деревни (глубина и цельность духовного мира русского человека) в рассказах В.М. Шукшина: «Чудик», «Классный водитель», «Алеша Бесконвойный», «Верую!», «Миль пардон, мадам!» и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Тема 10.3.4. Драматургия.

А. Вампилов «Старший сын»

Содержание учебного материала

Исследование нравственной проблематики пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбуозва «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др. 

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (подготовка докладов и рефератов) по темам:

1.Социально – психологические драмы А. Арбузова.

2.Театр А. Вампилова.

2

Тема10.4. А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Содержание учебного материала

Изучение сведений из биографии А.И. Солженицына.

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Выражение нового подхода к изображению прошлого. Обсуждение проблемы ответственности поколений. Наблюдения над размышлениями писателя о возможных путях развития человечества в повести.

1

2

 Исследование мастерства А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. 

Самостоятельная работа обучающихся:

Самостоятельное прочтение романа А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг».

4

2

2

Тема 10.5. Н.М. Рубцов. Лирика.

Содержание учебного материала 

Изучение сведений из биографии Н.М. Рубцова.

Анализ темы родины в лирике поэта (острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы). Гармония человека и природы.

Выразительное чтение и анализ стихотворений Н.М. Рубцова: «Звезда полей», «Видение на холме», «Русский огонек», «Журавли», «Вечерний звон» и др.

1

 

Контрольная работа:

Написание сочинения по произведениям А.Солженицына, В.Шукшина, Н.Рубцова.

2

Раздел 11. Русская литература последних лет.

Содержание учебного материала 

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Участие в спорах о путях развития культуры. Определение позиции современных журналов.

1

2

 Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации творчества писателей последних лет.

2

Раздел 12. Зарубежная литература.

Содержание учебного материала 

Знакомство с творчеством зарубежных писателей: И.-В. Гете,

Э. Хемингуэй, Э.-М. Ремарк, Г. Маркес, П. Коэльо.  

      1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов) по темам:

1. И.-В. Гете «Фауст».

2. Э. Хемингуэй «Старик и море».

3. Э.-М. Ремарк «Три товарища».

4. Г. Маркес «Сто лет одиночества».

5. П. Коэльо «Алхимик».

2

Раздел 13. Произведения для бесед по современной литературе.

Дифференцированный зачет.

Содержание учебного материала 

Беседа по произведениям современной литературы:

А.Арбузов «Годы странствий»,

В. Розов «В поисках радости»,

А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»,

В. Ерофеев «Москва – Петушки» и других авторов. 

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой (выполнение докладов и рефератов) по теме: «Произведения современной литературы» (по выбору уч-ся).

3

1

Всего:

128+68

196.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;

-портреты писателей.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- аудиокниги (И.С. Тургенев «Отцы и дети» (аудиоспектакль); А.П. Чехов «Вишневый сад»; И.А. Гончаров «Обломов»);

- видеодиски (Классики русской литературы; Писатели России; «Отечества достойный сын» (Н.А. Некрасов); Писатели Серебряного века; Сергей Есенин; «Жизнь в борьбе» (М. Горький);

- комплекты цветных диапозитивов с методическими комментариями и электронным приложением (М. Булгаков. Творческий портрет; И.А. Бунин. Творческий портрет; Герои Ф.М. Достоевского в иллюстрациях художников; Герои романа «Война и мир» в иллюстрациях);

- альбомы раздаточного изобразительного материала с электронным приложением (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой);

- альбомы демонстрационного материала с электронным приложением (Ф.М. Достоевский, поэты Серебряного века, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, А.А. Блок).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература

Основные источники:

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Дополнительные источники:

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

Интернет-ресурсы:

1. http://feb-web.ru/ (электронная библиотека)

2. http://www.rvb.ru/ (русская виртуальная библиотека)

3. http://www.pushkinskijdom.ru/ (сайт содержит список изданий литератур)

4. http://teneta.rinet.ru/rus/ee/egorova-lp_chekalov-pk_historia_russkoi_literatury.html(список литературы)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

 образная природа словесного искусства;

Практические занятия;

содержание изученных литературных произведений;

Комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы; тестирование; проверочная работа; выборочный пересказ; художественный пересказ;

 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

Тестирование; индивидуальные задания;

 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Письменная работа в форме реферата; практические занятия;

основные теоретико-литературные понятия;

Самостоятельная работа с художественными текстами и другими источниками; тестирование; практические занятия;

Умения:

 воспроизводить содержание литературного произведения;

Защита проекта; выборочный пересказ; художественный пересказ; тестирование; проверочные работы;

 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Практические занятия; индивидуальные задания; контрольная работа;

 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Практические занятия; контрольная работа; тестирование;

 определять род и жанр произведения;

Практические занятия;

 сопоставлять литературные произведения;

Практические занятия; индивидуальные задания;

 выявлять авторскую позицию;

Практические занятия;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Практические занятия;

 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Практические занятия; контрольная работа;

 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка,  Учебно-тематический план, Содержание уче...

Рабочая учебная программа по литературе 5 кл. по В.Я.Коровиной

Данная РУП соотвествует ФКГОС (БУП-2004 г.) Включает в себя пояснительную записку, содержание, тематический план, поурочное планирование, коньрольные измерители, требрвания, список литературы....

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...

рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень

Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина  составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....

Рабочая учебная программа по литературе

Рабочая учебная программа по литературе 6 класс, рассчитанная на 70 часов....

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса ( 2 часа в неделю, всего 102 часа).

Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по литературе.Структура документаРабочая ...

Рабочая учебная программа по литературе для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебни...