"Я сам расскажу о времени и о себе". Жизнь и творчество Маяковского В.В.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Вазанкова Светлана Витальевна

Данный конспект урока позволяет узнать неизвестные страницы биографии В.В.Маяковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayakovskiy.docx58.77 КБ

Предварительный просмотр:

"Я сам расскажу о времени и о себе"

(Жизнь и творчество В.В.Маяковского)

Цели:

Образовательные: познакомить с неизвестными страницами биографии Маяковского через его поэзию, рисунки, письма, воспоминания; показать влияние футуризма на творчество В.В.Маяковского.

Развивающие: развить навыки выразительного чтения: развить умение анализировать и систематизировать полученные знания; развить навык связной речи.

Воспитательные: воспитать интерес к поэзии Маяковского; воспитать чувство уважения к поэту.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы, презентационного материала, видеофрагментов, чтением стихотворений.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Основная часть урока.

3.Рефлексия.

4.Заключение.

2.

Я: 19 октября 1913 года в Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре "Розовый фонарь". Празднично одетая публика заполняла зал. Дамы демонстрировали свои наряды и украшения, мужчины чинно сидели за столиками. Ничего не предвещало грозы. Было уже за полночь, господа за столиками уже не слушали тех, кто пел и читал стихи со сцены.

И вот на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным и серьёзным лицом. Он выглядел эффектно в своей жёлтой блузе. Широко расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, молодой человек долгим взглядом посмотрел в зал, выдержал паузу, заставив замолчать этот гудящий зал, и необыкновенно красивым басом начал читать:

Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

В зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Юноша на эстраде продолжал читать. Зал взорвался.  Послышались слова: "Долой!"  В поэта полетели графины и стаканы, а он стоял и подбадривал: "Ещё! Ещё! Дайте насладиться идиотами!"

Это было первое публичное выступление 20-летнего Владимира Маяковского, в котором он открыто противопоставлял себя буржуазному обществу.

Вот так вошёл в литературную жизнь активный пропагандист, замечательный поэт и просто хороший человек - Владимир Владимирович Маяковский.

1 учащийся.

 Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии, Грузия.

Папа - Владимир Константинович, дворянин, но обедневший, работал лесничим.

Мама - Александра Алексеевна, домохозяйка, воспитывала двух дочерей, Людмилу и Ольгу. (Александр и Константин умерли ещё во младенчестве).

2 учащийся.

В этот день у Маяковских всегда собиралось много гостей т.к. у главы семейства 7 июля день рождения. Но сегодня было тихо, потому что Александра Алексеевна была на сносях. И ровно в 10 утра на свет появился мальчик.

Чтец 1.    

 В небе моего Вифлеема

    никаких не горело знаков,

    никто не мешал

    могилами

    спать кудроголовым волхвам.

    Был абсолютно как все

    - до тошноты одинаков -

    день

    моего сошествия к вам.

    И никто

    не догадался намекнуть

    недалекой

    неделикатной звезде:

    "Звезда - мол -

    лень сиять напрасно вам!

    Если не

    человечьего рождения день,

    то чёрта ль,

    звезда,

    тогда еще

    праздновать?!"

Учащийся 1.

Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жили в очень скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали его раннему взрослению.

Чтец 2.

"Учила меня мама и всякоюродные сёстры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Читать выучился с удовольствием".

Учащийся 2.

Образование детям Маяковские  дали хорошее. Людмила закончила Строгановское училище, возглавляла аэрографическую мастерскую.

В 1902 году Владимира отправили сдавать экзамены в подготовительный класс гимназии. Русский письменный - хорошо; русский устный - отлично; арифметика - хорошо; Закон Божий - хорошо.

Я. 1905 год. Волнения вспыхивали чуть ли не по всей России, в т.ч. и в Кутаиси. Маяковский вместе с другими гимназистами принимают участие в демонстрациях и выступлениях. Маяковский очень хорошо рисовал. Его шаржи, карикатуры имели явно политическую окраску. Их персонажами стали преподаватели, которые занимали реакционные позиции, были нелюбимы учениками.

