План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

План-конспенкт содержит  материал по организации на уроке исследования  учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественного произведения. В ходе урока учащиеся 11 класса отрабатывают навыки анализа текста и в кластере систематизируют  свои результаты исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_neoromantizma_v_rannem_tvorchestve_m.docx1020.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности неоромантизма в раннем творчестве М. Горького

(на основе анализа произведения М.Горького «Старуха Изергиль»

План – конспект урока по литературе  11 класс

Цели урока:

1.Обучающая:  определить особенности ранних романтических произведений М, Горького,  идейные и художественные задачи писателя  в произведении «Старуха Изергиль»,  максимально использовать  изучаемый материал для развития  основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), работа с художественным текстом, включая выразительное чтение.

2. Развивающая: развивать когнитивные процессы учащихся:  внимание, память, умение анализировать сопоставлять, делать выводы.

3.Воспитательная:  формировать нравственные основы человеческих взаимоотношений,  потребность в обращении к русской литературе как к учебнику жизни,  приобщить учащихся к культурному наследию русского народа.

      Оборудование: учебник литературы 11 класс, текст  произведения  М.Горького «Старуха Изергиль», портрет М. Горького периода романтического творчества, интерактивная доска.

Ход урока:

Организационный момент: объявляются тема и цель урока.

Подготовка к восприятию нового материала:

Вступительное слово учителя:  Сегодня на уроке мы с вами проанализируем произведение М.Горького «Старуха Изергиль» и на основе этого анализа определим, какова идея произведения,  как она соотносится с литературно-историческим контекстом того времени, каковы художественные особенности произведения, и на основе этого, создав кластер по произведению «Старуха Изергиль», сделаем вывод: в чем заключаются  особенности неоромантизма произведений М.Горького.

Знакомясь с особенностями творческого пути писателя, мы узнали, что М. Горький начинает создавать свои первые произведения в русле литературного направления романтизм. «Макар Чудра»,  «Песня о Буревестнике»,  «Песня о Соколе» и другие  ранние  произведения имеют  художественные особенности, соответствующие романтизму как литературному направлению.  

Аналитическая беседа: Вспомним, какие художественные особенности существуют у литературного направления  -  романтизм.

Ответы учащихся:  уход от реальной действительности, мечты о лучшем мире, лучших людях, экзотическая природа, экзотический менталитет художественных образов,  необычный мир и необычные романтические герои, противопоставленные обществу.

 Учитель:  Как мы сможем соотнести художественный выбор М.Горького в этот период с  жизненными обстоятельствами писателя и историческим контекстом того времени?

Ученик: Создание ранних произведений у М. Горького совпадает с непростыми условиями жизни писателя, он в поисках заработка с 11 лет вынужден скитаться, чтобы обеспечить самого себя. Жизненные наблюдения сформировали у него стойкое неприятие «свинцовых мерзостей русской жизни». Поэтому,   возможно, обращение к романтизму – это протест против серой, духовно скудной жизни обывателей того времени,  которую  М.Горький наблюдал, но не принимал.

 Учитель: Таким образом, давайте сделаем вывод: какова художественная задача ранних романтических произведений М.Горького?

Ученик:  Противопоставление романтического мира свободолюбивых героев  «свинцовым мерзостям русской жизни»

Учитель: Чтобы структурировать и систематизировать наши исследования в ходе анализа произведения «Старуха Изергиль», мы в течение урока создадим кластер, в котором отразится весь наш путь исследования и наши выводы.  Начнем с  оформления основной мысли кластера.

(на интерактивной доске и в тетрадях учащиеся оформляют основную мысль)

Работа с интерактивной доской:  создание кластера  - формирование основной мысли урока:

  Основная творческая задача М.Горького в произведении «Старуха Изергиль» -  изображение сильной, яркой, неординарной личности, противопоставленной  серой, душной,  скучной жизни.

Учитель:  Продолжаем анализ художественных особенностей произведения «Старуха Изергиль» и их роли в реализации художественной задачи.

Рассмотрим композицию произведения. Какие составляющие композиционные элементы можно в нем выделить?

Ученик: Композиционно «Старуха Изергиль»  имеет особенности. Произведение не имеет традиционных элементов композиции:   экспозиции, завязки действия, кульминации и так далее.

Учитель: Таким образом, оно является новаторским в композиционном отношении – это одна из неоромантических особенностей произведения М.Горького.

