Разработка урока по литературе "И.С. Тургенев "Муму". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ооржак Милана Ивановна

В этом уроке есть материалы про детские годы И. С.Тургенева, об истории создания рассказа «Муму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.turgenev._mumu.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Детские годы И. С.Тургенева. История создания рассказа «Муму»

Цель:

- Познакомить учащихся с детским периодом жизни И. С. Тургенева, обратить внимание на  его отношения с родителями, крепостными людьми.

Образовательные:

-дать представление о детских годах И.С. Тургенева;

- познакомить  с историей создания рассказа «Муму»

Развивающие:

-развивать связную речь учащихся;

- умения сравнивать и анализировать;

Воспитательные:

-мотивировать интерес к творчеству И. С. Тургенева

Планируемые результаты:

Предметные :   познакомиться с биографией И. С. Тургенева; привить читательский интерес к его произведениям, дать представление стихотворениях в прозе

Метапредметные:  

1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных  источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи

2)регулятивные УУД:

-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить

-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения

3) коммуникативные УУД:

-соблюдать правила речевого поведения

-уметь высказывать свою точку зрения

- представлять результаты своего труда в форме презентации.

Личностные:

- формировать эмоциональный  настрой на роке

-формировать нравственно-эстетические ценности.

Оборудование: электронный учебник,  мультимедийная презентация, экран,  проектор, портрет писателя И. С. Тургенева.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания:

На прошлых уроках мы изучили произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством. Проверим  ваши знания по этой теме. Для этого проведем тестирование. У вас на столах  лежат тесты. На выполнение заданий вам отводится 3 мин. Приступайте.

Проверяем выполненный вами тест. Посмотрите на экран, на котором даны правильные ответы. Сверьте.

1) Сколько гостей Солоха спрятала в мешках?
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
2) Кто вынес мешки из дома Солохи?
А) чёрт;
Б) кузнец Вакула;
В) дьяк;
3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу? 
А) валенки, как у Солохи;
Б) черевички, как у царицы;
Г) платье, как у царицы.

5) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами;
Б) со слугами;
В) с запорожцами; 
6) Чем окончилось произведение? 
А) Вакуле не дали черевичек;
Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: «… я и без черевичков»;
В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: «Спасибо, но замуж не выйду!»;

(Слайд 2)

- Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки

 Молодцы! Вы получаете «5»

Поднимите руки те, у кого одна ошибка.

Молодцы! Вы получаете «4»

А  тем, кто допустил больше ошибок, я пожелаю быть более внимательными  на уроках.

2) Сообщение цели урока:

_Ребята, посмотрите в электронный учебник и скажите, материал

 о каком писателе располагается после Н.В. Гоголя?

Значит, мы с вами пришли к выводу, что сегодня на уроке  будем изучать детские годы И.С. Тургенева. Познакомимся с историей создания рассказа «Муму».

(слайд 3)

(чтение эпиграфа)

Вот такие замечательные слова о И.С. Тургеневе  сказал Ф.М. Достоевский

А сейчас мы с вами познакомимся с теми местами, где родился и провел свое детство великий писатель  (4-7 слайд)

Откройте свои учебники на стр 234-235 прочитайте и найдите тот материал о матери И.С. Тургенева, о котором мы еще не говорили на нашем уроке.

(дети отвечают своими словами)

Молодцы!

А теперь познакомимся с увлечениями и занятиями семьи Тургеневых

(слайд 8-9 )

Ребята, как вы думаете, важно ли говорить людям правду? Обоснуйте свою точку зрения.

Молодцы!

Семья  Тургеневых была очень богатая и поэтому она часто путешествовали по стране и любили выезжать за границу.

(слайд 10)

- Вот этот эпизод из жизни Тургенева учит нас правильно вести себя в общественных местах. Нужно быть всегда внимательным и осторожным.

(слайд 11)

-Ребята обратите внимание, какой интерес и удовольствие приносило Тургеневу чтение книг. Вовлек его в мир литературы его друг - Леонтий Серебряков

(слайд 12-13).

- Стихотворение «Русский язык» написано прозой, оно не рифмуется, но послушайте какое оно мелодичное и благозвучное.

(слайд 14)

- Стихотворения в прозе мы будем изучать с вами в этом году, но немного позже.

Мать Тургенева Варвара Петровна ( слайд15-16).

-О крепостном праве нам расскажет Иван, он приготовил на эту тему презентацию.

(слайд 17-21)

Спасибо Ваня. Молодец!

- Ребята, что вы узнали о крепостном праве из рассказа Вани?

(дети отвечают своими словами)

-А сейчас мы немного отдохнем.

(Валеологический этюд.  Подготовила психолог Е.В. Давыдова)

- Теперь снова настраиваемся на рабочий лад.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания рассказа И.С. Тургенева «Муму»

(слайд 22-23)

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву

 Словарная работа

Толкуется понятие Аннибалова клятва так-

( твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего либо до конца. произошла от имени карфагенского полководца Аннибала)

-Послушайте её (читаю клятву)

У героев рассказа «Муму» есть свои прототипы.

Слово прототип новое для вас, давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним лексическое значение этого слова.

: Слово «прототип» означает – (конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для создания образа в литературе).

(слайд 25).

 Прототипом Герасима был реальный человек Андрей. Прототипом барыни - мать Тургенева Варвара Петровна)

-О прототипах героев рассказа приготовила презентацию Дарья.

(слайд 26-31)

3.Закрепление изученного материала

-Ребята, мы сегодня познакомились с детством И. С. Тургенева.

-Скажите, любил ли Тургенев читать в детстве книги?

-Какая история произошла с ним и его другом Леоном  Серебряковым?

А что нового на уроке  вы узнали о рассказе «Муму»?

 

4.Рефлексия

-Одной из главных достопримечательностей старинного парка -заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.. . Несколько дубков – потомков тургеневского дуба растут в парке Спасского-Лутовинова и на Бежином лугу.

- И у нас на уроке тоже есть свой дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нем не хватает?

(листвы)

5. Самооценка

У вас на столах есть дубовые листочки 3-х цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочек и прикрепить его к дубу ( слайд  перед рефлексией).

-Если на уроке вам было интересно и все понятно, то прикрепите зеленый листок.

-Если было не все понятно, то прикрепите желтый листок.

-А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.

А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его И. С. Тургенев.( слайд 32)

4. Домашнее задание

-Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Разработка урока по литературе для 6 класса «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни.

Разработка содержит конспект урока по литературе для 6 класса, воспользоваться которым может как учитель для подготовки к уроку, так и ученик, пропустивший занятие и решивший самостоятельно изучь тему...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .

____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...