К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб".Нравственные уроки сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сапрыкина Валентина Васильевна

Конспект урока по сказке К.Г.Паустовского " Тёплый хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyoplyy_hleb.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Педагог: Сапрыкина Валентина Васильевна

Предмет: литература

Тема урока: К.Г.Паустовский « Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Класс: 5

Цель :доказать, что эпиграф соответствует главной мысли сказки.

                       Метапредметные цели :

-уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу,

-уметь структурировать материал,

-подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Оборудование : портретК.Г.Паустовского, учебник литературы под редакцией В.Я.Коровиной, тетради,

                            рисунки  учащихся , карточки, компьютер, видеопроектор, мультимедийная презентация.

        Предполагаемый результат:

   - умение пересказывать произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста,

   - умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту,

  - умение создавать устные монологические высказывания разного типа,

                          - умение вести диалог,

  - понимание ключевой проблемы изучаемого произведения,

  - формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету  

                                                                                                                                       

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

(Цель: настроить учеников на

 учебную деятельность)

Этап знакомства с текстом и выдвижение первичных смысловых версий .

Проверяет готовность учеников к уроку.

Посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

 Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. У каждого на столе карточки с высказываниями великих людей. Зачитайте их.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.  

Лев Николаевич Толстой

 Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор.

А что такое доброта, добро? В какой цвет вы бы покрасили добро?

А есть ли в русском языке антоним к слову добро?

А как вы бы изобразили зло?

Да, к сожалению, мы иногда можем услышать, что у человека чёрные мысли ,чёрная душа.

Перед вами на столах два кружка. Добро мы изобразили красным цветом, а зло- чёрным. Напишите, пожалуйста, какие слова ассоциируются у вас с добром и злом.

А теперь проверим, что у вас получилось.

 

Давайте мы с вами сейчас сформулируем тему нашего урока, используя ключевые слова- добро и зло в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».

Эпиграфом к нашему уроку  возьмём русскую народную пословицу « Умел ошибиться- умей и поправиться»

Как вы понимаете это выражение?

Ученик проверяет наличие учебного материала к уроку.

Смотрят друг на друга и улыбаются.

Зачитывают высказывания.

Светлые краски, красный, оранжевый цвета.

Да, зло.

Чёрным цветом.

Дети работают в парах.

Учащиеся зачитывают свои варианты.

Называют тему и цели урока.

Идёт обсуждение.

2. Проверка заданного на дом

 материала. 

(Цели: проверка усвоения мате-

риала, развитие умения форму-

лировать свои мысли, аргумен-

тировать свое мнение)

-Стадия  вызова  «создание мотива

к обучению». 

3.Открытие нового знания.

(Цели:

  Развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся; Выполнение заданий на продвижение понимания. (в группах)

Осмысление    содержательная,

в ходе которого   происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Физминутка.

6. Рефлексия

(Цели: определение, что усвое-

но учащимися, что вызвало за-

труднения, что привлекло вни-

мание детей).

7. Домашнее задание

(Цель: организация самостоя-

тельной работы учащихся,

творческой работы учащихся).

Где происходят события?

Назовите главных героев сказки?

Давайте вспомним,  почему кавалеристы оставили коня в деревне?

Как жители деревни относились к коню?

Да, была война, голод.

- Значит, что сплачивало людей?

Какими были отношения людей и коня?

Выборочное чтение

- Какая была погода? Найдите в тексте и зачитайте.

Вывод-  люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница будет работать, значит, хлеб будет.

Но что изменилось вдруг- видео эпизод «Как  Филька обидел коня»

Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

Давайте проследим за последовательностью действий Фильки.

  1. Закинул хлеб далеко
  2. Закричал : « На вас не напасёшься, христарадников, иди, копай его мордой».
  3. Наотмашь ударил коня.

Словарная работа. Христарадник –нищий, прося милостыню, всегда говорил: « Подайте, Христа ради»

Иисус Христос всем помогал. И мы должны быть добрыми и отзывчивыми.

-Как поступил Филька?

Последствия Филькиного поступка

1.Слеза скатилась у коня из глаз.

Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

-Какой приём использовал автор?

-Но, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, всё когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки и на ком?

