Рабочая программа по литературе (11 класс)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока | Часы | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
1 2 | Введение. Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. | 1 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Запись тезисов лекции Составление тезисного плана | Проверка записей тезисов в тетрадях (выборочная) Фронтальный опрос | Совершенствование навыков тезисной записи лекции учителя. Развитие устной монологической речи учащихся. Составление тезисного плана. | Прочитать стр.5-16, составить тезисы. Стр. 28-30 (биография Бунина) + самостоятельно найденный материал. Выразительное чтение фрагментов книги «Окаянные дни» | ||
3. | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь. | 1 | Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся. | Письменный ответ на вопрос 2 (с.26) Совершенствование навыков тезисной записи. | Проверка тезисов. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Развитие умения анализировать и оценивать устное сообщение одноклассника и аргументировать свою точку зрения. | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки» Анализ пейзажа в начале рассказа. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Вечер», «Седьмое небо надо мною…» | ||
4. | Поэтика «Остывших усадеб» в прозе Бунина. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков. Семинар. | Письменный ответ на вопрос 4 (с.51) Анализ рассказов «Антоновские яблоки, «Легкое дыхание» | Проверка письменных ответов. Оценка анализа рассказа «Легкое дыхание» | Развитие умения выделять художественные детали и навыков анализа. | Прочитать с. 30-36. Написать мини-сочинение «Усадебная Русь И.Бунина» Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник» | ||
5. | Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков. | Работа с текстом рассказа. | Ответы на вопросы. Оценка индивидуальных домашних заданий. Фронтальный опрос. | Углубление знаний о реалистических и символических чертах художественной изобразительности. | Прочитать с.38-51 Подготовить сообщение по биографии Горького Домашнее сочинение по творчеству Бунина. | ||
6. 7. | М. Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения М.Горького. | 1 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Совершенствование навыков анализа текста. | Выступления учащихся с сообщениями.»Горький в Казани», «Горький и Шаляпин». Анализ рассказов. | Фронтальный опрос. Проверка хронологической таблицы жизни и творчества Горького. | Умение составлять конспект урока. Умение аргументировать, видеть особенности романтизма. | Прочитать с.54-58 Повторить сведения о романтизме. Читать рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» Индивид. Задания по рассказам «Челкаш», «Коновалов» | ||
8. | Драматургия М.Горького. драма «На дне» и система образов. | 1 | Изучение нового материала. Творческое чтение. Информационно-рецептивный метод. | Чтение по ролям драмы; составление словесных портретов героев. | Проверка выразительности чтения | Составление словесных портретоззщщззхзззззззззхззззщззззззздждддддджююж.юв. | Стр. учебника 70-75, ответы на вопросы 5,7 Инд.задание: «Жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. | ||
9. | Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин) | 1 | Комбинированный (работа с текстом, анализ эпизодов, определение позиции автора) | Сообщения учащихся об обитателях ночлежки. Критическая оценка поступков героев. | Выполнение теста. Фронтальный опрос. комментированное чтение текста. | Умение критически оценивать поступки героев. Использование цитат для аргументированных ответов. | Стр. 75-79(учебник), наизусть монолог Сатина о Человеке. | ||
10. | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | 1 | Обобщение и систематизация знаний. Приемы и методы истолкования художественного произведения. | Инсценирование финала пьесы. Выразительное чтение (сценическое) | Чтение наизусть монолога Сатина; комментированное чтение | Умение ориентироваться в литературоведческих терминах; использование критической литературы; тезисы статей | Тезисы статьи Горького «Несвоевременные мысли». Подготовиться к сочинению по творчеству Горького. Чтение повестей А.Куприна.»Гранато вый браслет», «Олеся» «Поединок» | ||
11. Р.р | Сочинение по творчеству М.Горького. | 1 | Контрольный (оценка ЗУН) творческая самостоятельная работа. | Написание сочинения. | Составление плана (сложного, тезисного, цитатного) | Соотношение частей сочинения. Использование цитат в работе. | Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по творчеству Куприна. | ||
