Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему

Монгуш Мария Арзылановна

Цели:

-обучение учащихся элементам сравнительного анализа героев  драматических произведений на русском и тувинском языках с целью подготовки к домашнему сочинению «Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

 - совершенствование устной речи учащихся, развитие художественного вкуса;

 -Воспитать у учащихся понимать и принимать адекватные решения при трудных жизненных ситуациях, сформировать  позицию недопустимости злобы по отношению к людям, помочь в определении своей жизненной позиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mirv_kotorom_net.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок разработан на основе диалога культур: русский + тывинский.

  Тема: Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

    Цели:

-обучение учащихся элементам сравнительного анализа героев  драматических произведений на русском и тувинском языках с целью подготовки к домашнему сочинению «Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «тёмном царстве»)

 - совершенствование устной речи учащихся, развитие художественного вкуса;

 -Воспитать у учащихся понимать и принимать адекватные решения при трудных жизненных ситуациях, сформировать  позицию недопустимости злобы по отношению к людям, помочь в определении своей жизненной позиции

  Записи на доске:

Тема: Мир, в котором нет…

Мир, в котором есть…

Эпиграф:…

Закон:…

Мораль:…

Причины гибели женщин:…

                                                     Ход урока

1.Организационный момент.

Вступление

  Это заключительный урок по драме Александра Николаевича Островского «Гроза». И сегодня мы будем говорить не только о «Грозе», есть уникальная тувинская трагедия, которая сюжетом очень схожая драме «Гроза» и вы её изучали в 9 классе. Правильно, это «Хайыраан бот» Виктора Кок-оола и есть историческая повесть «Самбукайнын чугаазы» Почему выбраны эти произведения к этому уроку вы поймёте в ходе анализа судьбы героинь этих произведений. Посмотрите на записи. Я буду рада, если в конце занятия мы сможем подобрать эпиграф к нашему уроку. А пока, как видите, даже тема урока до конца не сформулирована. Мы сможем выразить её полностью, если проанализируем эти три произведения.

2. Основная часть. Анализ текстов.

А.Н.Островский «Гроза»

Виктор Шогжапович Кок-оол «Хайыраан бот»

«Самбукайнын чугаазы»

                         Начнём разговор о старшем поколении со стороны мужей наших героинь

Кто такая Кабаниха? Социальное и семейное положение.

(Богатая купчиха, вдова, мать двоих детей)

О родителях Кенден-Хуурака в произведении  ничего конкретного не написано. Понятно только, что он из богатой семьи.

Кто такая Бичевей?

(Жена Богача Монгушпая).

Почему имя героини Кабаниха?

(Дикая, невежественная,злобная)

Почему имя героини Бичевей?

(Она младшая жена. Младший по-тувински «бичии»

Характеристика Кабановой

Всё вроде бы делает правильно: учит не грешить, но в душе нет любви к детям. Она держит их в страхе и это привело к тому, что у них искалеченные души, несчастные судьбы.

(Прочитать текст:действие 1, явление 5: «Что ты нюни распустил? Ну какой ты муж?...Станет ли жена тебя бояться после этого?)

Характеристика Бичевей

Она полновластная хозяйка вего богатства Монгушпая, алчная, жадная.Все в семействе Монгушпаев боялись её, даже сам хозяин никогда не перечил ей. Бичевей ненавидела Бичевей за её простое происхождение, за то, что за неё при замужестве отдали много скота, что она т.е.Самбукай не достойна такой цены, что она в течение 3-х лем не смогла родить сыну ребёнка…

                                           Дадим характеристику мужьям наших героинь

      Тихон

         Кенден-Хуурак

 Чараш-оол

  Теперь поговорим о наших главных героинях. Какова была их жизнь до замужества?

Катерина

      Кара

  Самбукай

Катерина выросла в любви и ласке своих родителей. Давайте вспомним, какую историю она рассказала Варваре из своего детства.

(Зачитать действие 2, явление 2: «Такая уж я зародилась горячая!...)

Она выросла свободной, играла и пела, когда следила за отарой, любила свой родной уголок, природу. Полюбила молодого сироту, у которого ничего не было.

Самбукай единственная дочь семьи среди троих мальчиков. Родители души в ней не чаяли, любили и ласкали её больше, чем своих сыновей. Она  всегда была неразлучна со своим братом Аракпай, брат всегда брал её с собой, куда бы он не пошёл: на игру, когда надо за табуном смотреть, Они всегда были вместе.

                                                                           Жизнь в замужестве

Живёт как в клетке.

Кабаниха следит за каждым её шагом, глаз с неё не спускает.

Муж Тихон боится своей матери и не заступается за неё.

Живёт как рабыня. Муж её жестоко бьёт. Заставляет работать с утра до ночи.

Живёт как рабыня. Бичевей заставляет её работать  и следит за ней, никогда не говорит доброго слова за её труды. Оскорбляет, обзывает её по –всячески.

Муж Чараш-оол боится своей матери и не заступается за неё

              Почему героини так неудачно вышли замуж?