Ученик: Составляющие элементы композиции: вступление,  легенда о Ларре, рассказ самой старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко, заключение.

 Учитель: Добавляем в кластер информацию о роли композиции в реализации художественной задачи М.Горького

Нетрадиционность композиции - это неоромантическое новаторство  для реализации  художественной задачи М.Горького

 Учитель: В чем особенности  жанра произведения «Старуха Изергиль»?

Ученик: В этом произведение мы встречаемся с жанрами:  легенда и рассказ старухи о своей жизни.

Учитель:  М.Горький не в первый раз  использует несколько жанров в одном произведении. Этот синкретизм жанров (легенды и повествование)  помогает автору донести до читателя свои идеи, осуществить свою творческую задачу. Добавляем в кластер информацию о жанровом своеобразии  в реализации художественной задачи М.Горького

     Жанр синкретичен (объединены легенда и повествование).

Учитель: Говоря о романтических особенностях произведения, давайте определим их, прочитав выразительно отрывки из произведения «Старуха Изергиль». В чем проявляются в предложенном отрывке  художественные особенности романтизма?

Ученик выразительно читает вступление:

     Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

       Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к м  Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее

     .Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...

     Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.  

Ученик:  В этом отрывке мы видим романтическое описание  экзотического  (морского) пейзажа  и людей (молдаван в национальной одежде). Метафоры , эпитеты, олицетворения  создают яркую, красочную картину бессарабского вечера, а слова «сказочные»,  «фантастические» добавляют таинственности изображаемому.

Учитель: Формулируем в кластере мысль о роли  романтического пейзажа  для осуществления авторского замысла

   Романтическое  описание экзотической природы и ее активное  участие в развитии авторского замысла.

Учитель:  Что еще в данном произведении помогает нам понять авторский замысел, а автору осуществить реализацию творческой задачи? Какова система образов в произведении? Кто является героями произведения?

Ответы учеников ( Ларра, Данко, рассказчик – старуха Изергиль, повествователь)

Учитель: Почему М.Горький объединил их всех в одно произведение, не создал три отдельных рассказа? Что объединяет этих героев?

Ученик: Ларра и Данко красивые, свободолюбивые, гордые, сильные личности противопоставлены окружающему их обществу.

Учитель: В чем различие между Данко и Ларрой?

Ученик:  Данко и Ларра противопоставлены, Ларра любит свободу только для себя, он эгоистичен, презирает людей, разрешает только себе приносить зло людям  ради собственных прихотей, а Данко  любит людей, он желает свободы для них и добивается свободы  и счастливой жизни для своего племени, жертвуя своим сердцем.

 Учитель: Что нового привносит в романтический облик Данко М.Горький, по сравнению с романтиками-героями литературы  начала 19 века.

Ученики:  Данко любит людей, он живет и погибает ради них, его образ наполнен идеей гуманизма.

Учитель: В этом и заключается основное новаторство в романтизме М.Горького: гуманистическая сущность  идей и образов романтических произведений М. Горького, в том числе  и «Старухи Изергиль»

Добавляем в кластер мысль

Система романтических и реалистических образов, построенная  на основе противопоставления, несет в себе главную идейную нагрузку  гуманистических идей М.Горького.

Учитель:  Для чего М.Горький вво дит в свое произведение повествование о жизни самой  старухи Изергиль.? Как соотносится  старухи Изергиль с образами и Ларры и Данко?

 Ученик: Старуха соединила в себе черты и Ларры и Данко: она красива , горда, свободолюбива, стреми тся к яркой личности, к приключениям, ценит в других людях силу духа и неординарность.

Учитель: Как вы думаете, каких качеств больше в старухе Изергиль - от Данко или от Ларры? Прочитаем отрывок из произведения о ее первых встречах с рыбаком.

