Нравственные уроки по сказке- были К. Паустовского " Тёплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Разработка урока по литературе в 5 классе с использованием личностно-ориентированной развивающей технологии, с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_po_skazke_k.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные уроки по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Эпиграф: Спешите делать добро (А.П.Чехов)
Быть человеком- это чувствовать свою ответственность(А. де Сент-Экзюпери)
Цели урока: познакомить со слогом Паустовского, изучить приемы передачи мыслей автора. Развивать монологическую речь учащихся.
Задачи урока: побудить стремление к самоанализу своих поступков.
Уметь видеть хорошее и плохое.
Научиться сострадать, воспитывать уважение к старшим.
Экологическое воспитание: человек-сын природы.
Оборудование урока: записи на доске, рисунки учащихся, ИКТ, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке продолжим работу- исследование, чему научила нас сказка К Паустовского «Теплый хлеб». Выясним, без каких качеств невозможно прожить человеку. Свои мысли мы будем фиксировать в компьютере и видеть на интерактивной доске.
2.Проверка домашнего задания: Учитель: дома вы записали слова и выражения, которые помогают лучше представить героев.
Конь- вороной, раненый от врага, каждый считал своим долгом кормить.
Панкрат- мельник, сердитый старик, считают его колдуном.
Филька- молчаливый, недоверчивый, прозвище «Ну тебя»
-Вопрос к ученикам: Как связаны герои? Какие поступки совершали?
3. Пересказ поступка Фильки
? Какие черты характера проявились в этом поступке Фильки?
Запишем на доске:
Черствость
Жестокость
Злость
Бессердечность
Эгоизм
-Вопрос к ученикам: А какие противоположные качества человеческого характера мы знаем?
За закрытой доской написаны антонимы, подберите соответствующие.
Сострадание - жалость, вызываемая чьим-то несчастьем.
Сочувствие - отзывчивость к несчастью.
Милосердие - готовность помочь, простить кого-нибудь
Альтруизм - готовность бескорыстно помочь другим.
-Вопрос к ученикам: Вам бы хотелось, чтобы какие люди вас окружали?
? Что для этого нужно? (САМИМ БЫТЬ ДОБРЫМ)(запись на интерактивной доске)
4.Учитель: Но часто нас окружают люди похожие на Фильку.
В Бережках уже была такая история. Вспомним.
Пересказ легенды
- Вопрос к ученикам: Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца»?
? Почему в обоих случаях из-за одного страдают все?
(Люди несут ответственность не только за себя, но и за тех,с
Кем связаны. Ваши ошибки огорчают близких, а добрые дела
Приносят радость.
(МЫ В ОТВЕТЕ ДРУГ ЗА ДРУГА) (запись на интерактивной доске)
Учитель: А у какого героя тоже было ледяное сердце?
? Кая спасла Герда, а кто спас Фильку? (Сам осознал)
Учитель: Филька слушал бабушку и думал. Бабушка подсказывает ему выход, делится мудростью и дает совет.
Найти и зачитать (стр. 72 разговор бабушки и Фильки)
-Вопрос к классу: Какое ключевое слово произносит бабушка? (надежда)
? Какие слова дают надежду? ( дурной человек зло исправит)
? Что понял Филька?
(ЗЛО НУЖНО ИСПРАВИТЬ) (запись на интерактивной доске)
? Что придумал Филька?
5.Пересказ разговора Фильки с Панкратом?
(Ключевое слово-ребята наши хорошие)
6.Как меняется погода на протяжении всего произведения?
Хорошая погода- в деревне все спокойно
Метель- обида коня
-Вопрос к ученикам: Почему погода так отреагировала на поступок мальчика?
(Конь- дитя природы
( ЖИВОТНЫХ ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ) (запись на интерактивной доске)
Теплый ветер- ребята скололи лед.
? Почему изменилась погода на теплый ветер?
(РЕБЯТА СДЕЛАЛИ ДОБРОЕ ДЕЛО) (запись на интерактивной доске)
7. Учитель: Прочитайте эпиграф, написанный на доске. Посмотрите друг на друга. Что хочется сделать, когда видишь хорошего человека - улыбнуться. Когда совершаешь доброе дело , на душе становится светло. Что же такое добро, что оно так меняет людей?
8. Учитель: Я попросила вас дома нарисовать- добро.( РАССМАТРИВАЕМ РИСУНКИ)
Для рисунка слово «добро» - абстрактное понятие, но в словаре Ожегова есть четкое определение
За закрытой доской: ДОБРО-1)все положительное, хорошее, полезное
2) имущество, добро
Соответствуют ли ваши рисунки определению, которое дал Ожегов.
(НУЖНО НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ) (запись на интерактивной доске)
Но осталось одно темное пятно (ЧЕРНЫЙ РИСУНОК)- обида коня
9.Найти и зачитать сцену примирения Фильки с конем (стр. 76-77)
-Вопрос к ученикам: - Почему конь простил мальчика?
- Чем слезы коня и Фильки отличаются?
- Как вы думаете, ребята, тяжело прощать, а просить прощение?
( Камень упал с души, все рады)
(НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ПРОЩАТЬ) (запись на интерактивной доске)
10. Домашняя работа: письменный ответ на вопрос: «О чем меня заставила задуматься сказка К . Паустовского «Теплый хлеб».
11. Итог урока: Чему нас научила сказка?
Какие уроки нравственности запомним?
Без них нельзя прожить, чувствовать себя человеком.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ,кто что считает для себя важным.
12. Я хочу, чтобы вы спешили делать добро,вкладывали в добрые дела всю душу. Шли с этим девизом по долгой ,трудной жизни, а в сердце всегда звучала эта песня.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ДОРОГОЮ ДОБРА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс
В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...
Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...