План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
План-конспенкт содержит материал по организации на уроке исследования учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественного произведения. В ходе урока учащиеся 11 класса отрабатывают навыки анализа текста и в кластере систематизируют свои результаты исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_neoromantizma_v_rannem_tvorchestve_m.docx | 1020.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности неоромантизма в раннем творчестве М. Горького
(на основе анализа произведения М.Горького «Старуха Изергиль»
План – конспект урока по литературе 11 класс
Цели урока:
1.Обучающая: определить особенности ранних романтических произведений М, Горького, идейные и художественные задачи писателя в произведении «Старуха Изергиль», максимально использовать изучаемый материал для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), работа с художественным текстом, включая выразительное чтение.
2. Развивающая: развивать когнитивные процессы учащихся: внимание, память, умение анализировать сопоставлять, делать выводы.
3.Воспитательная: формировать нравственные основы человеческих взаимоотношений, потребность в обращении к русской литературе как к учебнику жизни, приобщить учащихся к культурному наследию русского народа.
Оборудование: учебник литературы 11 класс, текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль», портрет М. Горького периода романтического творчества, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент: объявляются тема и цель урока.
Подготовка к восприятию нового материала:
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами проанализируем произведение М.Горького «Старуха Изергиль» и на основе этого анализа определим, какова идея произведения, как она соотносится с литературно-историческим контекстом того времени, каковы художественные особенности произведения, и на основе этого, создав кластер по произведению «Старуха Изергиль», сделаем вывод: в чем заключаются особенности неоромантизма произведений М.Горького.
Знакомясь с особенностями творческого пути писателя, мы узнали, что М. Горький начинает создавать свои первые произведения в русле литературного направления романтизм. «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» и другие ранние произведения имеют художественные особенности, соответствующие романтизму как литературному направлению.
Аналитическая беседа: Вспомним, какие художественные особенности существуют у литературного направления - романтизм.
Ответы учащихся: уход от реальной действительности, мечты о лучшем мире, лучших людях, экзотическая природа, экзотический менталитет художественных образов, необычный мир и необычные романтические герои, противопоставленные обществу.
Учитель: Как мы сможем соотнести художественный выбор М.Горького в этот период с жизненными обстоятельствами писателя и историческим контекстом того времени?
Ученик: Создание ранних произведений у М. Горького совпадает с непростыми условиями жизни писателя, он в поисках заработка с 11 лет вынужден скитаться, чтобы обеспечить самого себя. Жизненные наблюдения сформировали у него стойкое неприятие «свинцовых мерзостей русской жизни». Поэтому, возможно, обращение к романтизму – это протест против серой, духовно скудной жизни обывателей того времени, которую М.Горький наблюдал, но не принимал.
Учитель: Таким образом, давайте сделаем вывод: какова художественная задача ранних романтических произведений М.Горького?
Ученик: Противопоставление романтического мира свободолюбивых героев «свинцовым мерзостям русской жизни»
Учитель: Чтобы структурировать и систематизировать наши исследования в ходе анализа произведения «Старуха Изергиль», мы в течение урока создадим кластер, в котором отразится весь наш путь исследования и наши выводы. Начнем с оформления основной мысли кластера.
(на интерактивной доске и в тетрадях учащиеся оформляют основную мысль)
Работа с интерактивной доской: создание кластера - формирование основной мысли урока:
Основная творческая задача М.Горького в произведении «Старуха Изергиль» - изображение сильной, яркой, неординарной личности, противопоставленной серой, душной, скучной жизни.
Учитель: Продолжаем анализ художественных особенностей произведения «Старуха Изергиль» и их роли в реализации художественной задачи.
Рассмотрим композицию произведения. Какие составляющие композиционные элементы можно в нем выделить?
Ученик: Композиционно «Старуха Изергиль» имеет особенности. Произведение не имеет традиционных элементов композиции: экспозиции, завязки действия, кульминации и так далее.
Учитель: Таким образом, оно является новаторским в композиционном отношении – это одна из неоромантических особенностей произведения М.Горького.