Даже его учителя рисования Баланчивадзе  испугала карикатура на преподавателя естествознания, изображённого в виде ошалело лающей собаки. Володя шепнул преподавателю, чтобы успокоить его: "Шени чириме аравис ухтра" (Никому не говорите).

Все эти события сказались на учебе, съехал на двойки.

Чтец 3.

"Не до учения. Пошли двойки. Перешёл в четвёртый только потому, что мне расшибли голову камнем, на переэкзаменовке пожалели. Речи, газеты. Из всего - незнакомые слова и понятия. Но покупаю всё. Вставал в шесть утра. Читал запоем. Меня ввели в марксистский кружок. Стал считать себя социал-демократом. Говорю речи, набрав камни в рот".

Учащийся 1.

1906 год. Умер отец. Уколол палец, сшивая бумаги, заражение крови. Умирал тяжело. С тех пор Маяковский панически боялся всяких булавок.

После смерти отца у семьи осталось 3 рубля. Продали всё. Уехали в Москву. В этом городе они никого не знали. Снимали квартиру и сдавали комнату студентам.

Владимир поступает в 5 класс московской гимназии. Но учится перестал.

Учащийся 2.

К сёстрам часто приходили студенты-революционеры. Маяковский прислушивался к их разговорам. Вскоре ему стали давать небольшие поручения.

Учащийся 1.

Первый арест Маяковского в 1908 году. При аресте он съел блокнот с адресами в тостом переплёте. Обвинение: "писание прокламаций". Сравнивали почерк, заставляя писать диктант. Маяковский безнадёжно перевирал слова. Выпустили на поруки, т.к. на тот момент арестованному было 15 лет.

Учащийся 2.

В конце года произошёл второй арест. Обвинение: ношение оружия. Друг отца, гостивший тогда у Маяковских, сказал, что это его револьвер. Снова выпустили на поруки.

Учащийся 1.

1909. третий арест. Обвинение: помощь в организации побега из Новинской тюрьмы женщин-каторжанок.

Чтец 4.

"Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая Бутырка. Одиночная камера 103. 11 месяцев провёл в тюрьме. Перечитал всё новейшее. Попробовал сам писать стихи. Ышкло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:

В золото, в пурпур леса одевались,

Солнце играло на главах церквей.

Ждал я: но в месяцах дни потерялись,

Сотни томительных дней.

Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям. При выходе отобрали, а то бы ещё напечатал".

Учащийся 2.

1911 год. Поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Это единственное училище, которое приняло Маяковского как неблагонадёжного. В этом училище он познакомился с Давидом Бурлюком.

Я: "Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались». Свидетельство Маяковского.

А вот свидетельство Бурлюка: «Какой-то нечесаный, немытый, с эффектным красивым лицом апаша верзила преследовал меня своими шутками и остротами «как кубиста». Дошло до того, что я готов был перейти к кулачному бою... Мы посмотрели друг на друга и помирились, и не только помирились, а стали друзьями».

Учащийся 2.

Бурлюк, почуявший в Маяковском недюжинный талант, стал его опекать. Знакомство Давида с творчеством Владимира началось со стихотворения "Послушайте". (видеофрагмент)

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

                         жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Учащийся 1.

1912 год ознаменован появлением русского футуризма 17 ноября 1912 года в артистическом подвале "Бродячая собака" состоялось первое публичное выступление Маяковского. А 20 ноября он в Троицком театре выступает с докладом "О новейшей русской поэзии". В группу футуристов входило три брата Бурлюка - Давид, Николай, Владимир, Василий Каменский, Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников, Елена Гуро, Маяковский.

Учащийся 2.

Русский футуризм, как течение, представлен был не только группой Бурлюка. Почти одновременно возникли кружки в Петербурге (Игорь Северянин) - эгофутуристы. В Москве ещё была группа "Центрифуга" (Борис Пастернак, Николай Асеев).

Учащийся 1.

В 1912 году выходит манифест футуристов "Пощёчина общественному вкусу". "Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нами а словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин  непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина и Достоевского, Толстого и прочих с парохода Современности.

