Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Зима в поэзии, музыке и живописи».
план-конспект занятия по литературе ( класс) на тему
Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, посвященными русской природе;
- развивать навык выразительного чтения, монологическую речь учащихся;
- способствовать раскрытию их творческого потенциала;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе, внимательное и бережное отношение к ней.
Оборудование:
√ медиапроектор;
√ компьютерная презентация;
√ книжная выставка по теме;
√ выставка детских рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a._vn._meropriyatie._zima_v_poezii_muzyke_i_zhivopisi.docx | 128.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Казанская школа № 142
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
на тему: ««Зима в поэзии,
музыке и живописи».
Автор-разработчик:
Учитель I квалификационной категории
Телегина С.А.
Внеклассное мероприятие по литературе на тему:
«Зима в поэзии, музыке и живописи».
Цель: — дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов.
Задачи:
- познакомить учащихся с произведениями поэтов, художников и музыкантов, посвященными русской природе;
- развивать навык выразительного чтения, монологическую речь учащихся;
- способствовать раскрытию их творческого потенциала;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе, внимательное и бережное отношение к ней.
Оборудование:
√ медиапроектор;
√ компьютерная презентация;
√ книжная выставка по теме;
√ выставка детских рисунков.
План мероприятия:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, и она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий.
1. Вступительное слово учителя. Повторение.
Сегодня в нашей литературной гостиной мы с вами поговорим о том, как смена времен года отражается в поэзии, музыке и живописи.
Зима прислала нам письмо,
В снежинках-звездочках оно.
Так начинается письмо:
"Я не была у вас давно".
Красивый почерк у Зимы,
Письмо читаем дальше мы:
"Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?
Я белоснежная Зима,
Я вам построю терема
И сад, и лес посеребрю,
Большую ёлку подарю.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются?
(декабрь, январь, февраль)
-А сейчас какой месяц? (февраль)
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)
- Что происходит зимой на водоёмах?
- Какие стоят деревья? Почему?
- А что бывает только зимой? (снег)
- Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (идёт, падает, кружится, ложится, лежит, сыплется, блестит, тает)
Сегодня мы с вами поговорим о том, какое место занимала тема природы в творчестве художников, поэтов и композиторов.
Поэты и писатели, музыканты и художники часто обращались в своем творчестве к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через звуки, слова и краски.
Мы познакомимся с произведениями разных видов и жанров искусства.
Поучимся выразительно читать стихотворения.
Эпиграфом к нашей беседе будут слова Н.Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, и она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
О том, какой смысл вкладывал автор в эти строки, мы с вами поговорим в конце нашей встречи.
Но я надеюсь, что в конце концов каждый из нас согласится с тем, что русская природа неповторима и прекрасна. Только нужно уметь увидеть и сберечь эту красоту.
2. Времена года в творчестве поэтов, музыкантов и художников.
Разговор о временах года мы начинаем с ЗИМЫ.
Зима в народных представлениях ассоциировалась всегда с такими понятиями, как ночь, мрак, тучи, смерть. Снега сравнивались с белым саваном, покрывшим землю, в которой до весны замерла жизнь. Такой взгляд на зимнюю пору находит отражение и в стихотворениях некоторых русских поэтов. Люблю ли я зиму? Сложный вопрос. С одной стороны, я мерзну в любой одежде, как только температура опускается ниже нуля, страдаю от коротких дней и катастрофической нехватки солнца. С другой – это время теплых и уютных зимних праздников, веселых игр на свежем воздухе и фантастической красоты пейзажей. Свежий снег, отливающий серебром и сверкающий как настоящие бриллианты... Сказочные деревья, укутанные в белые одежды… Удивительное творение природы - снежинки с их геометрически-нереальной красотой.
Наши предки к этому времени года относились двояко. Зима – это время вынужденного, но необходимого, отдыха от тяжелого крестьянского труда в остальные месяцы года. Это Рождество, ярмарки и веселье. Но это и холод, от которого не всегда можно спастись, и голод, наступавший при нехватке запасов, и даже смерть. "Пережить зиму" - это ведь не только о природе…
Но в творчестве некоторых поэтов и художников зима совсем другая. Попробуем увидеть её другими глазами.
Ролик «Снег кружится» (о зиме).
А вот такой увидели зиму композитор Евгений Дога. Евгений Дмитриевич Дога родился 1 марта 1937 года. Всемирную известность получил романтический вальс из мелодрамы «Мой ласковый и нежный зверь», поставленной в 1978 году Э. Лотяну по мотивам повести А.П. Чехова «Драма на охоте». Самое популярное своё произведение композитор написал, импровизируя на съёмочной площадке в подмосковной усадьбе Валуево, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого и была поражена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое. Вальс далеко шагнул из фильма, где впервые прозвучал: с тех пор многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, произведение часто звучит по радио и ТВ. «Чувствовал эту славу и я: никогда не забуду огромный хвост очереди в музыкальном магазине на Садовом кольце, где продавали пластинки с музыкой к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» — вспоминал композитор. Вальс неоднократно использовался в масштабных зрелищных шоу: он звучал в массовой гимнастической композиции (2000 спортсменов) на открытии Олимпиады-80 в Москве, спустя 34 года под этот вальс исполнялась сцена первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады 2014 в Сочи. В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр Рональд Рейган, находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги «вальсом века». Многие десятилетия эта мелодия исполняется не только профессионалами, но и уличными музыкантами, ежедневно звучит в подземных переходах, на станциях метро и на улицах, её часто используют хореографы и спортсмены для постановки балетных и танцевальных номеров как на паркете, так и на льду. Произведение называют самым известным в мире киновальсом.
