Технология развития критического мышления на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Данный урок литературы "Испытание любвью" ( по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") разработан на основе ТРКМ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

 Класс: 9

  ФОРМАТ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ТЕМА: «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ» (ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)

Цели урока:

  1. Через мотивацию поступков героев романа выявить причины драмы несостоявшейся любви.
  2. Развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения.
  3. Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
  4.  Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  5. Создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Приемы ТРКМ: «Ключевые слова», «Ассоциативные ряды»,  «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия», «Трехчастный дневник», маркировка текста «Инсерт»

Литература: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письма А.С. Пушкина.

Ход урока.

1) Стадия вызова.

Начало урока предназначено для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся. Необходимо включить в систему оценки личный, пусть даже незначительный жизненный опыт ребят. Задача этой стадии урока: заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором.

Можно сказать ребятам, что любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. И спросить их:

 - А что есть любовь для вас?

 - С чем ассоциируется это слово?

( Составляется ассоциативный ряд: счастье, взаимопонимание, страсть, верность, интимность, испытание, чувственность…).

Каждый из нас мечтает о такой любви. Поэтому эта тема очень понятна и близка старшеклассникам. Очень важно создать доверительность между учителем и учениками. Можно зачитать высказывание одного из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».

Задайте ученикам вопрос:

 - Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)

Герои романа А.Пушкина проходят испытание любовью.

Учащиеся без труда определяют цели урока: понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви.

 - Легко, ли сказать…люблю?

 - Как  вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр?

 - Почему Татьяна выбирает письмо?

Предполагаемые ответы учеников:

 - Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.

Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным. Написать письмо легче. Так считают многие старшеклассники. Ведь ты не смотришь в глаза. Однако многие ребята практически не пишут друг другу письма.

Очень интересно обратиться к письмам Пушкина.

 «Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватило мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии…»

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась…» (Н. И. Гончаровой, матери Натальи Гончаровой)

Поэт объясняется в любви… Удивительно, но эти письма написаны будущей теще поэта. Пушкину легче было говорить о своей страстной любви чужому человеку?

А как это происходит с героями романа?

Попробуем проникнуть в тайны женской души.

Итог первого этапа урока очевиден: учащиеся включают в систему оценки своей личный опыт, формируется собственная жизненная концепция. Сделан первый шаг, чтобы сблизить эпоху поэта с нашим временем.

2) Следующий этап урока – стадия осмысления, на которой учащиеся получают опыт работы с художественным текстом как активно мыслящие и думающие читатели. Дается возможность отследить процесс рождения новых идей.

Очень интересными с точки зрения эмоционального восприятия текста являются такие технологические приемы, как работа с «ключевыми словами», «перекрестная дискуссия», маркировка текста – «Инсерт», «трехчастный дневник».

Письмо Татьяны.

 - Что есть любовь для героини?

 - Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)

«Трехчастный дневник»

Ключевые слова

Комментарии к ним

Комментарии к комментариям

«Меня презреньем наказать…»

«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»

Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…

.

Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций

«Только слышать ваши речи…»

«Я твоя…»

«Хранитель мой…»

«Послан богом…»

Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...

«В сновиденьях мне являлся…»

«Чудный взгляд…»

«Воля неба…»

Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».

Евгений Онегин.

 - Его представления о любви? («Резкий охлажденный ум» или благородный души человек?)

Рассмотрите сцену объяснения Онегина и Татьяны.

В работе с художественным текстом может помочь технологический прием – маркировка текста «Инсерт».

Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений».

 - С чем ассоциируются эти слова?

 - Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях?

 - Как вы воспринимаете монолог Онегина?

Текст можно промаркировать с позиции:

+        Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».

-                Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.

?        Мне трудно определиться в этом вопросе.

Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».

 Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».

В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».

«Защита героя».

 - Я хочу оправдать моего героя, его поступки.

Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так.

Татьяна

 - решительная

 - у нее открытое, чистое сердце

 - искренняя, чувственная

 - не способна предать,

 - была бы верной женой…

Онегин

 - эгоист, причиняет Татьяне боль

 - не желает понять душу влюбленной девушки

 - не дает шанс ни ей, ни себе

 - обрекает себя на одиночество

Онегин

 - честный, открытый, благородный человек

 - не способен лгать

 - не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…

Татьяна

 - живет в своем придуманном мире

 - создала себе образ некого идеального мужчину

 - слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…

Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.

3) Этап рефлексии очень важен на заключительном этапе урока. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Интересным приемом на этой стадии урока может быть письменная рефлексия: сочинение – эссе (6-7 предложении, очень субъективных, в разговорной форме):

  1. Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
  2. Есть ли место героям романа в нашем мире?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...

Технология развития критического мышления на уроках литературы.

Статья для  ХIII Международной заочной  научно-практической  конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...