12. | А.И.Куприн. Художествен ный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет» | 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Мини-сочинение: «О чем заставил меня задуматься рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет? Сообщения учащихся. Запись лекции учителя | Характеристика героев; ответы учащихся на вопросы. Выразительное чтение фрагментов. Фронтальный опрос. Сообщения учащихся. | Навык анализа прозаического текста. Комментированное чтение. | Прочитать повесть А.Куприна «Олеся». Написать рецензию на это произведение. Чтение статьи учебника на с.82-88, ответы на вопросы 1,2 | ||
13. | Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся» | 1 | Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа. | Эссе «Что я узнал на уроках по творчеству Куприна?» Характеристика героев. | Тесты, ответы учеников на вопросы, характеристика героев. Фронтальный опрос. | Навык анализа прозаического произведения; комментированное чтение. | Чтение учебника с.88-92 Ответы на вопросы 3,4 Подготовиться к сочинению по творчеству И.Бунина, А.Куприна. | ||
14. | Л.Н.Андреев. жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот» | 1 | Изучение нового материала. Иллюстративно-объяснительный, поисковый метод. Сообщение учителя, работа с учебником, беседа. | Составление тезисов. | Работа над тезисами. Фронтальный опрос, развитие речи. | Навык работы с текстом, комментированное чтение. | Прочитать повесть «Иуда Искариот»; ответить на вопросы 4,5 Индивидуальное задание: «В чем своеобразие андреевского стиля?» | ||
15. Р.р. | Проверочная работа по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева | 1 | Контрольный (учет оценки ЗУН) . Творческая самостоятельная работа | Ответ на проблемный вопрос; выражение личного отношения к написанному | Умение раскрыть тему, использование цитат и их оформление | Индивидуальное задание: «Серебряный век в литературе, живописи, музыке» | |||
16. | Серебряный век русской поэзии | 1 | Изучение нового материала | Сообщения учащихся; составление тезисов лекции | Ответы учеников, чтение и анализ стихов, индивидуальные задания, записи в тетради. Составление схемы. | Усвоение новых понятий – декадентство, символизм, акмеизм, футуризм; конспектирование; Навык выразительного чтения, дискутирования. | Инд сообщение: «Основные направления в русской поэзии начала XX века» Наизусть стихотворение (по выбору) + анализ | ||
17.-18 | Символизм и поэты-символисты. В.Брюсов К.Бальмонт | 1 1 | Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся. | Эссе, сообщения учащихся, составление тезисов выступления | Опрос по домашнему заданию, Контроль за составлением опорных схем. | Сформировать знания о новом течении; работа с критической литературой; совершенствовать навыки составления схем, выразительного чтения. Навык анализа лирического произведения | Доклады по биографии и творчеству В.Брюсова, К.Бальмонта; чтение и анализ стихов; индивидуальные задания. Учебник: с.124-136;139-147, вопросы 1,4,5 | ||
19. | И.Ф.Анненский. Смысл поэзии И.Ф.Анненского. | 1 | Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | Запись лекции учителя, тезисы выступлений учащихся. | Навык анализа лирических произведений. Умение выразительно читать стихотворения. | Чтение статьи на стр.162-170 Ответы на вопросы 1,3,4 Наизусть одно стихотворение. Подготовиться к зачету. | ||
20. | Контрольная работа по поэзии Серебряного века. | 1 | Урок контроля ЗУН. | Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем. | Письменный опрос (тест) Защита творческих работ (по группам) | Знать символизм и его признаки; Индивидуализм Серебряного века; умение оперировать знаниями по темам; навыки анализа текста; создание своего текста. | Индивидуальные задания по творчеству А. Блока | ||
21. | А.А.Блок. Жизненные и творческие искания. | 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод. | Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества А.Блока. Фронтальный опрос. Запись лекции. | Знать творческий путь А.Блока. уметь составлять конспект урока. | Подготовить рассказ о поэте. Выучить стихотворение «На железной дороге» | ||
22. | Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. | 1 | Совершенствование знаний и умений. | Сопоставитель- ный анализ стихотворений Блока и Некрасова. | Перечитать стихотворение «Тройка» и поэму «Железная дорога» Некрасова и сопоставить со стихотворением Блока «На железной дороге». | Уметь производить сопоставительный анализ стихотворений | Выучить наизусть стихотворение «Незнакомка» Устный анализ стихотворения. | ||
23. | Россия и ее судьба в поэзии Блока. | 1 | Комбинирован ный. Объяснительно-иллюстративный метод. | Сообщение на тему «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве Блока. Анализ стихотворения. | Составить вопросы по данному сообщению. Устный анализ стихотворения «Россия». Ответы на вопросы. | Навыки анализа стихотворений. | Выучить стихотворение, посвященное теме России. Сообщение «Эволюция темы Родины в лирике А.Блока» Прочитать поэму «Соловьиный сад» | ||
24. | Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать» | 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Сообщения учащихся. Анализ поэмы «Соловьиный сад» Анализ сюжета и образной системы поэмы «Двенадцать» | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы. | Умение анализировать сюжет стихотворного произведения; навыки выразительного чтения. | Прочитать в учебнике главу о поэме. Перечитать поэму, обратить внимание на композицию. | ||
25. | Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала. | 1 | Совершенствование знаний и умений учащихся.рассказ учителя с элементами беседы. | Задание по группам: раскрыть символичность образов в поэме, дать толкование их смысла. | Опрос учащихся. Дискуссионное обсуждение финала поэмы с привлечением различных его трактовок. | Навыки письменного отзыва о произведении. | Чтение учебника. Подготовка к сочинению по творчеству Блока. | ||
26. | Кризис символизма и новые направления в русской поэзии. | 1 | Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. | Сообщения по темам: «Кризис символизма», «Акмеизм. Смысл его манифестов» «Что такое футуризм?» «Новокрестьянс кие поэты». Составление конспекта урока. | Тестирование. Ответить на вопросы по творчеству поэтов, преодолевших символизм. | Сформировать знания о новых течениях; Умение работать с критической литературой; составление схем, выразительное чтение. | Чтение учебника Сочинение-рассуждение «Футуризм – это только новое мышление или только форма?» Индивидуальное задание к теме «Н.Гумилев. Поэзия и судьба». | ||
27. | Н.С.Гумилев. поэзия и судьба. | 1 | Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы. | Сообщения учащихся. Составление конспекта урока. | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Гумилева. | Умение составлять конспект урока. | Чтение учебника. Выучить наизусть стихотворения «Жираф», «Кенгуру» | ||
28. | А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Любовная лирика. | 1 | Изучение нового материала. Урок-лекция. | Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. | Оценка ответов на вопросы в процессе анализа стихов. Запись плана лекции. | Совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста. | Подготовить выразительное чтение стихов о Родине. Подготовить сообщение «Тема любви и страдания в лирике А.Ахматовой» Составить конспект статьи учебника. | ||
29. | Тема Родины в творчестве Ахматовой. | 1 | Совершенствование ЗУН. Урок-беседа. Комментированное чтение. | Сообщения учащихся. Доклад, подбор цитат. | Проверка сообщений учащихся, оценка выразительного чтения и ответов на вопросы. | Развитие умений и навыков связной речи, развитие логического мышления, умение цитировать. | Прочитать поэму «Реквием» Выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. | ||
30. | А.Ахматова. поэма «Реквием» | 1 | Урок обобщения и систематиза- ции знаний, умений и навыков | Цитирование. Работа с учебником. | Развивать умение определять идею, композицию поэтического текста. Совершенствовать навыки целостного анализа текста. | Биография М.Цветаевой. Групповые задания. Учебник, с. 244-251. Написать сочинение по творчеству А.Ахматовой. | |||
31. | М.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | 1 | Урок изучения нового материала. Смешанный, с использованием сообщений учащихся. | Составление хронологической таблицы жизни и творчества Цветаевой; составление тезисов стать учебника. | Проверка и оценка сообщений учащихся. | Развитие умений и навыков связной речи | Учебник, с. 254-264, составить конспект статьи Подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине!...» | ||
32. 33. Р.р. | Тема России в поэзии Цветаевой. Письменная работа по творчеству А.Ахматовой, М.Цветаевой. | 1 1 | Урок совершенствования и углубления знаний. Оценка ЗУН | Составление плана статьи учебника. Анализ стихотворений. | Оценка умений анализа текста. | Совершенствование умений и навыков чтения поэтического текста. | Анализ стихотворения М.Цветаевой (выбор учащихся) Индивидуальные задания по творчеству Н.Тэффи и С.Черного. | ||
34. | А.Аверченко. «Сатирикон». «Дюжина ножей в спину революции» | 1 | Изучение нового материала. | Запись тезисов статьи учебника «Биография Аверченко». Выступление с сообщениями. Анализ отдельных эпизодов текста. | Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения. | Формирование навыков анализа юмористического текста | Прочитать «Разгром» Фадеева. Составить тезисный план по учебнику, с.283-285, сообщения о Пришвине и Волошине. | ||
35
| Литературные направления и группировки в 20-е годы XX века. Публицистика. «Несвоевременные мысли» М. Горького. | 1 | Изучение нового материала. Лекция с использованием материалов учебника. | Запись тезисов статей учебника (по вариантам) | Оценка ответов на вопросы. Тестирование, индивидуальный и групповой опросы. | Совершенствование навыков тезисной записи нового материала учебника. Развитие умения краткого изложения статьи учебника. Умение писать конспект статьи, развитие устной речи, умения слушать. | Перечитать роман А.Фадеева «Разгром». Индивидуальное задание: Написать реферат о жизни и творчестве А.Фадеева. | ||
36. | Возрождение традиций Л.Толстого в романе А.Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик. | 1 | Изучение нового материала. Работа с книгой. | Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств. | Тестирование, индивидуальные задания по карточкам | Умение сжато пересказывать произведение, совершенствование навыков сопоставительного анализа. | Письменная сопоставительная характеристика Мечика и Морозки. Письменная характеристика Левинсона. | ||
37. | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | 1 | Комбинирован –ный урок. Проблемное изложение. | Работа с текстом. Ответы на вопросы. | Письменный опрос. Фронтальный опрос. | Умение анализировать эпизод, умение выразительно читать текст. | Сочинение малой формы на тему: «Смерть Морозки» (анализ эпизода). | ||
38. | Изображение Гражданской войны в романе И.Бабеля «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге. | 1 | Изучение нового материала. Метод литературного поиска. | Работа с учебником. Поисковая работа с художественным текстом. | Тестирование. Эвристическая беседа. | Умение находить в художественном произведении изобразительные средства, определять стиль писателя. | Анализ любой новеллы. | ||
39. | Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы» | 1 | Изучение нового материала. | Работа над портретной характеристикой Д-503. Определение особенностей внешности И-330 и других героев. | Проверочная работа на знание содержания произведения (тесты) | Формирование навыков анализа антиутопии. Углубление знаний о многообразии литературных жанров. | Задание по роману «Мы» (по группам) 1 – Как устроено счастливое общество будущего? О чем предупреждает писатель своим романом? 2 – Выделить эпизоды: «Формула счастья»; «Лекция о «музыке других», «Три изображения Благодетеля» 3 – сопоставить с «Историей одного города» | ||
40. | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы») | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Метод изучения художественного произведения. | Анализ прозаического текста. Запись выводов в таблицу. | Викторина. Урок-практикум (групповые и коллективные задания). | Умение объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять характеристику героя. | Индивидуальные задания по биографии и творчеству В. Маяковского . | ||
41. | В.В.Маяковс-кий. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского. | 1 | Объяснение нового материала. Лекция с элементами беседы. Доклад ученика. Творческое чтение. | Сообщение о кубофутуризме. Развернутые ответы на вопросы. | Хронологическая таблица. Выступление учащихся с сообщениями. | Развитие познавательных процессов. | Составить план-схему биографии Маяковского Тезисы статьи В.Маяковского «Как делать стихи» Чтение стихотворений «Нате!», «А вы могли бы?» |
42. | Тема поэта и революции в творчестве В.Маяковского. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции» | 1 | Изучение нового материала. Объяснительно-иллюстративный метод с элементами поискового. | Составление аннотации к прочитанному. Сообщения учащихся. | Мини-сочинение. Эвристическая беседа. | Умение проводить анализ лирического текста. | Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся» (по вариантам) | ||
43. | Сатира В.Маяковского. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся». Обзорная характеристика пьес «Клоп», «Баня» | 1 | Комбинирован-ный. | Работа с текстом стихотворений. | Самоконтроль. Работа в группах. | Умение находить приемы комического изображения в пьесах и стихах поэта. Совершенствование навыков анализа и выделение ключевых проблем. | Письменный анализ стихотворения по группам. 1 – «Письмо Татьяне Яковлевой» 2 – «Письмо товарищу Кострову…» 3 – «Про это» (прочитать поэму) | ||
44. | Любовь и быт в поэзии В.Маяковского. | Совершенствование ЗУН. | Самостоятельные наблюдения над лирическим сюжетом. | Фронтальный и индивидуальный опросы. | Совершенствование умений и навыков анализа, построения устного монолога. | Составить тесты по творчеству В.Маяковского. Подготовиться к сочинению. | |||
45. Р.р | Подготовка к сочинению по творчеству В.Маяковского. | 1 | Совершенствование ЗУН. | Составление плана, подбор цитат. | Умение составлять план к сочинению, умение выдерживать сочинение в одном стиле, уместное использование цитат. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С.Есенина. (инд. задание) Написать сочинение. | |||
46. | С. Есенин: поэзия и судьба. («Поющее сердце России…») | 1 | Изучение нового материала. Урок -литературная композиция. | Рассказ о поэте. | Контроль осущ. на последующих уроках (устный и письменный) | Знание биографии поэта; умения и навыки сценической деятельности; навыки слухового восприятия прозы и лирики. | Биография С.Есенина. Выразительное чтение стихотворений и устный анализ («Выткался на озере алый цвет зари…», «Гой ты, Русь моя родная…» | ||
47. | Образ Руси и природа родного края в лирике Есенина. | 1 | Комбинирован-ный урок | Литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая самостоятельная работа «Примеры цветового изображения природы» | Фронтальный опрос, письменный анализ стихотворения. | Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия поэтического текста. Развитие познавательных процессов. Развитие речи учащихся. | Выучить наизусть стихотворение о природе, о Родине (по выбору учащихся) С.362 – вопросы для анализа стихотворения | ||
48. | Тема революции в поэзии С.Есенина. | 1 | Комбинированный урок. | Анализ лирического текста | Устный и письменный | Знание материала урока Умение проводить исследовательскую работу, обобщать, делать выводы | Написать мини-сочинение «Революция 1917 года в творчестве С.Есенина» Прочитать поэму «Анна Снегина» | ||
49. | Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина» | 1 | Изучение нового материала. Урок-беседа. | Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос. | Самостоятельная творческая работа. Фронтальный опрос. | Знание содержания поэмы, умение анализировать ее с нравственно-философской стороны, умение обобщать, делать выводы. | Подготовка к сочинению. | ||
50. Р.р. | Сочинение по творчеству С.А.Есенина. | Урок развития речи. | Написание сочинения | Глубокий анализ поэтического текста. Умение избегать «общих» мест. | Закончить сочинение. | ||||
51. | Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов. | 1 | Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщение учащихся. | Сообщения учащихся.сопоставительный анализ стихотворений разных авторов. | Основные положения лекции. Групповая форма работы. | Умение делать выводы по уроку, давать оценку лирическим произведениям. | Материал учебника. С.5-11, вопросы 1-4 (с.34) Перечитать из романа Толстого следующие сцены: «Народ у Кремля»(кн.1,гл.1,сц.16; «Казнь Кульмана» (кн.1, гл.5, сц.9; «Кабак на Варварке» (кн.2, гл.1, сц.2) Как представлен народ в этих сценах? Выбрать из романа главы, посвященные деятельности царя-реформатора | ||
52. | А.Н.Толстой. Историческая проза. Личность царя-реформатора в романе «ПетрI» | 1 | Урок изучения нового материала. | Анализ эпизода (задание по группам) | План характеристики героя. | Характеристика героя произведения, умение обосновать свою точку зрения. | Люди из народа: Меньшиков, Лефорт, Бровкин. | ||
53. | Противники и соратники Петра. Народ и власть в романе. | 1 | Комбинированный. | Запись выводов. Самостоятельный анализ отдельных эпизодов. | Умение анализировать эпизод. | Голиков. Жемов. Вопрос 9, стр.48 Подготовить сообщения по биографии Шолохова. | |||
54. | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь. | 1 | Изучение нового материала. Сообщение учителя. Доклад ученика. Анализ рассказов. | Сообщения учащихся. Выявление позиции через анализ рассказа. | Составление хронологической таблицы. Составление плана лекции | Умение выявлять авторскую позицию через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название рассказов. | С. 49-59. Прочитать 1-2 части «Тихого Дона» Письменный анализ рассказа «Лазоревая степь» Индивидуальное задание: сообщение «Значение пейзажа в романе М.Шолохова «Тихий Дон» | ||
55. | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Работа по карточкам. Доклад-сообщение об истории казачества. | Проверка знания текста (викторина) | Умение давать сопоставительную характеристику. | Прочитать главы 5,7,8,10,12 третьей части; гл.3,4 четвертой части «Тихого Дона»; ответить на вопросы. | ||
56. | События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 1 | Урок совершенствования ЗУН. Беседа-анализ эпизодов. | Работа с текстом. Развернутые ответы на вопросы. Самостоятельные выводы. | Фронтальный опрос-беседа. Характеристика героя. | Умение делать самостоятельные выводы. | Прочитать главы 11,12,13,28 пятой части. Ответить на вопросы. Письменный анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарском (гл.24, ч.6)). Подобрать эпизоды на тему «Гражданская война как трагедия народов» | ||
57. | Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. | 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Анализ эпизодов. | Пересказ эпизода. Ответы на вопросы по карточкам. | Умение давать оценку произведения в контексте художественной культуры и традиции. | Прочитать гл.63 шестой части; гл.29 седьмой части. В чем «преступление и наказание» Григория Мелехова? Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова» | ||