По настоянию и расчёту своих родителей

По настоянию и расчёту своих родителей

 Причины гибели Катерины и Кара

 Судьба Самбукай

    Катерина

   Кара

 У Катерины не было возможности вырваться на волю, убежать от деспотизма Кабанихи. Выходом для героини становится чувство любви. Поначалу она пытается направить это чувство на своего мужа. Но Тихон не может оценить её порыва, и чувство её обращается к Борису. Но Борис не менее жалок, чем Тихон. Он целиком зависит от Дикого, хотя и понимает своё положение, но также не в состоянии противиться чужому произволу. Он не может ничего сделать ни для себя самого, ни для своей любимой женщины. И когда Катерина это понимает, единственным выходом для неё становится смерть  Это единственный шанс вырваться из домашнего ада, Катерине хватает решимости вырваться на свободу таким образом.

Кара сбегает от своего мужа-тирана и приезжает в единственное пристанище - к своим родителям. Мать рада, что дочь вернулась, но отец не одобряет возвращение своей дочери (Может быть потому, что он неродной отец? Это со слов Кара –кадай: «Дыка-ла кадыг баарлыг кижи-дир ам бо. Сонгу адазы болгаш ындыг ирги бе бо?».

Сарыг-Ашак не хочет отдавать две коровы, которых получили за Кару и всеми силами помогает Кенден –Хуураку возвратить жену обратно в аал.

Кара и Седип собираются сбежать, но не успевают. Их застают около роковой скалы. В борьбе Седип убивает Кенден-Хуурака. Кара этого не видит и бросается со скалы, чтобы не жить больше в неволе, как рабыня.  

От тяжёлой жизни в неволе Самбукай не раз задумывается о смерти. Но она всё-таки находит в себе силы сбежать от деспотизма своей свекрови к своей родной тёте в дальнем кожууне.

 

 Три разных женщин, три разные, но, по сути, одинаковые судьбы. В чём схожесть их судеб?

-Положение женщины в дореволюционное время самое бесправное, отстоять свои права у них нет никаких шансов.

- Они не любили своих мужей

-Семейные традиции: вышла замуж,живи с мужем до конца своих дней. Есть тувинская пословица: «Даш октаан черинге чыдар, кыс барган черинге чурттаар».

-Влюбляться в чужого мужчину замужней женщине – это большой грех и ничем этот грех не смывается. Катерина и Кара совершили этот грех,  может, поэтому у них такой конец жизни?

  В каком мире жили эти женщины?

 -В мире, где нет любви В этом мире жили три семьи:

Мы сформулировали тему урока. Выдающийся критик, публицист Н. А. Добролюбовь назвал мир Кабановых «темным царством» Это определение подошло бы к тувинской  трагедии «Хайыраан бот» и повести «Самбукайнын чугаазы».

Мораль «тёмного царства» точно и просто выражена Варварой. Помните, она говорила Катерине: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было» И итогом этих слов является судьба Тихона – он уходит в запой, а Варвара предаётся блудной страсти.

 А закон в «тёмном царстве» один – держать в страхе всех, кого можешь.

3.Путь спасения.

-Каким вы видите мир, который сейчас нас окружает?

-Возвратимся к драме «Гроза» Я бы хотела напомнить диалог Тихона и Кулигина о Катерине после её гибели. Если бы она осталась жива т.е. спаслась, Катерина стала бы хорошей женой?

-В каком мире должна строиться семья?

-В мире, в котором есть любовь, уважение…

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=187064949-63-72&n=21

-Какая заповедь в этом мире является главной?

-Любовь или любите друг друга

-Эта заповедь будет эпиграфом к нашему уроку. Теперь заполним свою таблицу.

Тема: Мир, в котором нет любви

Мир, в котором есть любовь

Эпиграф:…

Любите друг друга

Закон: страх

Любовь и уважение

Мораль: «…делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

Человек – существо не идеальное, любой может ошибаться, но в жизни всегда есть выход, есть путь спасения (как  у Самбукай)

Причины гибели женщин: безысходность спасения, неволя, унижения, оскорбления…

Женщины сегодня полноправные хозяйки своей судьбы.

Домашнее задание: Написать сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» на тему «Мир, в котором нет любви» или на тему «Судьба женщины в «тёмном царстве» по прочитанным произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Жертвы "тёмного царства"

Презентация может быть использована в качестве дидактического материала на уроке литературы, посвященном изучению драмы А.Н.Островского "Гроза"...

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

СТИХОТВОРЕНИЕ, РАСКРЫВАЮЩЕЕ ЧУВСТВО ЛЮБВИ К ЖЕНЩИНЕ

Поэзия была для А.К.Толстого высшим выразителем любви, любви, которая помогает людям одолевать все тяготы, страдания, выйти из жизненных тупиков. Такой, на наш взгляд, и была во многом любовь А.К. Тол...

Из опыта работы.Урок. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Урок литературы в 10 классе. Протест Катерины против "тёмного царства", в чём трагедия героини. (по пьесе Островского "Гроза")...

Николай Александрович Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»

Знакомство с жизнью и творческой деятельностью А.Н. Добролюбова; выяснить и понять точку зрения критика на драму А.Н. Островского "Гроза"; развивать умение работать с критической статьёй....

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».

Тема: Протест Катерины против «тёмного царства».Целивоспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.р...