Ученик: Составляющие элементы композиции: вступление, легенда о Ларре, рассказ самой старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко, заключение.
Учитель: Добавляем в кластер информацию о роли композиции в реализации художественной задачи М.Горького
Нетрадиционность композиции - это неоромантическое новаторство для реализации художественной задачи М.Горького
Учитель: В чем особенности жанра произведения «Старуха Изергиль»?
Ученик: В этом произведение мы встречаемся с жанрами: легенда и рассказ старухи о своей жизни.
Учитель: М.Горький не в первый раз использует несколько жанров в одном произведении. Этот синкретизм жанров (легенды и повествование) помогает автору донести до читателя свои идеи, осуществить свою творческую задачу. Добавляем в кластер информацию о жанровом своеобразии в реализации художественной задачи М.Горького
Жанр синкретичен (объединены легенда и повествование).
Учитель: Говоря о романтических особенностях произведения, давайте определим их, прочитав выразительно отрывки из произведения «Старуха Изергиль». В чем проявляются в предложенном отрывке художественные особенности романтизма?
Ученик выразительно читает вступление:
Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к м Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее
.Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
Ученик: В этом отрывке мы видим романтическое описание экзотического (морского) пейзажа и людей (молдаван в национальной одежде). Метафоры , эпитеты, олицетворения создают яркую, красочную картину бессарабского вечера, а слова «сказочные», «фантастические» добавляют таинственности изображаемому.
Учитель: Формулируем в кластере мысль о роли романтического пейзажа для осуществления авторского замысла
Романтическое описание экзотической природы и ее активное участие в развитии авторского замысла.
Учитель: Что еще в данном произведении помогает нам понять авторский замысел, а автору осуществить реализацию творческой задачи? Какова система образов в произведении? Кто является героями произведения?
Ответы учеников ( Ларра, Данко, рассказчик – старуха Изергиль, повествователь)
Учитель: Почему М.Горький объединил их всех в одно произведение, не создал три отдельных рассказа? Что объединяет этих героев?
Ученик: Ларра и Данко красивые, свободолюбивые, гордые, сильные личности противопоставлены окружающему их обществу.
Учитель: В чем различие между Данко и Ларрой?
Ученик: Данко и Ларра противопоставлены, Ларра любит свободу только для себя, он эгоистичен, презирает людей, разрешает только себе приносить зло людям ради собственных прихотей, а Данко любит людей, он желает свободы для них и добивается свободы и счастливой жизни для своего племени, жертвуя своим сердцем.
Учитель: Что нового привносит в романтический облик Данко М.Горький, по сравнению с романтиками-героями литературы начала 19 века.
Ученики: Данко любит людей, он живет и погибает ради них, его образ наполнен идеей гуманизма.
Учитель: В этом и заключается основное новаторство в романтизме М.Горького: гуманистическая сущность идей и образов романтических произведений М. Горького, в том числе и «Старухи Изергиль»
Добавляем в кластер мысль
Система романтических и реалистических образов, построенная на основе противопоставления, несет в себе главную идейную нагрузку гуманистических идей М.Горького.
Учитель: Для чего М.Горький вво дит в свое произведение повествование о жизни самой старухи Изергиль.? Как соотносится старухи Изергиль с образами и Ларры и Данко?
Ученик: Старуха соединила в себе черты и Ларры и Данко: она красива , горда, свободолюбива, стреми тся к яркой личности, к приключениям, ценит в других людях силу духа и неординарность.
Учитель: Как вы думаете, каких качеств больше в старухе Изергиль - от Данко или от Ларры? Прочитаем отрывок из произведения о ее первых встречах с рыбаком.