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым…,Буниным нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!"

 Учащийся 2.

Первым профессиональным печатными стихотворениями Владимира Маяковского были "Ночь" и "Утро".

Чтец 5. НОЧЬ

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

Разговор двух девушек, побывавших на концерте футуристов и прослушав стихотворение  "Ночь".

-О, это великолепно!

-И вы это называете поэзией?

-Да вы только вслушайтесь, вдумайтесь в смысл этого стихотворения. Какие метафоры и образы!

-Да тут и смысла никакого нет.

-Нет, есть! Я вам сейчас объясню. Для Маяковского ночь - это не просто время суток, это столкновение двух миров - дня и ночи. "Багровый и белый отброшен".

-А что такое "в зелёный бросали горстями дукаты"?

-Так это же сукно игрового стола, куда так щедро бросают монеты люди, посетившие казино. Люди играют в "жёлтые карты"

Уже все спят. Многие здание закрыты. На них надеты "синие тоги". И только те, кто может позволить себе веселиться всю ночь, приходят сюда "толпа пёстрошёрстная". Ведь каждый хочет что-то унести отсюда. Но вот ударил гонг и казино закрывается. Вот в чём смысл стихотворения.

-Теперь мне понятно. Эта футуристическая картина ночного города позволяет понять, что герою одиноко, он ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Учащийся 2.

1914 год. Маяковского и Бурлюка исключили из училища. Это известие застало их в Полтаве, где они были с концертами. Но это нисколько их не огорчило. Они дальше продолжают своё турне.

Учащийся 1.

Одесса. "Русский театр". Здесь Маяковский встретил свою первую любовь - Марию Денисову. Он увлёкся ею мгновенно. Это чувство всего его преобразило. На тот момент Мария была очень популярной моделью готового платья в Одессе.

Учащийся 2.

Бросив учёбу, она записалась на курсы художников и стала заниматься модельным бизнесом. Маяковский ради неё хотел бросить всё, что его связывало с друзьями и футуризмом.

Учащийся 1.

Но она не ответила ему взаимностью, хотя ей нравилось то, что на неё обратил внимание такой неординарный человек.

Немного позже Маяковский напишет поэму "Облако в штанах", где одно из глав будет посвящена Марии Денисовой.

Чтец 6.

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было, 
было в Одессе.
«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь. 
Девять. 
Десять.
Вот и вечер 
в полную жуть 
ушел от окон, 
хмурый, 
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут 
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая  громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно 
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою. 
Ночью хочется звон свой 
спрятать в мягкое, 
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький, 
смирный любеночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
Полночь, с ножом мечась,
догнала,
зарезала,—
вон его!
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного.
Вошла ты,
резкая,  как   «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходите.
Ничего.  
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.
Помните? 
Вы  говорили: 
«Джек Лондон, 
деньги, 
любовь, 
страсть»,—
а я одно видел: 
вы — Джиоконда, 
которую надо украсть!
И украли.
Опять влюбленный выйду в игры,
огнем озаряя бровей загиб.
Что же!
И в доме, который выгорел,
иногда живут бездомные бродяги!
Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея, 
когда раздразнили Везувий!
И чувствую —
«я»
для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!
Кто говорит?
Мама?
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле,—
ему уже некуда деться.
Учащийся 2.

1915 год. Первая мировая война. Русская армия терпит поражение. На фронте не хватает снарядов. Именно в это время Маяковский ощутил трагедию войны и выразил её в стихотворении "Я и Наполеон"

Чтец 7.

Я живу на Большой Пресне,
36, 24.
Место спокойненькое.
Тихонькое.
Ну?
Кажется - какое мне дело,
что где-то
в буре-мире
взяли и выдумали войну?

Уже у Ноева оранжереи
покрылись смертельно-бледным газом!
Скажите Москве -
пускай удержится!
Не надо!
Пусть не трясется!
Через секунду
встречу я
неб самодержца,-
возьму и убью солнце!
Видите!
Флаги по небу полощет.
Вот он!
Жирен и рыж.
Красным копытом грохнув о площадь,
въезжает по трупам крыш!

Тебе,
орущему:
"Разрушу,
разрушу!",
вырезавшему ночь из окровавленных карнизов,
я,
сохранивший бесстрашную душу,
бросаю вызов!
Учащийся 1.

А стихотворение "Вам" вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики. Ведь в этом стихотворении Маяковский открыто обвиняет буржуазную политику в том, что им выгодно продолжать эту войну.

Чтец 8.

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

Учащийся 2.

В этом же 1915 году Маяковский знакомится с семейством Брик: Осипом и Лилией. Осип помогает Маяковскому издать поэму "Облако в штанах" и стихотворение "Флейта-позвоночник", выкупив их за 50 копеек за строчку.

Учащийся 1.

В дом к Брикам Владимира Маяковского привела младшая сестра Лили - Эльза.  Страсть между ними вспыхнула сразу. Она была необыкновенная, испепеляющая, безмерная.

Учащийся 2.

В начале сентября 1915 года Маяковский был призван в армию, зачислен ратником 2-го разряда в военно-автомобильную школу (постарался Осип, чтобы его не зачислили в действующую армию).

Чтец 9.

"Забрали. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертёжником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто. С печатанием ещё хуже. Солдатам запрещают".

Учащийся 1.

1916 год. Дали 20-ти дневный отпуск. Маяковский поехал в Москву навестить маму и сестёр. Там же он и познакомился с Сергеем Есениным. Они никогда не были врагами  в жизни, они просто были литературными оппонентами. (Фрагмент фильма "Есенин и Маяковский").

Учащийся 2.

Узнав о смерти Есенина, Маяковский очень расстроился. Позже он написал стихотворение "Есенин", в котором рассказал о жизни Есенина и своём отношении к нему.

Учащийся 1.

Но вернёмся к Лиле Брик. Она играла его чувствами, не жалела, не жила его интересами. А он, как маленький и верный щенок, кстати, она называла его "Щен", был ей предан.

Учащийся 2. Владимир понимал, что это больная любовь, но выйти из неё не мог. Все свои переживания он запечатлел в стихотворении "Лиличка"

Чтец 10. Лиличка!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек...

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Учащийся 1.

1918 год. Маяковского приглашают сниматься в кино. Фактурный, элегантный, талантливый, обладающий шикарным голосом. К сожалению, все фильмы, в которых он снимался не сохранились, но кое- что осталось.

"БАРЫШНЯ И ХУЛИГАН". (Фрагмент)

Учащийся 2.

1919 год. Маяковский начинает сотрудничать с "Окнами РОСТа" (Российское телеграфное агенство). Здесь он работает над текстами и карикатурами для "Окон сатиры". Работает много. Идеи революции идут большими шагами. И он пишет стихотворение призыв "Левый марш".

Чтец 11.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Учащийся 1.

14 марта 1921 года  X съезд РКП(б) сменил политику "военного коммунизма" на "новую экономическую политику". Главная задача - использование рынка и различных форм собственности.

Маяковский не раз отзовётся о НЭПе в стихах и  публикациях, в которых с сатирической точки зрения рассказывает о перегибах этой новой политики

«Спросили раз меня: "Вы любите ли НЭП?"
- "Люблю,- ответил я,- когда он не нелеп"»

Учащийся 2.

1922 год. Владимир Маяковский впервые выехал за границу. Первая поездка была в Латвию, в Ригу. Там его буржуазные власти встретили настороженно. Маяковскому не было разрешено выступать с публичными лекциями, книги конфисковали из печати, афиши сорвали.

Только через пять месяцев после отъезда было напечатано интервью, которое он давал русской газете "День".

Учащийся 1.

В октябре того же года он отправляется в Берлин. Правительство буржуазной Латвии, обидевшись на стихотворение "Как работает республика демократическая", отказало ему во въезде пришлось Маяковскому ехать через Эстонию.

Чтец 12.

