Урок по рассказу А.Вампилова
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок построен с применением стратегии "чтнение с отановками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pro_vampilovu.rar | 569.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Кроха Л.В.,
МОУ «Новоигирминская СОШ №3»
Самоанализ урока
Урок внеклассного чтения посвящен изучению рассказа А.В.Вампилова «Последняя просьба». Малая форма произведения позволяет прочитать и проанализировать рассказ в рамках одного урока.
Урок: литература, внеклассное чтение
Класс: 10-11
Автор: А.В.Вампилов
Произведение: рассказ «Последняя просьба»
Вид урока: урок получения новых знаний и умений
Тип урока: урок-эвристическая беседа с применением технологии развития критического мышления учащихся
Место урока в курсе изучения литературы: проблематика урока, написанного более чем 40 лет назад, актуальна и в наши дни. Так как речь в рассказе идет об общечеловеческих ценностях, такой урок может иметь место практически в любом разделе изучения предмета. Например, поскольку рассказ, в частности, ориентирует учащихся в вопросах взаимоотношения отцов и детей, изучение его можно напрямую связать с циклом уроков, посвященных роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Для наибольшей эффективности анализа рассказа выбрана одна из стратегий работы с художественным текстом по технологии критического мышления – чтение с остановками. Этот прием основан на организации чтения текста с использованием различных типов вопросов (простые, уточняющие, объясняющие, творческие). Особенность данного анализа в том, что текст не знаком учащимся до урока. Произведение делится учителем на части, намечаются остановки. После знакомства с частью, остальная часть закрывается (на данном уроке не показывается) и учитель использует прием прогнозирования.
I. Структура урока
Весь урок реализован в трех этапах: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Стадия вызова (мотивационный этап урока) включает рассуждения по поводу закрытой части темы урока, прогнозирование по названию рассказа, выявления связи предполагаемой проблематики рассказа с мировоззрением самого писателя, с его художественным миром.
На стадии осмысления (этап усвоения новых знаний) учащимся предлагается текст, разбитый на части. После знакомства с содержанием каждой части, происходит активное обсуждение и прогнозирования дальнейшего развития сюжета.
Стадия рефлексии (закрепления полученных знаний) возвращает учащихся к тексту произведения как единого целого (выявляется часть темы урока, закрытая ранее, идея произведения, определяются результаты прогнозирования.
II. Дидактическая цель урока
Основная дидактическая цель урока – формирование умений, связанных с анализом художественного текста.
III. Активность учащихся при ознакомлении с новым материалом была вызвана:
- Установкой на восприятие в начале урока путем работы с частично закрытой темой – вызов интереса учащихся;
- Обучение приемам целеполагания, которые основывались на замысле учителя выявить, сформированы ли учащихся навыки приема «чтение с остановками» и «прогнозирования»
- Выявлением уровня понимания предполагаемой проблематики рассказа.
IV. Развитие учащихся в процессе обучения
Развивающая цель урока: осмысление художественного произведения путем применения разных методов работы с текстом; развитие внимания, воображения, творческого мышления; развитие речи учащихся
Для продуктивной работы мышления и воображения были созданы следующие условия:
- Вопросы проблемного характера наряду с репродуктивными;
- Воображение развивалось с помощью приема «прогнозирование»;
- Учащиеся были поставлены в такие условия, при которых сосредоточенность внимания сохранялась до конца урока – всем интересно, чем окончится рассказ;
- Мышление на уроке большей частью можно охарактеризовать как творческое – учащиеся сами должны были «творить за автора»
V. Воспитание в процессе урока
Воспитательная цель урока: создать ситуацию внутреннего переживания, соучастия, сочувствия героям рассказ; ориентировать учащихся на создание правильных морально-этических оценок происходящему; продолжить формирование у учащихся человеческих ценностей: доброты, любви, гуманизма, отзывчивости, милосердия; привить интерес к произведениям А.Вампилова.
- Содержание учебного материала в большей степени было направлено на достижение воспитательных целей урока;
- Поднимаемые Вампиловым проблемы обеспечивают связь обучения с жизнью;
- Учитель старался акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых по смыслу фрагментах текста, чтобы помочь учащимся в анализе, осознать замысел писателя, идейное наполнение рассказа.
VI. Применение современных компьютерных технологий
Применение мультимедийных технологий позволило сэкономить время на уроке, привлечь внимание большинства учащихся.
VII. Итоги урока. Результативность урока
Эвристическая беседа закончилась формулировкой темы урока словами М.Цветаевой – «Я обращаюсь с просьбой о любви» - это, по сути, и есть кратко сформулированная философия рассказа, идейный замысел писателя. На стадии рефлексии учащиеся еще раз обратились к своим мыслительным процессам – привели в соответствие содержание своих прогнозов с содержанием рассказа. Выявили идею рассказа и педагогический замысел учителя.
Активность на уроке.
Цели урока удалось (не удалось) достичь. Почему?
Задачи урока – выполнены (не выполнены)
Неудачным моментом считаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
«Каждый выбирает для себя…» (Урок литературы в 10 классе по рассказу А. Вампилова «Конец романа»)
Урок в предверии изучения творчества А.Вампилова, где используются технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая т...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....
Конспекты уроков по пьесе А.Вампилова "Утиная охота"
Конспекты уроков по пьесе А.Вампилова "Утиная охота"...