конспект урока литературы"Жизнь и творчество М.Горького"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
«М. Горький. Жизнь и творчество»
Цели: 1. познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, показать особенности романтизма М.Горького 2.воспитывать интерес к творчеству писателя, 3развивать умение связно отвечать на вопросы биографического характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 12.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «М. Горький. Жизнь и творчество»
Цели: 1. познакомить с жизнью и творчеством М. Горького, показать особенности романтизма М.Горького 2.воспитывать интерес к творчеству писателя, 3развивать умение связно отвечать на вопросы биографического характера
Нельзя человеку отказывать в двух вещах: в хлебе и в книге М.Горький
Оборудование : компьютер, презентация
Ход урока
I. Фронтальный опрос Вы уже знакомились с творчеством М.Горького в младших классах Что вам известно о биографии писателя? Какие произведения М. Горького вы знаете? Настоящая ли фамилия -Максим Горький? (Правильно ,это -псевдоним Настоящая фамилия-Алексей Пешков) 2 Вступительное слово учителя о жизни и творчестве Горького. Учащиеся составляют таблицу с биографическим данными писателя на протяжении урока
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма
,
Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди».
Здесь и прошло детство Горького, которое он описал в первой части автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В истории мировой литературы редко встретишь более пронзительную и страшную повесть о детстве.
«У Кашириных опять дерутся», — говорили соседи.
Но были в семье и добрые, хорошие, любящие люди. В особенности любила Алексея бабушка.
«Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели... Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня появилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».
Повесть «Детство» проповедует милосердие к слабым и беспомощным, отвращение к насилию во всех его формах, мудрость и любовь к людям.
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Попытка поступить в Казанский университет оказалась неудачной. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, пекарь и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
«Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде» М.Горький
Начинает как провинциальный газетчик под псевдонимом Иегудиил Хламида.
12 сентября 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» впервые напечатан рассказ Пешкова «Макар Чудра». Произведение было подписано «Максим Горький» (Отрывок из к/ф «Табор уходит в небо» . Ранние рассказы М.Горького носят романтический характер. Вспомним, что такое романтизм Романтизм-особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью ,изображение исключительной личности ,часто одинокой и не удовлетворённой настоящим ,устремлённой к далёкому идеалу и поэтому находящейся в резком конфликте с обществом,,с людьми (Записать в тетрадь )
«Горящее сердце Данко»
(Сообщение ученика) Дореволюционный период Горького характеризовался произведениями романтического характера, воспевающими высоту человеческого духа и красоту самоотверженного подвига во имя людей. Его произведения «Старуха Изергиль(1894), «Макар Чудра»(1892 ), «Сказки об Италии» (1911-1913) посвящены героическим поступкам красивых людей. Прекрасные душой и телом, его герои способны на фантастические подвиги.
Изергиль всегда любила тех, кто «любит подвиги». Она рассказывает о горящем сердце Данко, его бесстрашии, любви и жалости к людям.
«Что сделаю я для людей?!» — восклицает Данко.
«...Вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...».
Самоотверженная и самозабвенная любовь к людям во имя их свободы и благоденствия озаряет жизнь этих героев и наполняет ее особенным смыслом. Самоотверженный герой-заступник за весь род человеческий веками живет в народных легендах.
1895 г. – публикация в популярном журнале «Русское богатство»
1898 – В Петербурге выходит книга «Очерки и рассказы», которая имела сенсационный успех в России.
1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей
мирового класса.
(Сообщение ученика)ПЕСНЯ О СОКОЛЕ (1895)
ПЕСНЯ о БУРЕВЕСТНИКЕ (1901)
Песня о Соколе и Песня о Буревестнике — романтические песни-призывы к борьбе против серой и скучной жизни, где «тепло и сыро». Автор взмывает над обыденностью жизни вверх, к солнцу, к небу. Для него главное — полет, прорыв пространства несвободы.
Рассказывает-поет старый Рагим «Песню о Соколе». Ползающий Уж и летающий смелый Сокол воплощают два понимания бытия. Стремление «к свободе, к свету», достойная, смелая жизнь — удел настоящего Человека.
Сокол умирает счастливым: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо...».
«Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
«ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА»(сообщение ученика)
1925 - 1936
Роман «Жизнь Клима Самгина» — размышление Горького о судьбах русской интеллигенции в мировом контексте и в контексте русских революций.
«Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне» (Архив Л. М. Горького).
В центре романа — фигура «революционера поневоле», из страха перед неизбежной революцией — фигура человека, который чувствует себя «жертвой истории». Эту фигуру автор считает типичной. В романе — ряд личных драм, картины ходынской катастрофы, 9 января 1905 г. в Петербурге, Московское восстание и другие события вплоть до наступления на Петербург генерала Юденича.