СТИХОТВОРЕНИЕ ОПЫТНОЕ.
ВОСТОРЖЕННО КРИТИЧЕСКОЕ.
Словно дети, просящие с медом ковригу,
буржуи вымаливают:
"Паспорточек бы!
В Р-и-и-и-гу!"
Поэтому,
думаю,
не лишнее
выслушать очевидевшего благоустройства
заграничные.

Во-первых,
как это ни странно,
и Латвия - страна.
Все причиндалы, полагающиеся странам,
имеет и она.
И правительство (управляют которые),
и народонаселение,
и территория...
Учащийся 2.

В Берлине Маяковского принимают очень тепло. Устраивают публичные встречи, берут интервью. После Берлина он едет в Париж. После "мрачного и ничего" Берлина Париж ошеломил его своим великолепием, сытостью и богатством, блеском золота и бриллиантов. Для поэта загадка: "Три миллиона работников Франции сожрано войной. Промышленность приспособлена к военному производству. А рядом…такое великолепие!"

Учащийся 1.

1925 год. Самое длительное путешествие Маяковского за границу: Гавана, Мексика, США. Стимулом к многочисленным поездкам Маяковского была потребность быть в центре событий. Эти поездки давали ему возможность быть в центре этих событий и чувствовать себя нужным.

Позже он написал "Моё открытие Америки", где, как и Горький, разоблачил лживую и кровавую цивилизацию доллара, созданной его прихлебателем капиталом.

Чтец 13. Бродвей.

Асфальт - стекло.

                 Иду и звеню.

Леса и травинки -

                 сбриты.

На север

        с юга

              идут авеню,

на запад с востока -

                    стриты.

А между -

         (куда их строитель завез!) -

дома

     невозможной длины.

Одни дома

         длиной до звезд,

другие -

        длиной до луны.

Янки

    подошвами шлепать

                     ленив:

простой

       и курьерский лифт.

В 7 часов

         человечий прилив,

В 17 часов

          - отлив.

Есть что поглядеть московской братве.

И за день

                в конец не дойдут.

Это Нью-Йорк.

             Это Бродвей.

Гау ду ю ду!

Я в восторге

            от Нью-Йорка города.

Но

  кепчонку

          не сдерну с виска.

У советски

          собственная гордость:

на буржуев

          смотрим свысока.

Учащийся 2.

С 1926 по 1929 год Маяковский сотрудничает со многими газетами и журналами. Пишет сатирические пьесы "Клоп" и "Баня" , поставленные на сцене Мейерхольдом.

Учащийся 1.

1928 год. Маяковский отдаляется от Лили Брик. Она это чувствует и пытается его удержать около себя. Владимир собирается в Париж, где хочет встретится с Элли Джонс, которая хочет познакомить его с дочерью. Лиля боится, что он останется навсегда с дочерью, она прекрасно знала, как её Володичка относится к семье. Поэтому вместе с сестрой Эльзой знакомят Маяковского с Татьяной Яковлевой. Они думали, что кратковременное увлечение отвлечёт Владимира от дочери.

Учащийся 2.

Но они ошиблись. Маяковский с первого взгляда влюбился в эту красавицу. Позже Татьяна Яковлева рассказывала журналистке Зое Богуславской":

Чтец 14.

"Мы виделись почти каждый день. Он ухаживал так, как никто за мной не ухаживал: цветы, разговоры о поэзии, стихи. Он меня безумно ревновал. Мои родные не понимали степени нашей близости. Я никому ничего не рассказывала: это было только моё. Маяковский мне нравился как мужчина, как поэт, стихи которого я знала и любила".

Учащийся 1.

Лиля занервничала. Ведь ещё никогда её "Щен" не писал стихов другим женщинам. А Татьяне Яковлевой он посвятил два стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой" и "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. "Ты меня предал!"- кричала Лиля.

Чтец 15.