58. | Григорий Мелехов и его путь исканий | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Графическое изображение поворотов судьбы Григория Мелехова. | Характеристика героя. Финал романа, его смысл. | Умение грамотно строить монологическое высказывание | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?» Подготовиться к сочинению. | ||
59. Р.р. | Сочинение по творчеству М.Шолохова. | 1 | Урок обобщения и контроля. | Написание сочинения. | Понимание темы сочинения; Умение выстраивать композицию, делать выводы, обобщения. | Дописать сочинение. Чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 1 главы романа. | |||
60. | М.А.Булгаков. жизнь и судьба. | 1 | Изучение нового материала. | Сообщения учащихся. | Устные ответы на вопросы. Запись лекции. | Умение делать выводы, проводить аналогии. | С.91-95 (учебник) Таблица «Этапы биографии М.Булгакова и их отражение в его творчестве». | ||
61. | Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». | 1 | Изучение нового материала. | Анализ глав, пересказ | Сочинение-миниатюра «Иешуа – Мастер – Булгаков. Какой смысл этих взаимных отражений?» | Умение анализировать своеобразие композиции, жанра произведения. | Гл.2,16,25,26,31,32, эпилог. Сопоставить «ершалаимские» главы с библейским первоисточником. Найти расхождения. Пилат и Иешуа. | ||
62. | Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Сообщения учащихся. Анализ эпизода. | Игра «Угадай героя по фразе из романа».письменно сформулировать выводы. | Умение делать сравнительный анализ, находить интертекстуальные связи. | Статья учебника «Карнавальный смех сатаны» Составить тезисы. Индивидуальные задания: характеристика сатирических персонажей (Степа Лиходеев, Варенуха, Моков, Аннушка, Алоизий Могарыч и др.) | ||
63. | Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | Комбинирован-ный урок | Анализ эпизодов Характеристика героев Сообщения учащихся | Разноуровневые задания (отвечают письменно) | Навыки монологического высказывания. Умение делать самостоятельные выводы. | Индивидуально: подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты. Выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе. | ||
64. | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | Комбинирован-ный урок | Сообщения учащихся Анализ эпизодов | Анализ эпизодов Характеристика героев. | Совершенствование навыков пересказа | Составить сложный план к одной из тем сочинений (с.119 учебника) | ||
65. Р.р. | Сочинение по творчеству М.Булгакова. | Контроль ЗУН. Творческая самостоятельная работа. | Сбор материала. Подбор цитат. | Написание сочинения. | Умение раскрыть тему использование цитат и их оформление. Выражение личностного отношения к проблеме, поднятой в сочинении. | С. 120-123. Составить тезисы. Индивидуально: подготовить доклады, связанные с разными периодами жизни Пастернака. | |||
66. | Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь. | 1 | Урок изучения нового материала. | Рассказ учащихся, сопровождающийся чтением стихотворений . | Хронологическая таблица. Опрос творческих групп учащихся, работа над вопросами. | Умение отбирать материал, необходимый для исследования жизни и творчества писателя. | Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идет», «Плачущий сад» | ||
67. | Лирика Б. Пастернака. | 1 | Совершенствование ЗУН, | Письменный анализ стихотворения (по выбору) | Вопросы учителя. | Умение выявлять идейное и художественное своеобразие лирического произведения, анализ стихотворения. | Выучить наизусть стихотворение по выбору. Читать стихотворения из цикла «Сестра моя – жизнь», «Когда разгуляется» и др. | ||
68. | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев. | 1 | Изучение нового материала. | Сообщения учащихся (образ Ю.Живаго в системе образов романа) | Тесты на знание текста | Формирование умений анализировать и обобщать по теме; Углубить навыки анализа произведения. | Обзорный анализ романа с частичным чтением произведения и «Стихотворений Ю.Живаго» | ||
69. | Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность | 1 | Совершенствование ЗУН. | Работа над вопросами с.137-138. Сообщения учащихся. | Опрос по творческим группам. | Формирование умений анализировать и обобщать по теме; углубить навыки анализа произведения. | Подготовиться к письменной работе по творчеству Б.Л.Пастернака. (Работу выполнить дома) | ||
70. | А.П.Платонов. очерк жизни и творчества с включением анализа рассказа «Июльская гроза» | 1 | Изучение нового материала. | Анализ эпизода . рассказ о писателе. | Хронологическая таблица. Самостоятельный анализ текста. | Умение составлять хронологическую таблицу, цитатный план к художественному произведению. | Анализ рассказов «Фро», «Возвращение» Читать повесть «Котлован» | ||
71. | Проблема поиска истины в повести «Котлован» | 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Письменный ответ на вопрос: «Поиски смысла общего и личного существования. Возможно ли это?» | Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка ответа на проблемный вопрос. | Умение работать с художественным текстом, выделять проблемные вопросы. | Составить тесты по творчеству А. Платонова. | ||
