Нравственные уроки по сказке- были К. Паустовского " Тёплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Разработка урока по литературе в 5 классе с использованием личностно-ориентированной развивающей технологии, с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_uroki_po_skazke_k.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Эпиграф:          Спешите делать добро (А.П.Чехов)

                           Быть человеком- это чувствовать свою ответственность(А. де Сент-Экзюпери)

Цели урока: познакомить со слогом Паустовского, изучить приемы передачи мыслей автора. Развивать монологическую речь учащихся.

Задачи урока: побудить стремление к самоанализу своих поступков.

                         Уметь видеть хорошее и плохое.

                          Научиться сострадать, воспитывать уважение к старшим.

                          Экологическое воспитание: человек-сын природы.

Оборудование урока: записи на доске, рисунки учащихся, ИКТ, музыкальное сопровождение.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке продолжим работу- исследование, чему научила нас сказка К Паустовского «Теплый хлеб». Выясним, без каких качеств невозможно прожить человеку. Свои мысли мы будем фиксировать в компьютере и видеть на интерактивной доске.

 

2.Проверка домашнего задания: Учитель: дома вы записали слова и выражения, которые помогают лучше представить героев.

Конь-              вороной, раненый от врага, каждый считал своим долгом кормить.

Панкрат-        мельник, сердитый старик, считают его колдуном.

Филька-         молчаливый, недоверчивый, прозвище «Ну тебя»

-Вопрос к ученикам:  Как связаны герои? Какие поступки совершали?

                                         3.   Пересказ поступка Фильки

? Какие черты характера проявились в этом поступке Фильки?

Запишем на доске:

          Черствость                                 

          Жестокость

          Злость

         Бессердечность

         Эгоизм

 

-Вопрос к ученикам:  А какие противоположные качества человеческого характера мы знаем?

               За закрытой доской написаны антонимы, подберите соответствующие.

Сострадание - жалость, вызываемая чьим-то несчастьем.

Сочувствие - отзывчивость к несчастью.

Милосердие - готовность помочь, простить кого-нибудь

Альтруизм - готовность бескорыстно помочь другим.

-Вопрос к ученикам:  Вам бы хотелось, чтобы какие люди вас окружали?

? Что для этого нужно?        (САМИМ БЫТЬ ДОБРЫМ)(запись на интерактивной доске)

4.Учитель: Но часто нас окружают люди похожие на Фильку.

В Бережках уже была такая история. Вспомним.  

                                        Пересказ легенды 

- Вопрос к ученикам:  Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца»?

? Почему в обоих случаях из-за одного страдают все?

                                              (Люди несут ответственность не только за себя, но и за тех,с  

                                              Кем связаны. Ваши ошибки огорчают близких, а добрые дела                                                                              

                                             Приносят радость.  

(МЫ В ОТВЕТЕ ДРУГ ЗА ДРУГА) (запись на интерактивной доске)

Учитель:  А у какого героя тоже было ледяное сердце?

? Кая спасла Герда, а кто спас Фильку? (Сам осознал)

Учитель: Филька слушал бабушку и думал. Бабушка подсказывает ему выход, делится мудростью и дает совет.

                             Найти и зачитать  (стр. 72 разговор бабушки и Фильки)

-Вопрос к классу: Какое ключевое слово произносит бабушка? (надежда)

? Какие слова дают надежду? ( дурной человек зло исправит)

? Что понял Филька?

                                      (ЗЛО НУЖНО ИСПРАВИТЬ) (запись на интерактивной доске)

? Что придумал Филька?

5.Пересказ разговора Фильки с Панкратом?

                                                             (Ключевое слово-ребята наши хорошие)

6.Как меняется погода на протяжении всего произведения?

                               Хорошая погода- в деревне все спокойно

                               Метель- обида коня

-Вопрос к ученикам: Почему погода так отреагировала на поступок мальчика?

                             (Конь- дитя природы  

( ЖИВОТНЫХ ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ) (запись на интерактивной доске)              

                                Теплый ветер- ребята скололи лед.

                  ? Почему изменилась погода на теплый ветер?

                       (РЕБЯТА СДЕЛАЛИ ДОБРОЕ ДЕЛО) (запись на интерактивной доске)

7.  Учитель: Прочитайте эпиграф, написанный на доске.    Посмотрите друг на друга. Что хочется сделать, когда видишь хорошего человека - улыбнуться. Когда совершаешь доброе дело , на душе становится светло. Что же такое добро, что оно так меняет людей?

                   

8. Учитель: Я попросила вас дома нарисовать- добро.( РАССМАТРИВАЕМ РИСУНКИ)

Для рисунка слово «добро» - абстрактное понятие, но в словаре Ожегова есть четкое определение

За закрытой доской: ДОБРО-1)все положительное, хорошее, полезное

                                                    2) имущество, добро

Соответствуют ли ваши рисунки определению, которое дал Ожегов.

                           (НУЖНО НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ) (запись на интерактивной доске)

Но осталось одно темное пятно (ЧЕРНЫЙ РИСУНОК)- обида коня

       9.Найти и зачитать сцену примирения Фильки с конем (стр. 76-77)

-Вопрос к ученикам: -  Почему конь простил мальчика?

- Чем слезы коня и Фильки отличаются?

- Как вы думаете, ребята, тяжело прощать, а просить прощение?

                                     ( Камень упал с души, все рады)

        (НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ПРОЩАТЬ) (запись на интерактивной доске)

   10. Домашняя работа: письменный ответ на вопрос: «О чем меня заставила задуматься сказка К . Паустовского «Теплый хлеб».

               

       11. Итог урока: Чему нас научила сказка?

                                Какие уроки нравственности запомним?

                                Без них нельзя прожить, чувствовать себя человеком.

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ,кто что считает для себя важным.

 12. Я хочу, чтобы вы спешили делать добро,вкладывали в добрые дела всю душу. Шли с этим девизом по долгой ,трудной жизни, а в сердце всегда звучала эта песня.

                          ЗВУЧИТ ПЕСНЯ « ДОРОГОЮ ДОБРА»

     

       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...