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви.
Простите
        меня,
             товарищ Костров,
с присущей
          душевной ширью,
что часть
         на Париж отпущенных строф
на лирику
         я
          растранжирю.
Представьте:
            входит
                  красавица в зал,
в меха
      и бусы оправленная.
Я
 эту красавицу взял
                   и сказал:
- правильно сказал
                   или неправильно?-
Я, товарищ,-
             из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
       девиц красивей,
я видал
       девиц стройнее.
Девушкам
        поэты любы.
Я ж умен
        и голосист,
заговариваю зубы -
только
      слушать согласись.
Не поймать
          меня
              на дряни,
на прохожей
           паре чувств.
Я ж
    навек
         любовью ранен -
еле-еле волочусь.
Мне
   любовь
         не свадьбой мерить:
разлюбила -
            уплыла.
Мне, товарищ,
             в высшей мере
наплевать
         на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
                 не двадцать,-
тридцать...
           с хвостиком.
Любовь
      не в том,
                чтоб кипеть крутей,
не в том,
         что жгут угольями,
а в том,
        что встает за горами грудей
над
   волосами-джунглями.
Любить -
        это значит:
                   в глубь двора
вбежать
       и до ночи грачьей,
блестя топором,
               рубить дрова,
силой
     своей
          играючи.
Любить -
        это с простынь,
                       бессонницей
                                  рваных,
срываться,
          ревнуя к Копернику,
его,
    а не мужа Марьи Иванны,
считая
      своим
           соперником.
Нам
   любовь
          не рай да кущи,
нам
   любовь
          гудит про то,
что опять
         в работу пущен
сердца
      выстывший мотор.
Вы
   к Москве
           порвали нить.
Годы -
       расстояние.
Как бы
       вам бы
             объяснить
это состояние?
На земле
        огней - до неба...
В синем небе
            звезд -
                   до черта.
Если бы я
         поэтом не был,
я б
   стал бы
          звездочетом.
Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
       стишки пишу
в записную книжицу.
Мчат
    авто
        по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
        умницы:
человек -
         в экстазе.
Сонм видений
            и идей
полон
     до крышки.
Тут бы
      и у медведей
выросли бы крылышки.
И вот
     с какой-то
               грошовой столовой,
когда
     докипело это,
из зева
       до звезд
               взвивается слово
золоторожденной кометой.
Распластан
          хвост
               небесам на треть,
блестит
       и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным
                     на звезды смотреть
из ихней
        беседки сиреневой.
Чтоб подымать,
              и вести,
                      и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи
           головы
                 спиливать с плеч
хвостатой
         сияющей  саблей.
Себя
     до последнего стука в груди,
как на свиданье,
                простаивая.
прислушиваюсь:
              любовь загудит -
человеческая,
             простая.
Ураган,
       огонь,
             вода
подступают в ропоте.
Кто
    сумеет совладать?
Можете?
       Попробуйте...

Учащийся 2.

Маяковский сделал Татьяне предложение, но она ответила уклончиво: "Я, пока, замуж не хочу". Он уехал, но обещал вернуться. Теперь его любовь продолжалась в письмах. (После смерти поэта Лиля Брик уничтожила все письма Татьяны к Маяковскому).

Учащийся 1.

1929 год. Визы он не получил. Он мучился, обивая пороги. Но Владимир не знал, что Лиля обратилась к Ежову и попросила визу Маяковскому не давать.

Эльза Триоле (сестра Лили) написала ей письмо, в котором сообщила, что Татьяна Яковлева вышла замуж. Внизу стояла приписка: "ни в коем случае не читайте это письмо Володе". Но Лиля прочитала это письмо вслух, когда в квартире Маяковского собралось много народу, на его дне рождения. С тех пор он писем в Париж не писал.

Учащийся 2.

1930 год. Для Владимира Владимировича он начался очень тяжело: душевная депрессия привела к сильному физическому недомоганию, журналы не хотели его печатать. Да ещё его выставка, посвящённая 20-летию творческой деятельности, провалилась. Он сам работал над оформлением этой выставки, с любовью подбирал материал. А вот его близкие люди на эту выставку не пришли. Кто-то даже сказал: "после этого осталось только застрелиться".

Учащийся 1.

"Что-то Володичка киснет?" А он не любил выворачивать душу наизнанку перед кем бы то ни было. И среди близких не нашлось того человека, которому можно было бы довериться.

Осип Брик познакомил Маяковского с дочерью актёра немого кино Вероникой Полонской. Она была молода, хороша собой и сразу "влюбила" в себя Маяковского. Он называл её "невесточкой".

Учащийся 2.

А Вероника разрывалась между мужем, актёром Яшиным, и Маяковским. Между ними происходили ссоры и скандалы. Полонская даже советовала Маяковскому обратиться к психиатру.

Я. 14 апреля 1930 года. Между Полонской и Маяковским состоялся разговор. (ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА).

Именно в этом разговоре она увидела перед собой измученного и больного человека.

После того, как она вышла, раздался… выстрел.

Чтец 16.

"раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я кричала, металась по коридору. Не могла заставить себя войти. Мне казалось, что прошло очень много времени: в комнате ещё стояло облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его было крошечное кровавое пятнышко. Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно:

- Что вы сделали? Что вы сделали?

Глаза его были открыты, он смотрел прями на меня и всё силился приподнять голову. Казалось, он хотел что-то сказать, но глаза уже были неживыми…"

Учащийся 1.

15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: "Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своём рабочем кабинете (Лубянский проезд,3)покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов.Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт ещё совсем не оправился".

Учащийся 2.

Одновременно было опубликовано предсмертное письмо Владимира Маяковского.

Я.

Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят -

«инцидент исперчен»,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский 12/IV - 30 г.

Учащийся 2.

Самоубийство Маяковского вызвало шоковое состояние у людей, хорошо и близко знавших поэта. Лунчарский, когда ему позвонили домой, решил, что это розыгрыш, ведь по старому стилю 14 апреля было 1 апреля. Были догадки, что это кто-то другой стрелял. Стали исследовать его стихи и выискивать в них намёки на самоубийство. А Лиля Брик сказала, что Владимир Маяковский был неврастеником и очень боялся старости. Но какая старость в 36 лет?! Маяковский обожал жизнь!

Учащийся 1.

Но выстрел прозвучал, левая рука не дрогнула, целясь в сердце из револьвера. Никто никогда не узнает, каким был последний, роковой мотив этого поступка. Когда-то он сказал про Есенина: "Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный". Тот же финал.

Чтец 17.

Я

Себя

Смирял,

Становясь

На горло

Собственной песне.

Слушайте,

Товарищи потомки,

Агитатора,

Горлана-главаря.

Заглуша

Поэзии потоки,

Я шагну

Через лирические томики, как живой

С живыми говоря.

Я к вам приду

В коммунистическое далекО,

Не так,

Как песенно-есенинский провитязь.

Мой стих дойдёт

Через хребты веков

И через головы

Поэтов и правительств.

Мой стих

Трудом

Громаду лет прорвёт

И явится

Весомо,

Грубо,

Зримо,

Как в наши дни

Вошёл водоворот,

Построенный

Ещё рабами Рима.

(ФРАГМЕНТ ПОХОРОНЫ МАЯКОВСКОГО)

Я хочу быть понят родной страной,

А не буду понят-

                              Что ж?!

По родной стране

                               Пройду стороной,

Как проходит

                              Косой дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество В.В.Маяковского

Данный материал о биографии и творчестве писателя поможет учащимся 11 класса понимать поэтический текст, мировосприятие  Маяковского, грамотно анализировать , вырабатывать эстетический вкус к сло...

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

"Я сам расскажу о времени и о себе" (проба пера)

Буклет к открытому занятию "Я сам расскажу о времени и о себе"....

Урок по теме: "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха".

Разработка урока "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха"....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Урок по творчеству В. В. Маяковского (литературная композиция). «Я сам расскажу о времени и о себе».

Предлагаемый урок (литературная композиция) является вторым в теме «Творчество В. В. Маяковского» и рассчитан на два часа. На первом уроке задача учителя – выявить первичное восприятие стихотворений М...