72. | Лирика периода Великой Отечественной войны. | 1 | Изучение нового материала. | Монологические выступления. | Текущая проверка. | Умение выявлять художественные средства, характерные для лирики военных лет. | Определить основные мотивы М.Светлова «Итальянец» Анализ стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» или «Жди меня» Симонова. | ||
73. | Проза и публицистика военных лет. | 1 | Урок усвоения материала, формирования знаний | Письменный ответ на вопрос. | Самостоятельные выводы по урокам. | Умение отбирать материал, анализировать эпизод, сопоставлять произведения разных авторов. | С.171-176, 186-190 Индивидуальные задания (биография А.Твардовского, по поэме «Василий Теркин» Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о войне. | ||
74. | А.Т.Твардовский. жизненный и творческий путь. | 1 | Изучение нового материала. | Обсуждение прочитанного, анализ эпизодов | План лекции. | Умение ставить вопросы, анализировать эпизод. | С.193-196 Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского о войне, о памяти. | ||
75. | Основные мотивы лирики А.Твардовского | 1 | Отработка практических умений и навыков. | Анализ стихотворений. | Составить перечень основных мотивов лирики Твардовского, подтвердить строчками из стихотворений. | Умение анализировать произведение | С. 196-204. Письменные ответы на вопросы. | ||
76. | Поэма «По праву памяти» и ее нравственно-философский смысл. | 1 | Урок формирования ЗУН. | Ответы на вопросы, работа с учебником. | Проверка домашнего задания; обоснование своей точки зрения. | Умение сопоставлять тексты; знание биографии поэта в единстве с исторической обстановкой. | Написание сочинения по творчеству А.Твардовского. | ||
77. | Литературный процесс 50-80-х годов. | 1 | Изучение нового материала. | Самостоятельная работа с учебником; ответы на вопросы; обоснование своей точки зрения. | Коллективная проверка домашнего задания. | Знание литературных особенностей эпох «оттепели» и «застоя»; умение проводить параллели и обобщать. | Подготовиться к семинару на тему «Проблематика «военной прозы» (групповое задание) | ||
78. | Герои и проблематика «военной прозы» | 1 | Урок-семинар. | Выступление учащихся с сообщениями. | Оценка за участие в семинаре. | Умение выступать перед аудиторией, аргументировать, доказывать, искать истину. | Письменная работа «Мой любимый герой в произведении о войне» Сообщения по творчеству Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Галича, Окуджавы (индивидуально) | ||
79. | Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенный монотеатр. | 1 | Изучение нового материала. Литературный салон. | Выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений, исполнение песен. | Работа в творческих группах. | Умение выступать перед аудиторией, знание творчества поэтов-бардов. | Письменный анализ одного из стихотворений по теме урока. | ||
80. | Поэтическая «оттепель». «Тихая» лирика. | 1 | Комбинирован-ный урок. | Самостоятельное построение выводов, решение проблемных вопросов. | Опрос, беседа по впечатлениям. | Умение делать выводы, обобщать и систематизировать: понимать современную прозу. | Задание по вариантам.1 – выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей» 2 – составить тезисы по теме «Поэтическая «оттепель» | ||
81. | «Деревенская проза» 50-80-х годов. | 1 | Урок-презентация. | Самостоятельный анализ эпизода. | Опрос по творческим группам. | Умение самостоятельно анализировать произведение, фрагменты произведения. | Творчество В.Распутина: «Прощание с Матерой», «Пожар» (прочитать) | ||
82. | Творчество В.Распутина. повести «Прощание с Матерой», «Пожар», | 1 | Урок обобщения и систематизации полученныхЗУН | Ответы на вопросы. Работа по карточкам. | Опрос. Составление и обсуждение тезисного плана. | Знание особенностей «деревенской прозы». | Индивидуальные и групповые задания к конференции. | ||
83. | Нравственно-философская проблематика прозы и драматургии 70-80-х годов. | 1 | Урок-конференция. | Выступление с докладом, рефератом. | Проверка и оценка докладов и рефератов. | Умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведений. | Творчество В.Астафьева (сообщение) Художественный рассказ «Царь-рыба» | ||
84. | Художественный мир В.Астафьева. | 1 | Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН. | Ответы на вопросы, анализ эпизода, составление тезисов. | Фронтальный опрос. | Умение анализировать эпизод. | Прочитать «Старший сын» А.Вампилова «Обмен» Ю. Трофимова. | ||
85. | Ю.Трифонов «Обмен» А.Вампилов «Старший сын». Нравственно-философская проблематика. | 1 | Урок изучения нового материала. | Сопоставительный анализ литературного произведения с театром и кино. | Основные положения лекции. Ответы на вопросы по теме. | Умение выделять нравственно-философскую проблематику произведения. | Материал учебника. Содержание лекции. | ||