Он написал «Зимний вальс» и сейчас вы его услышите. В настоящее время Евгений Дога живёт с семьей в Москве. Продолжает писать новую музыку, выступать с концертами и авторскими встречами, участвует в различных фестивалях.
Ролик «Зимний вальс» (Е.Дога).
Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные.
Русские и советские писатели много написали стихотворений о зиме.
Вы подготовили для нас некоторые стихи. Давайте послушаем учащихся 8а класса.
Дети читают стихи.
Снежинка. *** Афанасий Фет. Мама! глянь-ка из окошка - *** Афанасий Фет. Чудная картина, *** Скрип шагов вдоль улиц белых, *** Самуил Маршак. Круглый год. Январь. Круглый год. Февраль. Дуют ветры в феврале, *** Чародейкою Зимою *** Александр Пушкин. Какая ночь! Мороз трескучий, *** Пушкин Александр. *** Иван Никитин. Зимняя ночь в деревне. *** Валерий Брюсов. *** Александр Прокофьев. *** Михаил Исаковский. Зимний вечер. *** Сергей Есенин. *** Берёза. Белая береза Ветхая избушка. *** Снежок. *** Первый снег. Зимним холодом пахнуло *** А.С. Пушкин. Зимнее утро. *** Александр Пушкин. *** Александр Пушкин. *** Пушкин Александр. *** |
Многие русские художники посвятили свои произведения этому замечательному времени года.
Любили рисовать зимние пейзажи художники Пластов, Юон, Шишкин, Грабарь.
Художники представляли Зиму девушкой в белых одеждах, холодной, неприступной, суровой. … Я вижу Зиму холодной красавицей, Снежной королевой, но при этом очень загадочной. А как видят ее художники? А какой персонаж ассоциируется у нас с настоящей русской Зимой? Конечно, Снегурочка. Она пришла к нам из русских сказок, но стала известной после выхода в свет пьесы А. Н. Островского и, особенно, оперы Н. А. Римского-Корсакова. Снежная девушка, тающая от любви – как прекрасно и как печально… Снегурочку рисовали знаменитые русские художники – В. Васнецов, Н. Рерих, М. Врубель.
В нашем сознании Снегурочка – доброе воплощение Зимы. А ведь есть и злое – Снежная Королева – холодная и прекрасная. Я заметила, что подчас забываю, что этот персонаж Ганса-Христиана Андерсена совсем "нерусский" - настолько родной и привычной стала эта сказка. Ледяная и совершенная красота Снежной Королевы завораживает, но она несет смерть… И как же я радовалась в детстве, узнав, что власть холода можно победить!
А какой вы представляете себе Зиму?
Сейчас вы увидите Зиму глазами русских художников.
Ролик «У леса на опушке».
Ребята, сегодня я вас познакомлю с творчеством художника Игоря Грабаря(1871-1960).
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, переезжают в Россию.
Детство Игоря было нелегким. Мальчик часто разлучался с родителями, оставаясь на попечении чужих людей. С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи.
С 1882 по 1989 год Грабарь обучается в московском лицее, а с 1889 по 1895 в Санкт-Петербуржском университете сразу на двух факультетах – юридическом и историко-филологическом. После окончания университета, он поступил в петербургскую Академию Художеств
1895 году он обучался в мастерской Ильи Репина, где в это же время учились Малявин, Сомов, Билибин.
Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Он заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.
Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души. Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы.
Слайды (И.Грабарь; картина «Февральская лазурь»).
Ролик «Картины И.Грабаря».
Обратимся к эпиграфу.
Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?
Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, уметь восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.
Подошла к концу наша встреча. Скоро будем говорить Зимушке «до свидания», а Весне «здравствуй».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе "Поэзия моя, ты из окопа..."
Внеклассное мероприятие по литературе о поэзии времён Великой Отечественной войны....
План-конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" по теме "Лондон" (+презентация, музыка)
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 7-9 классов. К конспекту прилагается презентация....
Методическая разработка.Конспект внеклассного мероприятия: Тематическая неделя «Здравствуй, Зимушка - зима»
Цель: знакомить детей с изменениями в природе, происходящими с наступлением зимы, расширять представления о зиме и ее признаках. Задачи: · продолжать зна...
Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов "Зимушка-зима"
Внеклассное мероприятие для начальных классов школы VIII вида...
Конспект внеклассного мероприятия "В гостях у Зимушки-Зимы"
План-конспект внеклассного мероприяния для учащихся 5-7 классов ""В гостях у Зимушки-Зимы"...
Внеклассное мероприятие по литературе "Серебряный век русской поэзии"
Конспект внеклассного мероприятия по литературе на тему "Серебряный век русской поэзии"....
Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе «Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…» (романы И.С. Тургенева и эпоха)
Мероприятие направлено на знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя, повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Турген...