Ученик выразительно читает отрывок:
— Я жила с матерью под Фальми, на самом берегу Бырлата; и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. Сидит в лодке и так звонко кричит он нам в окна: «Эй, нет ли у вас вина... и поесть мне?» Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу. И покачивается, и что-то поет. Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.. А я и не знал про это!» Точно он уж знал всех красавиц до меня! Я дала ему вина и вареной свинины... А через четыре дня дала уже и всю себя... Мы всё катались с ним в лодке по ночам. Он приедет и посвистит тихо, как суслик, а я выпрыгну, как рыба, в окно на реку. И едем... Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про все и побила меня, уговаривал все меня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже. В то время гуцулы шайкой ходили по тем местам, и у них были любезные тут... Так вот тем — весело было. Иная ждет, ждет своего карпатского молодца, думает, что он уже в тюрьме или убит где-нибудь в драке, — и вдруг он один, а то с двумя-тремя товарищами, как с неба, упадет к ней. Подарки подносил богатые — легко же ведь доставалось все им! И пирует у нее, и хвалится ею перед своими товарищами. А ей любо это. Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их... Как ее звали? Забыла как... Все стала забывать теперь. Много времени прошло с той поры, все забудешь! Она меня познакомила с молодцом. Был хорош... Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо... А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее...
— А рыбак куда девался? — спросил я.
— Рыбак? А он... тут... Он пристал к ним, к гуцулам. Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом — ничего, пристал к ним и другую завел... Их обоих и повесили вместе — и рыбака и этого гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. В Добрудже это было. Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился. Увидал меня, вынул трубку и кричит: «Прощай!..» Я целый год жалела его.
Ответы учеников: Рассказывая о тех , кто был с нею , старуха не договаривает об их дальнейшей судьбе, ей это неинтересно вспоминать, и только повествователь, подробно расспрашивая ее, заставляет рассказать о погибших по ее вине людях, а ей они уже безразличны.
Ученик: Старуха Изергиль следовала только своим желаниям, зову толко своего сердца, она не считалась с желаниями других людей, не считалась с реальность в поисках любви и приключений. В этом эгоизме она похожа на Ларру.
Учитель: Рассмотрим, как М. Горький выразил отношение повествователя к главной героине. Прочитаем описание ее внешности.
Ученик читает описание внешности старухи Изергиль
Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.
Учитель: Что выделяет автор в ее описании?
Ученики: Уродливую внешность: тусклые глаза, которые не оживляют воспоминания, сухая морщинистая кожа, сморщенный крючковатый нос, седые волосы, точащие из-под красной тряпки, голос скрипучий, словно хрустят кости – она описывается неприглядной,
Учитель: Эстетически неприятное изображение внешности старухи - это неприятие повествователем и самим М. Горьким жизненного пути и жизненных установок героини, это суд автора над эгоизмом человека, потребительского отношения к людям, стремлением исполнять только свои желания, не считаясь с другими людьми – над всем тем, что не приняла сама Изергиль в Ларре.
Прочитаем заключение произведения и подумаем над вопросом: какой поступок повествователя дает нам понимание новых особенностей в неоромантизме и в образе повествователя проявляется в последних строках?
Ученик выразительно читает отрывок
Ученики: Повествователю жаль старуху, хотя она и несет в себе черты Ларры, но она уже старая, немощная, ей нужны забота и уход. Старые люди уже во многом беспомощны, молодые должны заботиться о них. И когда старуха засыпает, повествователь укрывает обнаженное ветром тело старой женщины.
Учитель; В этой детали мы видим очередное утверждение М.Горьким новых идейных основ романтизма – усиление гуманистической направленности произведений.
Основная идея М.Горького в этом произведении заключается в том, чтобы донести до читателя великую и простую истину: сильные духом, яркие, неординарные личности не должны жить только для себя, противопоставляя себя обществу, они должны любить других людей, отдавать свои силы и способности другим, а не жить за счет них, пользуясь своей силой. Уважать человека, человека, беречь его, особенно когда ему требуется помощь в болезни, немощи, старости – вот тот гуманистический неореализм, который создал М.Горький в своих произведениях.
А теперь систематизируем наш кластер:
Домашнее задание: Повторить содержание пьесы М.Горького «На дне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"
В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...
План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)
Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...
романтизм раннего творчества М.Горького
метапредметный урок литературы в 11 классе...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
План-конспект открытого занятия объединения "Техническое творчество".
Методическая разработка откытого занятия по изготовлению мадели самолета ЯК-25. Для учащихся 6-7 классов. ...
План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»
Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...
Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль"....