86. | Н.А. Заболоцкий. Лирика. | 1 | Изучение нового материала. | Анализ стихотворений.. ответы на вопросы по теме. | Проверка выполненных работ. | Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. | Материал учебника. Выучить стихотворение наизусть. Проанализировать стихотворение «Некрасивая девочка» | ||
87. | Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться!» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Анализ стихотворений. Выводы. | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы по теме. | Умение анализировать стихотворение, давать оценку лирическому произведению. | Материал учебника. Письменный анализ стихотворения. | ||
88. | В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. («Чудик», «Миль пардон, мадам» ) | 1 | Изучение нового материала. | Ответы на вопросы по теме. | План характеристика героя. Основные положения лекции. | Умение анализировать, выражать свои мысли литературным языком. | Материал учебника. Индивидуальные задания. |
89. | Проза В.М.Шукшина. тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «выбираю деревню на жительство» | 1 | Совершенствование и углубление знаний, умений и навыков. | Ответы на вопросы по теме. Анализ рассказов, характеристика героя. | План. Характеристика. Основные положения лекции. Опрос. | Умение дать характеристику героя, анализировать события. | Материал учебника. Подготовиться к классному сочинению. Прочитать повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | ||
90 Р.р. | Письменная работа по творчеству В.М.Шукшина. | 1 | Контрольный урок. | Сбор материала. Подбор цитат. Написание сочинения. | Составление плана. | Выражение личностного восприятия проблемы, поднятой в сочинении. | Индивидуальные задания: сообщения «История русской революции в «большой» прозе А.Солженицына. | ||
91. 92-93 | А.И.Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» | 1 1 1 | Усвоение новых знаний | Работа со справочной литературой; доклады; выступления. Конспектирование | Опрос по карточкам. | Знать творческий путь писателя; уметь строить связное высказывание. | Написать письмо Ивану Денисовичу (инд.задание) Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя. | ||
94-95 | Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества. | 1 1 | Урок совершенствования ЗУН. | Анализ рассказа с отработкой понятия «тип героя-праведника» | Вопросы учителя. | Умение анализировать текст. | Подготовиться к сочинению по творчеству Солженицына . | ||
96. Р.р | Письменная работа по творчеству А.И.Солженицына. | 1 | Письменная работа. | Анализ текста. | Письменная работа на заданную тему. | Умение анализировать текст. | Повести Е.Носова – война без войны. |
97. | Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Работа с текстом произведений . | Проверка знания текстов. | Умение давать монологические ответы. | Читать произведения В.Распутина, В.Астафьева, В. Маканина, Л.Петрушевской. Учебник с.326-327 | ||
98. | Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса. Реалистическая проза. | 1 | Изучение нового материала | Работа над конспектом лекции. | Вопросы учителя и ответы учащихся. | Умение отбирать самое важное для конспекта. | Подготовить сообщение по группам 1 – произведения Распутина; 2 – произведения В.Астафьева 3 – произведения В.Маканина 4 – произведения Л.Петрушевской. | ||
99. | Своеобразие современной реалистической прозы. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Конспект лекции. | Индивидуальная работа. | Умение конспектировать лекцию, правильно строить монологический ответ, рассуждать | Составить план статьи «Реалистическая проза» с. 328-340, подготовиться к беседе. Прочитать «Москва-Петушки»В.Ерофеева и рассказ В.Пелевина «Жизнь насекомых» | ||
100 | Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. | 1 | Урок-презентация | Работа над анализом текста | Индивидуальная работа. | Навыки множественности прочтений произведений, относительности любого утверждения. Выразительность фэнтези, римейка, неореализма. | Письменный ответ на вопрос. Выучить новые термины, подготовиться к беседе по произведениям Т.Толстой, Игоря Губермана. |
101 | Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. Проза Татьяны Толстой. | 1 | Ознакомление с новым материалом. | Работа над анализом текста. | Проверка письменных ответов на вопрос. | Умение определять и выделять основные черты эссе. | Подготовиться к заключительному уроку («Исповедь читателя») | ||
102 | Контрольная работа по пройденному материалу. | 1 | Урок контроля ЗУН | Выступление учащихся с «исповедью читателя» | Умение представлять любимую книгу, сопоставлять, сравнивать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...