Ученик выразительно читает отрывок:

— Я жила с матерью под Фальми, на самом берегу Бырлата; и мне было пятнадцать лет, когда он явился к нашему хутору. Был он такой высокий, гибкий, черноусый, веселый. Сидит в лодке и так звонко кричит он нам в окна: «Эй, нет ли у вас вина... и поесть мне?» Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу. И покачивается, и что-то поет. Увидал меня, говорит: «Вот какая красавица живет тут!.. А я и не знал про это!» Точно он уж знал всех красавиц до меня! Я дала ему вина и вареной свинины... А через четыре дня дала уже и всю себя... Мы всё катались с ним в лодке по ночам. Он приедет и посвистит тихо, как суслик, а я выпрыгну, как рыба, в окно на реку. И едем... Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про все и побила меня, уговаривал все меня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже. В то время гуцулы шайкой ходили по тем местам, и у них были любезные тут... Так вот тем — весело было. Иная ждет, ждет своего карпатского молодца, думает, что он уже в тюрьме или убит где-нибудь в драке, — и вдруг он один, а то с двумя-тремя товарищами, как с неба, упадет к ней. Подарки подносил богатые — легко же ведь доставалось все им! И пирует у нее, и хвалится ею перед своими товарищами. А ей любо это. Я и попросила одну подругу, у которой был гуцул, показать мне их... Как ее звали? Забыла как... Все стала забывать теперь. Много времени прошло с той поры, все забудешь! Она меня познакомила с молодцом. Был хорош... Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо... А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в щеку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее...

— А рыбак куда девался? — спросил я.

— Рыбак? А он... тут... Он пристал к ним, к гуцулам. Сначала все уговаривал меня и грозил бросить в воду, а потом — ничего, пристал к ним и другую завел... Их обоих и повесили вместе — и рыбака и этого гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. В Добрудже это было. Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился. Увидал меня, вынул трубку и кричит: «Прощай!..» Я целый год жалела его.

Ответы учеников: Рассказывая о тех , кто был с нею , старуха не договаривает об их дальнейшей судьбе, ей это неинтересно вспоминать, и только повествователь, подробно расспрашивая ее, заставляет рассказать о погибших по ее вине людях, а ей они уже безразличны.

Ученик: Старуха Изергиль следовала только своим желаниям, зову толко своего сердца, она не считалась с  желаниями других людей,  не считалась с реальность в поисках любви и приключений. В этом эгоизме она похожа на Ларру.

 Учитель: Рассмотрим, как М. Горький выразил отношение повествователя к главной героине. Прочитаем описание ее внешности.

Ученик читает описание внешности старухи Изергиль  

      Я посмотрел ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами.

Учитель: Что выделяет автор в ее описании?

Ученики: Уродливую внешность: тусклые глаза, которые не оживляют воспоминания,  сухая морщинистая кожа, сморщенный крючковатый нос,  седые волосы, точащие из-под красной тряпки, голос скрипучий, словно хрустят кости – она описывается неприглядной,

Учитель: Эстетически неприятное изображение внешности старухи - это  неприятие повествователем и самим М. Горьким  жизненного пути и жизненных установок  героини, это суд автора над эгоизмом человека, потребительского отношения к людям, стремлением  исполнять только свои желания, не считаясь с другими людьми – над всем тем, что не приняла сама Изергиль в Ларре.

Прочитаем заключение произведения и подумаем над вопросом: какой поступок повествователя дает нам понимание новых особенностей  в неоромантизме  и в образе повествователя  проявляется в последних строках?

Ученик выразительно читает отрывок  

Ученики:  Повествователю жаль старуху, хотя она и несет в себе черты Ларры, но она уже старая, немощная, ей нужны забота и уход. Старые люди уже во многом беспомощны, молодые должны заботиться о них. И когда старуха засыпает, повествователь укрывает обнаженное ветром тело старой женщины.

Учитель; В этой детали мы видим очередное утверждение М.Горьким новых  идейных основ романтизма – усиление гуманистической направленности произведений.  

 Основная идея   М.Горького в этом произведении заключается в том, чтобы донести до читателя великую и простую истину: сильные духом, яркие, неординарные личности не должны жить только для себя, противопоставляя себя обществу, они должны любить других людей, отдавать свои силы и способности другим, а не жить за счет них, пользуясь своей силой. Уважать  человека, человека, беречь его, особенно когда ему требуется помощь в болезни, немощи, старости – вот тот гуманистический неореализм, который создал М.Горький в своих произведениях.

А теперь систематизируем наш кластер:  

  Домашнее задание:  Повторить содержание пьесы М.Горького «На дне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"

В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

романтизм раннего творчества М.Горького

метапредметный урок литературы в 11 классе...

Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...

План-конспект открытого занятия объединения "Техническое творчество".

Методическая разработка откытого занятия по изготовлению мадели самолета ЯК-25. Для учащихся 6-7 классов. ...

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль"....