Проследим за изменениями в природе. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?

Изменилась погода- холод, стужа.

- Почему изменилась погода?

-На ком отразилось зло Фильки?

1. На людях- замёрзли колодцы, мельница не могла работать, мука вся вышла.

-Какой вывод  мы можем сделать из этого?

Итак, наши слова и поступки могут повлиять на людей.

- Каким мы увидели Фильку?

-Его прозвище: « Да ну тебя?» Как вы его понимаете.

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

3.Трудный путь Фильки к добру.

- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.

Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?  

- А как мальчик вёл себя?

- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

4.Филька осознал своё поведение.

- И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.

Обсуждение эпизода.

- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?

 

- Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им?

Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»

—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?

Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».

— Но почему отказался конь от хлеба?

— Через какие глаголы нам удаётся это понять?  

— Как ведёт себя Филька?

— Почему заплакал Филька?

 

Обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.

— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?

— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..

 — Простил ли конь Фильку?

— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»

— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился.  Каким стал мальчик? 

. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.

-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?

Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь. Он   осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришёл он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.Значит, наш эпиграф соотносится с текстом сказки.

Итог урока. 

  - Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

 

 Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

- Как вы думаете почему сказка названа « Тёплый хлеб»?

- Что олицетворяет собой хлеб?

Хлеб на Руси был превыше всего. Нельзя никому было отказать в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только между Филькой и конём, но и бед всей деревни. Хлеб же стал  и символом примирения. Хлеб- путь к прощению, примирению.

-А что значит «тёплый хлеб»?

Когда хлеб становится тёплым?

- Когда все согреты теплом души, общая радость.

Соответствует ли эпиграф главной мысли сказки?

Какой урок вы извлекли из сказки?

Филька прошёл свою дорогу добра. Он раскаялся.

Мы видим, как Филька изменился, стал добрее.

(На подносе свежеиспечённый хлеб и соль.)

Филька прошёл свой путь добра. А ваш ещё впереди. Прикоснитесь к хлебу, символу доброты и тепла. Пусть ваши сердца наполнятся добром.

 

  Мы сегодня много говорили о добре и зле. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет- с теплотой, с лучиками солнца, цветом свежеиспечённого хлеба. А синий? С чем - холод, злость, мороз. Выберите цвет кружка исходя из вашего внутреннего состояния, которое осталось у вас от урока. Подойдите к солнышку и приклейте к нему свои лучики.

Домашнее задание: мини- проект « Мои добрые дела».

 

В деревне Бережки.

Филька, раненый конь, мельник.

Они отдавали ему всё,обделяя себя, даже сладкую морковку.

Добро, доброта.

Тёплые, доверительные. Конь не боялся людей, знал, что его покормят.

Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Слушают ответы одноклассников.

Конь помешал ему есть хлеб.

Высказывают свою точку зрения.

Записывают в тетрадь.

Ученик зачитывает определение из словаря.

Совершил злой поступок, не проявил милосердие.

Высказывают свои мнения.

Метафора – раненая душа. Это боль, страдание, обида.  

Высказывают свои предположения.

Выборочное чтение.

Мальчик совершил зло.

Отвечают на вопросы.

Каждый человек должен отвечать за свои слова и поступки. Всё взаимосвязано.

Злым .

Дети показывают жестом руки.

Да , если поймёшь, что совершил плохой поступок.

Ответ ученика.

Он себя сравнил со злым мужиком.

Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину.

(Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

Филька верил в деда («он мудрый»)

( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).

Эпизод когда Филька угощает коня тёплым  хлебом  с солью.

  Конь не доверяет Фильке.

Испугался, попятился.

Филька заплакал перед всей деревней.

Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.

Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.

Да.

Филька стал добрым

А он не употребляет больше это выражение.

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.  Отвечать за свои поступки, слова.  Не бояться просить прощения, прощать.

Хлеб всему голова.

Испечён с любовью.

Да .

Отвечают

Под музыку « Дорога добра» приклеивают к солнышку лучики.

Записывают задание в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные уроки по сказке- были К. Паустовского " Тёплый хлеб"

Разработка урока по литературе в 5 классе с использованием личностно-ориентированной развивающей технологии, с использованием ИКТ....

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....