«Несвоевременные мысли» (сообщение ученика)
По признанию самого Горького, «с осени 16-го года по зиму 22-го» он «не написал ни строчки» художественных произведений. Все его мысли были связаны с бурными событиями, потрясавшими страну. Вся его энергия была обращена на непосредственное участие в общественной жизни: он вмешивался в политическую борьбу, старался выручать из застенков ЧК ни в чём не повинных людей, добивался пайков для умирающих от голода учёных и деятелей искусства, затевал дешёвые издания шедевров мировой литературы...
«Несвоевременные мысли» — это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете «Новая жизнь», органе группы социал-демократов. Газета просуществовала чуть больше года — с апреля 1917-го по июль 1918-го, когда была закрыта властями как оппозиционный орган печати.
Что же было в мыслях Горького настолько несвоевременного, что почти полвека они были под запретом?
Главная цель революции, по Горькому, нравственная — превратить в личность вчерашнего раба. А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьский переворот и начавшаяся гражданская война не только не несли «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировали «выброс» самых тёмных, самых низменных — «зоологических» — инстинктов.
Горький пишет о самосудах и погромах, о беззастенчивом вывозе за границу культурных ценностей, об аресте честных людей, виновных только в том, что они мыслят иначе, чем велит новая власть, о кастовости нового гегемона — пролетариата, которая, по мысли писателя, ничуть не лучше кастовости дворян. «Атмосфера безнаказанных преступлений», снимающая различия «между звериной психологией монархии» и психологией «взбунтовавшихся» масс, не способствует воспитанию гражданина, утверждает писатель.
ГОРЬКИЙ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ(сообщение ученика)
Горький очень любил детей. В юные годы по праздникам, собрав ребят со всей улицы, он уходил с ними на целый день в лес, а возвращаясь, нередко тащил самых усталых на плечах и спине — в специально сделанном кресле.
У себя на Родине, в Нижнем Новгороде, на Новый 1901 год Горький устроил для полутора тысяч детей нижегородской бедноты елку — с цветными электрическими лампочками (тогда это казалось почти чудом) и подарками: мешком с фунтом гостинцев, сапогами, рубахой. С болью смотрел он на недетскую печаль в глазах маленьких гостей, на их старческую серьезность, негодуя на тех, кто лишил детей детства.
И позже дети писали Горькому письма, и он отвечал им — всегда доброжелательно, нередко шутливо. «Огромное удовольствие чувствую я, переписываясь с ребятишками», — говорил писатель. Всем известно его высказывание: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше».
Проникновенно изображал Горький детей в своем творчестве: произведениях «Фома Гордеев», «Трое», «Детство», «Сказки об Италии», «Страсти-мордасти», «Зрители», «Дед Архип и Ленька», «Миша», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Встряска», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко».
Вот как шутливо, с юмором обращался Горький к своим маленьким друзьям:
Дорогие мои дети! Очень трудно жить на свете! Всюду — папы или мамы Непослушны и упрямы. Ходят бабушки и деды И рычат, как людоеды. И куда вы ни пойдете — Всюду дяди или тети. И везде учителя Ходят, взоры веселя. Ходят, кашляют — следят: Кто бойчее из ребят? А заметят: мальчик боек, Так ему наставят двоек. На носы надев очки, Смотрят: где тут девочки? И шагая, как верблюды, Ставят девочкам «неуды». Дорогие мои дети! Тяжелы порядки эти!
Горький встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
3..Самостоятельная работа (мини-тест по творчеству М .Горького)
4. Подведение итогов
Домашнее задание: прочитать рассказ «Старуха Изергиль», пьесу «На дне», выучить биографию писателя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество С. Есенина".
АннотацияДанную презентацию можно использовать на уроках литературы для изучения жизни и творчества С. Есенина в разных классах, также материалами можно воспользоваться при создании литературно-...
Презентация к уроку литературы. Жизнь и творчество И.А. Бунина
Презентация будет хорошим наглядным материалом для знакомства с жизнью и творчеством И.А. Бунина...
Презентация к уроку литературы."Жизнь и творчество И.С.Тургенева"
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве И.С.Тургенева может быть использована в качестве иллюстрации к первому уроку о писателе....
Презентация к уроку литературы. "Жизнь и творчество Н.А.Некрасова"
Презентация может быть использована на первом уроке по творчеству Н.А.Некрасова...
Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Н.М.Радищева"
жизнь и творчество Радищева Н.М....
Конспект урока литературы «Правда в пьесе М. Горького "На дне"».
Цели:Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах С...
План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"
План-конспенкт содержит материал по организации на уроке исследования учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественн...